Специальной (коррекционной) школы-интерната I и II видов на 100 воспитанников
№п/п | Наименование должности | Количество ставок |
Директор | ||
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | ||
Заместитель директора по воспитательной работе | ||
Заместитель директора по административно-хозяйственной части |
Окончание таблицы
I | ||
Врач | ||
■Медсестра | ||
Заведующий складом | I | |
Музыкальный работник | 0,5 | |
Главный бухгалтер | ||
Бухгалтер | ||
Шеф-повар | I | |
Повар | ||
Водитель автобуса | ||
Инструктор по труду | ||
Инструктор но физической культуре | 0,5 | |
Учитель-дсфе ктол or | ||
Педагог-психолог | ||
Социальный педагог | ||
Старший вожатый | ||
Педагог дополнительного образования | 1.5 | |
Учитель-дефектолог слухового кабинета | I | |
Заведующий отделом музейной работы | ||
Кастелянша | ||
Помощник воспитателя (ночкой) | 4,6 | |
Техник слуховой аппаратуры | ||
Дворник | ||
Рабочий по ремонту и обслуживанию | ||
Конюх | ||
Кухонные рабочие | ||
Помощник воспитатели (дневной) | 3,6 | |
Волитель грузовой автомашины | ! | |
Мастер по машинной стирке | 2,5 | |
Истопник | 0,5 | |
Уборщица |
Штатное расписание
специальной (коррекцией ной) школы-интерната Ш—IV видов на 350 воспитанников
№ п/п | Найме нозание должности | Количество ставок |
] | Директор | |
Заместитель директора по воспитательной работе | ||
Заместитель директора по музыкально-эстетическом у образованию | ||
Заместитель директора по учебн о- вое питательной работе | ||
Заместитель директора по административно-хозяйственной части | ||
6 | Главный бухгалтер | |
-г | Бухгалтер | |
Заведующий библиотекой | ||
9 | Библиотекарь | |
Педагог- психол ог | ||
Социальный педагог | I | |
Педагог дополнительного образования | ||
Старший вожатый | ||
Логопед | ||
Инструктор по физической культуре | ||
Инженер по обслуживанию вычислительной техники | ||
Врач - офтал ьмолог | ||
Врач 1 категории | ||
Врач-психиатр | 0,5 | |
Старшая медсестра | ||
Медсестра | ||
Санитарка | 1,5 | |
Мастер по обслуживанию мастерских | ||
Инструктор по труду |
Окончание таблицы | г Штатное расписание специальной (коррекционнон) школы-интерната V вида с дошкольным | |||||||||
отделением на 230 воспитанников | ||||||||||
Старший воспитатель | N° п/п | Наименование должности | Количество ставок | |||||||
Помощник воспитателя | ||||||||||
Ночная няня (изолятор) | ||||||||||
Шеф-повар | i | Директор | ||||||||
Повар | Заместитель директора по учебной работе | |||||||||
Кухонные рабочие | Заместитель директора по воспитательной работе | |||||||||
Лаборант | Заместитель директора по административно-хозяйственной части | |||||||||
Учитель музыки | Главный бухгалтер | |||||||||
Переводчик слепого учителя | 5,5 | Бухгалтер | ||||||||
Заведующий канцелярией | Заведующий складом | |||||||||
Секретарь-машинистка | S | Кастелянша | ||||||||
Заведующий камерой хранения | Шеф-повар | |||||||||
Заведующий складом | Повар | 3,5 | ||||||||
Машинистка по стирке белья | Уборщииа | 18.7 | ||||||||
Водитель автобуса | Гардеробщица | 1,3 | ||||||||
Водитель грузового автомобиля | I | Подсобный рабочий по кухне | ||||||||
Рабочий по ремонту автомобиля | Рабочий по обслуживанию здания | |||||||||
Сторож | 4,3 | Помощник воспитателя | ||||||||
Дворник | ||||||||||
Водитель! кл.санитарной машины | ||||||||||
Рабочий по ремонту и обслуживанию здания | ||||||||||
Водитель 1 кл. | ||||||||||
Рабочий по комплексному обслуживанию здания | 17,2 | Водитель 3 кл. | ||||||||
Подсобный рабочий | Машинист по стирке белья | |||||||||
Гардеробщик | ||||||||||
Сторож | 4,3 | |||||||||
Дворник | ||||||||||
Конюх | ||||||||||
Секретарь учебной части | ||||||||||
Музыкальный руководитель | ||||||||||
! |
Окончание таблицы | 44 | Штатное расписание специальной (коррекшюнной) школы-интерната VI вила | ||||||||
на 120 воспитанников | ||||||||||
Педагог-психолог | п/п | Наименование должности | Количество ставок | |||||||
Социальный педагог | ||||||||||
Педагог - орга н и затор | ||||||||||
Заведующий библиотекой | Директор | |||||||||
Врач | 1,5 | Заместитель директора по учебной работе | ||||||||
Врач - стоматоло г | Заместитель директора по воспитательной работе | |||||||||
