На II этапе с учащимися 3-х классов с ОВЗ

Имеющими недостатки чтения и письма,

Обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи

На 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия Дата проведения
Практическое овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слов.
Синонимы
Использование синонимов речи  
Подбор синонимов к заданным словам  
Антонимы
Нахождение антонимов в текстах  
Подбор антонимов к словам различных частей речи  
Многозначные слова
Однозначные и многозначные слова  
Прямое и переносное значение многозначных слов  
Понятие о родственных словах (в практическом плане)
Родственные слова. Корень слова.  
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.  
Происхождение слов.  
Правописание безударной гласной в корне слова.  
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления
Образование слов при помощи суффиксов.  
Уменьшительно - ласкательные суффиксы.  
Суффиксы профессий.  
Суффиксы прилагательных.  
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления
Образование слов при помощи приставок  
Приставки пространственного значения  
Приставки временного значения  
Многозначные приставки  
Употребление слов с различными приставками в предложениях и текстах  
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.  
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок
Распознавание предлогов среди других букв и буквосочетаний.  
Выбор предлогов в словосочетаниях.  
Использование предлогов в тексте.  
Различение предлогов и приставок.  
Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты.  
Имя существительное
Имя существительное.  
Изменение имён существительных по числам.  
Род имён существительных.  
Именительный падеж имён существительных.  
Родительный падеж имён существительных.  
Дательный падеж имён существительных.  
Винительный падеж имён существительных.  
Творительный падеж имён существительных.  
Предложный падеж имён существительных.  
Обобщение знаний о падежах имён существительных.  
Имя прилагательное
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.  
Род и число имён прилагательных.  
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.  
Образование прилагательных от существительных.  
Глагол
Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте.  
Неопределённая форма глагола.  
Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам.  
Изменение глаголов по временам.  
Распределение глаголов по временам.  
Распределение глаголов по временам.  


Содержание коррекционной работы на третьем этапе КРО

Посколькуцелью логопедических занятий с детьми с ОВЗ является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.

Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

-программирование смысловой структуры высказывания;

-установление связности и последовательности его;

-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определённой последовательности:

1. Формирование практических представлений о тексте.Развитиеумений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

-определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- составлять план связанного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;

- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

- составлять план связанного высказывания.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

Наши рекомендации