УЭ 4.4. Особенности работы педагога-психолога с учащимися старших классов

Содержание заданий Методические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Повторитьтему «Психологическая характеристика учащихся старших классов». Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Психология развития».
Задание 2. Подготовить сообщение на тему «Факторы профессионального самоопределения» При подготовке сообщения помимо психологической литературы можно опираться на собственный опыт
Задание 3. Подготовить конспект беседы со старшеклассниками на актуальную для данного возраста тему.  
Задание 4. Составить картотеку диагностических методик для подростков по выявлению уровня умственного развития, положения его в группе сверстников, особенностей эмоционального развития (не менее 10). Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курсов «Детская практическая психология» и «Психодиагностика».

Информационный блок.Работа педагога-психолога с обучающимися старших классов направлена на реализацию основных задач развития в ранней юности:

1. обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

2. обретение психосексуальной идентичности (осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола);

3. профессиональное самоопределение (самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выборе будущей профессии);

4. развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Юноши и девушки «группы риска». Аддиктивное поведение: понятие (от англ. аddiction — пагубная привычка) используется рядом авторов для описания поведения, включающего употребление различных психоактивных веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость.

Факторы, приводящие юношей к аддиктивному поведению:

1) наследственная отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями;

2) большая частота перенесенных детских инфекций;

3) распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики). Для юношей, употребляющих токсикоманические вещества, более характерны случаи задержек психического развития в детстве.

Причины возникновения нарушений поведения можно схематично описать следующим образом: отставание в учебе, негативная оценка способностей учителями и учениками, пренебрежительное отношение товарищей по классу, с одной стороны, и требования родителей соответствовать их представлениям — с другой, создают выраженное психическое напряжение, служат источником фрустрации; взамен ожидаемого от родителей понимания, сочувствия ребенок, а затем подросток, юноша встречает негативные эмоции и пытается снять свое эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходов из дома и т. п.

Юношеская сексуальность. У современных старшеклассников заметно повысился интерес к проблемам секса, что, в свою очередь, все больше волнует и взрослых - родителей, педагогов, медиков — и, прежде всего, из-за снижения возраста первых сексуальных контактов.

В последние тридцать лет во всем мире значительно изменились стереотипы сексуального поведения. Зафиксированы следующие основные тенденции:

— сексуальность приносит все больше наслаждения, все меньше конфликтов и стресса. Отношение к самоудовлетворению и гомосексуализму стало гораздо терпимее; половая жизнь, начинается раньше; добрачные и внебрачные связи считаются само собой разумеющимися;

— юношеская сексуальность ориентируется на любовь, верность и партнерство; добрачные сексуальные отношения не рассматриваются как обещание вступить в брак;

— представители обеих полов, разных социальных слоев, городская и сельская молодежь все меньше отличаются от друг от друга. И юноши, и девушки все раньше и чаще меняют сексуальных партнеров.

Таким образом, отношение молодых людей к сексу становится все более легким, все проще игнорируются различные социальные запреты в этой области, разные формы сексуального поведения все чаще встречаются в раннем юношеском и даже подростковом возрасте. Но все это создает новые проблемы, например, проблема формирования у некоторых молодых людей гомосексуальной ориентации просто видоизменяется, но отнюдь не исчезает из-за того, что в целом отношение к гомосексуализму становится терпимее. Упрощение отношения к ранним сексуальным связям обостряет такие проблемы, как ранняя беременность, рождение детей у слишком молодых матерей, еще обучающихся в школе, и т. п.

Психологические факторы имеют решающее значение и при оценке такого типичного явления подростковой и юношеской сексуальности, как мастурбация. По данным разных исследователей, ею занимаются от 70 -90% подростков и юношей до 30 - 60% девушек. Подростковая и юношеская мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами, но в то же время она стимулируется и психическими факторами (примером сверстников, проверка своей половой потенции и т. п.)

Очень сложную проблему подростковой и юношеской сексуальности представляют гомоэротические чувства и контакты. Это может быть одной из сторон сексуального экспериментирования в процессе поиска своей половой идентичности, но в целом эта проблематика еще не до конца изучена.

Выделяют следующие факторы, влияющие на успех или неуспех освоения половой роли:

— половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно здесь могут сказываться: несчастная юность, пренебрежение к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола;

— личностные особенности. Отрицательно влияют чрезмерная интроверсия, аскетическое поведение, слишком сильные интеллектуализация и идентификация с одним из родителей;

— неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству.

Нельзя забывать и о том, что школьный психолог может помочь старшеклассникам получить необходимую информацию, связанную с проблемами секса и сексуального воспитания.

Асоциальное поведение. Говоря об асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних, часто используют в качестве синонимов понятия девиантного, делинквентного поведения. Целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).

В отечественной психология истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношей принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. Трудновоспитуемость как невосприимчивость к положительному социальному опыту является следствием педагогической запущенности, которую определяют как длительное, неблагоприятное для развития состояние личности ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием микросреды, преломленным через внутренние условия.

Существуют следующие стадии развития асоциального поведения:

— неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);

— порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей); ‚

— девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);

— делинквентное (предпреступное) поведение;

— преступное поведение;

— деструктивное поведение.

Перспективным является подход тех психологов, которые пытаются рассмотреть асоциальное поведение с точки зрения самого молодого человека. Попытка выяснить субъективное значение конкретного поступка привела к следующим интересным выводам:

во-первых, многие действия, рассматриваемые как криминальные, на самом деле являются отражением стремления к необычным ситуациям, приключениям и представляют собой нормальные игровые ситуации;

во-вторых, чаще всего подростки с помощью криминальных действий пытаются решить некоторые проблемы, например, агрессивность может быть попыткой завоевать признание в школе;

в третьих, большая часть действий, определяемых как криминальные, есть нормальный опыт в рамках процесса познания, испытания границ дозволенного и недозволенно.

Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

— потребность в престиже, в самоуважении;

— потребность в риске;

— наличие так называемых искусственных потребностей;

— эмоциональная неустойчивость;

— агрессивность;

— наличие акцентуации характера (к группе риска относят гипертимную, истероидную, шизоидную и лабильную акцентуации);

— отклонения в психическом развитии;

— низкое самоуважение;

— неадекватная самооценка и др.

Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

Рубежный контроль по модулюпредполагает проведение контрольной работы по 4 вариантам.

1 вариант

1. Диагностическая работа педагога-психолога ДОУ.

2. Леворукий ребёнок в школе.

3. Суицидальное поведение подростков.

4. профессиональное самоопределение старшеклассников.

2 вариант

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.

2. Проблема неуспеваемости в младших классах.

3. Проблемы сексуального развития подростков.

4. Аддиктивное поведение старшеклассников.

3 вариант

1. Профилактика детских проблем.

2. Младшие школьники «группы риска».

3. Развитие общения подростков со сверстниками.

4. Проблемы юношеской сексуальности.

4 вариант

1. Работа с дошкольниками «группы риска».

2. Сопровождение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

3. Алкоголизация и употребление ПАВ подростками.

4. Асоциальное поведение старшеклассников.

Наши рекомендации