Заместитель директора по административно-хозяйственной части | ||||||||||
Медсестра | ||||||||||
Инструктор ЛФК | Главный бухгалтер | |||||||||
Мастер по ремонту обуви | Бухгалтер | |||||||||
Педагог дополнительного образования | Кассир | 0,5 | ||||||||
Инструктор по физической культуре | Педагог-организатор | |||||||||
Инструктор по труду | Педагог дополнительного образования | |||||||||
Заведующий базой отдыха | Заведующий библиотекой | |||||||||
Дошкольное отделение | Заведующий складом | |||||||||
Заместитель директора по дошкольному отделению | Кастелянша | I | ||||||||
Помощники воспитателя | 4,4 | Шеф-повар | ||||||||
Младший воспитатель | Повар | |||||||||
Помощник воспитателя (ночной) | 4,6 | Подсобный рабочий | ||||||||
Повар | Машинист но стирке | |||||||||
Подсобный рабочий по кухне | Рабочий по текущему ремонту | |||||||||
Машинист по стирке белья | Водитель автобуса | |||||||||
Уборщица служебных помещений | 0,25 | Водитель грузового автомобиля | ||||||||
Инструктор по физической культуре | 0.25 | Младший воспитатель | ||||||||
Музыкальный руководитель | 0,75 | Лифтер | ||||||||
4S | У ч ите ль - ло гопед | Техник но ремонту обуви | ||||||||
Дворник | 3,5 | |||||||||
Уборщиид | ||||||||||
Окончание таблицы
Слесарь-сантехник | ||
Гардеробщик | ||
Инженер ЭВТ | ||
Лаборант | ||
Педагог-пс нхолог | ||
Социальный педагог | ||
Логопед | ||
Врач-ортопед | 0,5 | |
Врач-невро патолог | ||
Врач-педиатр | ||
Врач-психиатр | 0,5 | |
Врач-физиотерапевт | 0,5 | |
Врач-стоматолог | 0,5 | |
Врач игло-, рефлексотерапевт | 0,5 | |
Инструктор ЛФК | ||
Медсестра | ||
Медсестра физиотерапевтического кабинета | ||
Техник по гипсу | ||
Массажист | ||
Санитарка | ||
Методист ЛФК | ||
Банщица | ||
Официантка | t | |
Вахтер |
Штатное расписание
специальной (коррекционной) школы-интерната VII вида на 286 воспитанников, из которых 76 проживают в интернате
№ п/п | Наименование должности | Количество ставок |
Директор | ||
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | ||
Педагог-организатор | ||
Врач | ||
Медсестра | 4,5 | |
Заместитель директора по административно-хозяйственной части | ||
Заведующий библиотекой | ||
Учитель-логопед | ||
Педагог-психолог | I | |
Социальный педагог | ||
Делопроизводитель | ||
Водитель | ||
Сторож | 2,3 | |
Дворник | ||
Кладовщик | ||
Кастелянша | ||
Рабочий по обслуживанию и ремонту здания и оборудования | 2,5 | |
Шеф-повар | ||
Повар | ||
Подсобный рабочий | ||
Младший воспитатель для ночного дежурства | 5,5 | |
Швея | 1,5 | |
Рабочий по комплексному обслуживанию | 13,75 | |
Машинист по стирке белья |
Окончание таблицы
Окончание таблицы
Обувщик | 0,5 | |
Педагог дополнительного образования | 1,5 | |
Старшая медсестра | ||
Музыкальный руководитель | ||
Заведующий музеем | 0,5 | |
Заведующий продуктовым складом |
Штатное расписание
специальной (коррекциейно») школы VIII видас дошкольным отделением на 435 воспитанников
п/п | Наименование должности | Количество ставок |
Директор | ||
Заместитель директора по учебной работе | 2,5 | |
Заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию | ||
Заместитель директора по административно-хозяйственной части | ||
Заместитель директора по организации питания | ||
6 | Главный бухгалтер | |
Бухгалтер | ||
Педагог-психолог | I | |
Социальный педагог | ||
У ■; ител ь - л о гопе д | ||
Заведующий библиотекой | ||
Библиотекарь | ||
Секретарь-машинистка | ||
Педагог дополнительного образования | 1,5 |
Рабочий по обслуживанию здания | ||
Старшая медицинская сестра | ||
Медицинская сестра | ||
IS | Уборщица | |
Гардеробщица | ||
Дворник | ||
Сторож | 2,3 | |
Водитель автобуса | ||
Шеф-повар | ||
Повар | ||
Посудомойщик | ||
Кухонный рабочий | ||
Водитель | ||
Грузчик | ||
Дошкольное отделение | ||
Заместитель директора по дошкольному отделению | ||
Заведующий хозяйством | 0,5 | |
У ч ите Л ь-де фе ктол ог | ||
Музыкальный руководитель | 0,75 | |
Повар | ||
Младший воспитатель | ||
Младший во с питатель для ночных дежурств | 2,6 | |
Машинист по стирке белья | 0,75 |
11-ли
Штатное расписание
специальной (коррекиионной) школы-интерната VIII вида на 130 воспитанников
