На II этапе с учащимися 3-х классов с ОВЗ
Имеющими недостатки чтения и письма,
Обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи
На 2014 – 2015 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Практическое овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слов. | ||
Синонимы | ||
Использование синонимов речи | ||
Подбор синонимов к заданным словам | ||
Антонимы | ||
Нахождение антонимов в текстах | ||
Подбор антонимов к словам различных частей речи | ||
Многозначные слова | ||
Однозначные и многозначные слова | ||
Прямое и переносное значение многозначных слов | ||
Понятие о родственных словах (в практическом плане) | ||
Родственные слова. Корень слова. | ||
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | ||
Происхождение слов. | ||
Правописание безударной гласной в корне слова. | ||
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления | ||
Образование слов при помощи суффиксов. | ||
Уменьшительно - ласкательные суффиксы. | ||
Суффиксы профессий. | ||
Суффиксы прилагательных. | ||
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления | ||
Образование слов при помощи приставок | ||
Приставки пространственного значения | ||
Приставки временного значения | ||
Многозначные приставки | ||
Употребление слов с различными приставками в предложениях и текстах | ||
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | ||
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок | ||
Распознавание предлогов среди других букв и буквосочетаний. | ||
Выбор предлогов в словосочетаниях. | ||
Использование предлогов в тексте. | ||
Различение предлогов и приставок. | ||
Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. | ||
Имя существительное | ||
Имя существительное. | ||
Изменение имён существительных по числам. | ||
Род имён существительных. | ||
Именительный падеж имён существительных. | ||
Родительный падеж имён существительных. | ||
Дательный падеж имён существительных. | ||
Винительный падеж имён существительных. | ||
Творительный падеж имён существительных. | ||
Предложный падеж имён существительных. | ||
Обобщение знаний о падежах имён существительных. | ||
Имя прилагательное | ||
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. | ||
Род и число имён прилагательных. | ||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | ||
Образование прилагательных от существительных. | ||
Глагол | ||
Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте. | ||
Неопределённая форма глагола. | ||
Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам. | ||
Изменение глаголов по временам. | ||
Распределение глаголов по временам. | ||
Распределение глаголов по временам. |
Содержание коррекционной работы на третьем этапе КРО
Посколькуцелью логопедических занятий с детьми с ОВЗ является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
-программирование смысловой структуры высказывания;
-установление связности и последовательности его;
-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определённой последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте.Развитиеумений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).
2. Развитие умений и навыков анализировать текст:
-определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связанного высказывания.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связанного высказывания.
Тематическое планирование
организованной образовательной деятельности