К? П/П | Наименование должности | Количество ставок |
Директор | ||
Заместитель директора по учебнойработе | ||
Заместитель директора по воспитательной работе | ||
Заместитель директора по административно-хозяйственной части | ||
Главный бухгалтер | ||
Бухгалтер | ||
Педагог-органи затор | ||
Врач | ||
Медицинская сестра | ||
Заведующий библиотекой | ||
Заведующий складом | ||
■Сасгелянша | ||
Помощник воспитателя | ||
±1еф-повар | ||
Товар | 2,5 | |
Подсобный рабочий кухни | ||
Уборщица служебных помещений | ||
Водите л ырузовой автомашины | ||
1У | Конюх | |
(одитель автобуса | ||
Дворник | ||
Машинист по стирке белья | ||
Секретарь-машинистка | ||
Рабочий по обслуживанию здания | ||
1стопннк |
Окончание таблицы
Сторож | 2,3 | |
Социальный педагог | ! | |
Педагог-психолог | ||
Педагог дополнительного образования | 0,5 | |
Инструктор по труду | 0,5 |
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах количество ставок воспитателей устанашшвается исходя из количества групп. Наполняемость групп определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Количество ставок учителей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении устанавливается исходя из количества классов и количества часов, предусмотренных учебным планом.
В настоящее время в Министерстве создана рабочая группа по подготовке примерных штатов образовательных учреждений различных типов и видов. Надеемся, что до завершения подготовки методических рекомендаций в помощь руководителям образовательных учреждений по формированию штатных расписаний направляемые материалы могут быть использованы в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 24.04.2000 № 27/640-2
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
В связи с поступающими в Министерство запросами из субъектов Российской Федерации о наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Министерство разъясняет следующее.
В пункте 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учрежде-
нии для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которую следует рассматривать как максимальную. Увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонениями в развитии на получение образования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов, групп и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, так как это не приведет кухудшению качества образовательного процесса.
Е. Е. Чеиурных |
Заместитель министра
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 19.04.2000 № 27/938-6
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
О проведении итоговой аттестации за 1999/2000 учебный
год выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I- VII вида
Министерство рекомендует провести итоговую аттестацию за 1999/ 2000 учебный год выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIIвида и специальных (коррекционных) классов при образовательных учреждениях за основную школу по математике и русскому языку (диктант или изложение по решению педагогического совета образовательного учреждения) письменно и одному из выбранных обучающимися предметов устно.
Тексты письменных экзаменационных работ, вопросы и задания билетов к устному экзамену составляются методическими объединениями учителей образовательных учреждений и утверждаются методическим советом органа управленияобразования, являющегося учредителем данного учреждения.
За среднюю (полную) школу обязательными являются экзамены по русскому языку (изложение) и математике (алгебра и начала анализа) письменно. Кроме того, сдаются устные экзамены по трем любым учебным предметам (по выбору обучающихся). Тексты письменных экзаменационных работ и вопросы к устным экзаменам составляются органами управления образованием субъектов Российской Федерации с обязательным привлечением специалистов коррекиионной педагогики.
Е. Е. Чепуриых |
Заместитель министра
Приказ Минобразования России
от 06.04.99 № 881
О создании Научно-методического совета по специальному образованию Минобразования России
В целях совершенствования системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приказываю:
1.Создать Научно-методический совет по специальному образованию
Минобразования России.
2. Утвердить:
2.1. Положение о Научно-методическом совете по специальному об
разованию Минобразования России (приложение 1).
2.2. Состаа Научно-методического совета го специальному образова
нию Минобразования России (приложение 2).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на замес
тителя министра Е. Е. Чепурных.
Первый заместитель министра А. Ф. Киселев
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 28.06.2000 № 27/1012-6
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
Об итогах Всероссийской конференции
«Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение:
опыт, проблемы, пути решения»
г. Москва, 15-16 февраля 2000 г.
В работе конференции приняли участие 196 человек— представители органов управления образованием, педагогических вузов, институтов повышения квалификации, дошкольных, специальных (коррекционных), общеобразовательных и профессиональных учреждений, диагностических и реабилитационных центров, Института коррекиионной педагогики Российской академии образования, ведущих педагогических издательств и средств массовой информации из 33 субъектов Российской Федерации. С докладами и сообщениями на пленарном заседании и двух секциях «Организационно-управленческие аспекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» и «Психолого-методические аспекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» выступили 42 человека. Кроме того, был организован «круглый стол» по обсуждению актуальных проблем обучения и воспитания детей с задерж-
кой психического развития и группы риска. По итогам конференции была принята резолюция.
Министерство образования рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию пунктов 1—10 указанной резолюции.
Резолюция Всероссийской конференции
Общественный и экономический кризис, который переживает страна, сопровождается резким снижением показателей здоровья и социальной защищенности детей. В столь сложных условиях особого внимания требуют дети и подростки с нарушениями психического развития, дети из неблагополучных семей и семей эмигрантов, беженцев, яиц,не имеющих определенного места жительства и работы.
Дети с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем, из неблагополучной социальной имикросоциальной среды, недостаточно подготовленные к обучению в школе, н первую очередь испытывают трудности в освоении учебного материала, в адаптации к школе и нередко в подростковом возрасте пополняют группу риска.
Не все школы оказались готовы к работе с данными категориями детей, и поэтому в отдельных регионах страны возрастает количество неуспевающих и второгодников, начиная с первых классов; увеличивается «отсев» из школы, растет уровень психологического неблагополучия подростков.
На основе положений Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Типового положения о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Примерного положения о классе (классах)компенсирующего обучения, Министерством образования Российской Федерации опрелелены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии и трудностями в обучении.
Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем кор-рекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, обусловленными задержкой психического развития, и детей группыриска. В этих условиях требуются повышенное внимание к вопросам охраны здоровья обучающихся, личност-но-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, активная дифференцированная помощь спеииал истов (психологов, логопедов, дефектологов, медиков), их комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка.
Участники конференции отмечают, что социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлеклаширокий круг научных исследователей и практических работников (методистов, психологов, педагогов, дефектологов). Создаются новые адаптированные и модифицируются действующие программы дошкольного, начального общего и основного общего образования. Издаются специально разработанные пособия и рабочие тетради по подготовке к школе и для учащихся I—II классов коррекиионно-развиваюшего обучения (авторы С. Г. Шевченко, Р.Д.Три-гер, Г.М.Капустина и др.).
Использование современных организационных форм, методов, технологий коррекиионно-развииающего образования обеспечивает заметную положительную динамику в развитии детей, успешности их обучения и адаптации к школе. Решающую роль здесь имеет смещение акцента на более раннюю диагностику и коррекцию, а также профилактику возникновения школьных проблем еще в дошкольных учреждениях.
Улучшился информационный обмен опытом по проблемам коррек-ционно-развивающего образования (открыта постоянно действующая рубрика -аКоррекционно-развивающсе обучение» в еженедельном приложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября», подключились другие приложения этой газеты («Психолог», «Математика» и др.).
На основе региональныхпрограмм развития образования разрабатываются новые концепции образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в условиях общеобразовательных учреждений; а также внедряются вариативные модели и технологии обучения детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, идетей группы риска.
Однако, наряду с положительными тенденциями, в коррекционно-развиваюшем и компенсирующем обучении остаются актуальными научные и практические проблемы, обозначенные на 2-й Всероссийской конференции 16 — 18 апреля 1997 г.
Для их решения необходимы специально разработанные федеральные и региональные комплексные программы, соответствующая материально-техническая база, создание развивающей среды, что, в свою очередь, требует иных учебных пособий, квалифицированных специалистов в области специальной педагогики и психологии, социальной реабилитации, учителей нового типа для работы в классах коррекпион-но-развивающего и компенсирующего обучения.
С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции считают, что основными задачами на федеральном уровне являются:
1. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (Управление специального образования Минобразования России), для чего необходимо:
— пересмотреть Примерное положение о классах компенсирующего
обучения с учетом современных требований и региональных положений
о классах коррекиионно-развивающего обучения;
— создать и утвердить специальный государственный образователь
ный стандарт для детей с задержкой психического развития с учетом
перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;
— разработать и обсудить варианты учебного плана основного общего
образования для специальных (коррекционных) учреждений VIIвида и
классов для детей с задержкой психического развития с учетом перехода
общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;
— рекомендовать включение в штатное расписание общеобразова
тельного учреждения ставок учителя-дефектолога из расчета 1 ставка на
4—5 классов 1 ступени начального общего образования и 5—8 классов II
ступени основного общего образования;
— составить примерный перечень должностных обязанностей учите
ля-дефектолога общеобразовательного учреждения.
J
2. Научная разработка и реализация различных вариативных подходов
к компенсирующему и коррекционно-развивагошему образованию, из
мерителей успешности обучения детей (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).
3. Разработка развивающих, коррекционно-развивающих и компен
сирующих программ обучения как в дошкольном, начальном общем,
основном общем, так и в начальном профессиональном и среднем про
фессиональном образовании (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).
4. Разработка программно-методического обеспечения обучения де
тей и подростков с задержкой психического развития, с трудностями в
обучении и группы риска на ступени основного общего образования (ИКП
РАО, ИПКиПРНО МО).
5. Разработка учебных планов нтехнологий допрофессионального и
начального профессионального образования детей е трудностями в обу
чении, детей группы риска (Управление специального образования
Минобразования России, ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).
На региональном уровне:
1. Разработка модели комплектования классов компенсирующего обу
чения и классов коррекционно-развивающего обучения (в т.ч. психоло
го-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений
и межшкольными психолого-медико-педагогическими консилиумами,
создаваемыми при строгом соответствии требованиям утвержденного
приказом Минобразования России Положения о ПМПК)'.
2. Объединение усилий и создание условий для согласованности дей
ствий различных ведомств, структур и организаций субъекта Федера
ции, решающих проблемы компенсирующего и коррекционно-развива-
ющего образования (органов управления образованием, образователь
ных учреждений, ПМПК, ПМС-центров, центров реабилитации и со
циальной помощи, учебно-методических центров, институтов повыше
ния квалификации работников образования, факультетов специальной
педагогики и психологии педагогических вузов).
3. Проектирование развивающей среды с учетом специфики школы,
района, города и региона в целом.
4. Мониторинг образовательной ситуации в субъекте Федерации и
анализ эффективности деятельности новых моделей компенсирующего
и ко рр е к цион но-развивающего образования.
5. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной и проф ^тактичес
кой работы в условиях образовательных учреждений.
6. Консолидация сил специалистов в сфере разливающего, коррекци-
он но -развивающего и компенсирующего обучения и реабилитации де
тей и подростков.
7. Формирование единого информационного поля сторонников раз-
виваюшего, компенсирующего, коррекционно-развивающет образова
ния и реабилитационной педагогики в регионе (посредством «круглых
столов», научно-практических конференций, дополнительного образо
вания обучающихся, работы с их семьями, со студентами-вол он те рам и,
через средства массовой информации и др.).
8. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов компенсирующего и коррек-
ционно-развивающего образования в парадигме личностно-профессионального роста. Включение системы дополнительного профессионального образования в подготовку кадров для специального, коррекцион-но-развивающего и компенсирующего образования. Организация специализации студентов факультетов специальной педагогики и психологии педагогических вузов по проблемам компенсирующего и коррекци-он но-развивающего обучения.
9. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов ПМПК, ПМС-центров, цент
ров реабилитации и социальной помощи, учебно-методических центров
в парадигме личностно-профессионального роста.
10. Организация непрерывного профессионального образования пе
дагогов, психологов, логопедов, специальных педагогов, медицинских
работников и методистов (через систему повышения квалификации,
постоянно действующие семинары, «школы мастерства», консультации
и т.п.).
Министерство образования Российской Федерации при организации классов компенсирующего обучения и классов коррекционно-развивающего обучения рекомендует использовать Концепцию коррекционно-развиваюшего обучения и Типовое положение о классах коррекционно-развиваюшего обучения г. Мос