Специальной (коррекционной) школы-интерната I и II видов на 100 воспитанников

№п/п Наименование должности Количест­во ставок
Директор
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по административно-хозяйственной части

Окончание таблицы

I
Врач
■Медсестра
Заведующий складом I
Музыкальный работник 0,5
Главный бухгалтер
Бухгалтер
Шеф-повар I
Повар
Водитель автобуса
Инструктор по труду
Инструктор но физической культуре 0,5
Учитель-дсфе ктол or
Педагог-психолог
Социальный педагог
Старший вожатый
Педагог дополнительного образования 1.5
Учитель-дефектолог слухового кабинета I
Заведующий отделом музейной работы
Кастелянша
Помощник воспитателя (ночкой) 4,6
Техник слуховой аппаратуры
Дворник
Рабочий по ремонту и обслуживанию
Конюх
Кухонные рабочие
Помощник воспитатели (дневной) 3,6
Волитель грузовой автомашины !
Мастер по машинной стирке 2,5
Истопник 0,5
Уборщица

Штатное расписание

специальной (коррекцией ной) школы-интерната Ш—IV видов на 350 воспитанников

№ п/п Найме нозание должности Количест­во ставок
] Директор
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по музыкально-эстетическом у образованию
Заместитель директора по учебн о- вое питательной работе
Заместитель директора по административно-хозяйственной части
6 Главный бухгалтер
Бухгалтер
Заведующий библиотекой
9 Библиотекарь
Педагог- психол ог
Социальный педагог I
Педагог дополнительного образования
Старший вожатый
Логопед
Инструктор по физической культуре
Инженер по обслуживанию вычислительной техники
Врач - офтал ьмолог
Врач 1 категории
Врач-психиатр 0,5
Старшая медсестра
Медсестра
Санитарка 1,5
Мастер по обслуживанию мастерских
Инструктор по труду








Окончание таблицы   г Штатное расписание специальной (коррекционнон) школы-интерната V вида с дошкольным  
    отделением на 230 воспитанников  
  Старший воспитатель     N° п/п Наименование должности Количест­во ставок    
  Помощник воспитателя  
  Ночная няня (изолятор)        
  Шеф-повар i   Директор    
  Повар     Заместитель директора по учебной работе    
  Кухонные рабочие     Заместитель директора по воспитательной работе    
  Лаборант     Заместитель директора по административно-хозяйственной части    
  Учитель музыки     Главный бухгалтер    
  Переводчик слепого учителя 5,5     Бухгалтер  
  Заведующий канцелярией     Заведующий складом  
  Секретарь-машинистка     S Кастелянша  
  Заведующий камерой хранения     Шеф-повар  
  Заведующий складом     Повар 3,5    
  Машинистка по стирке белья     Уборщииа 18.7    
  Водитель автобуса     Гардеробщица 1,3    
  Водитель грузового автомобиля I     Подсобный рабочий по кухне    
  Рабочий по ремонту автомобиля     Рабочий по обслуживанию здания  
  Сторож 4,3     Помощник воспитателя    
  Дворник  
  Водитель! кл.санитарной машины  
  Рабочий по ремонту и обслуживанию здания  
  Водитель 1 кл.  
  Рабочий по комплексному обслуживанию здания 17,2     Водитель 3 кл.    
  Подсобный рабочий     Машинист по стирке белья    
  Гардеробщик  
  Сторож 4,3  
    Дворник    
    Конюх    
    Секретарь учебной части    
    Музыкальный руководитель    
!

Окончание таблицы 44 Штатное расписание специальной (коррекшюнной) школы-интерната VI вила  
    на 120 воспитанников  
  Педагог-психолог     п/п Наименование должности Количест­во ставок    
  Социальный педагог  
   
  Педагог - орга н и затор  
  Заведующий библиотекой     Директор    
  Врач 1,5     Заместитель директора по учебной работе    
  Врач - стоматоло г     Заместитель директора по воспитательной работе    
  Заместитель директора по административно-хозяйственной части  
  Медсестра  
  Инструктор ЛФК     Главный бухгалтер    
  Мастер по ремонту обуви     Бухгалтер    
  Педагог дополнительного образования     Кассир 0,5    
  Инструктор по физической культуре     Педагог-организатор    
  Инструктор по труду     Педагог дополнительного образования    
  Заведующий базой отдыха     Заведующий библиотекой    
  Дошкольное отделение     Заведующий складом    
  Заместитель директора по дошкольному отделению     Кастелянша I    
  Помощники воспитателя 4,4     Шеф-повар    
  Младший воспитатель     Повар    
  Помощник воспитателя (ночной) 4,6     Подсобный рабочий    
  Повар     Машинист но стирке    
  Подсобный рабочий по кухне     Рабочий по текущему ремонту    
  Машинист по стирке белья     Водитель автобуса    
  Уборщица служебных помещений 0,25     Водитель грузового автомобиля    
  Инструктор по физической культуре 0.25     Младший воспитатель    
  Музыкальный руководитель 0,75     Лифтер    
  4S У ч ите ль - ло гопед     Техник но ремонту обуви    
    Дворник 3,5    
    Уборщиид    
 

Окончание таблицы

Слесарь-сантехник
Гардеробщик
Инженер ЭВТ
Лаборант
Педагог-пс нхолог
Социальный педагог
Логопед
Врач-ортопед 0,5
Врач-невро патолог
Врач-педиатр
Врач-психиатр 0,5
Врач-физиотерапевт 0,5
Врач-стоматолог 0,5
Врач игло-, рефлексотерапевт 0,5
Инструктор ЛФК
Медсестра
Медсестра физиотерапевтического кабинета
Техник по гипсу
Массажист
Санитарка
Методист ЛФК
Банщица
Официантка t
Вахтер

Штатное расписание

специальной (коррекционной) школы-интерната VII вида на 286 воспитанников, из которых 76 проживают в интернате

№ п/п Наименование должности Количест­во ставок
Директор
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Педагог-организатор
Врач
Медсестра 4,5
Заместитель директора по административно-хозяйственной части
Заведующий библиотекой
Учитель-логопед
Педагог-психолог I
Социальный педагог
Делопроизводитель
Водитель
Сторож 2,3
Дворник
Кладовщик
Кастелянша
Рабочий по обслуживанию и ремонту здания и оборудования 2,5
Шеф-повар
Повар
Подсобный рабочий
Младший воспитатель для ночного дежурства 5,5
Швея 1,5
Рабочий по комплексному обслуживанию 13,75
Машинист по стирке белья




Окончание таблицы

Окончание таблицы



Обувщик 0,5
Педагог дополнительного образования 1,5
Старшая медсестра
Музыкальный руководитель
Заведующий музеем 0,5
Заведующий продуктовым складом

Штатное расписание

специальной (коррекциейно») школы VIII видас дошкольным отделением на 435 воспитанников

п/п Наименование должности Количест­во ставок
Директор
Заместитель директора по учебной работе 2,5
Заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию
Заместитель директора по административно-хозяйственной части
Заместитель директора по организации питания
6 Главный бухгалтер
Бухгалтер
Педагог-психолог I
Социальный педагог
У ■; ител ь - л о гопе д
Заведующий библиотекой
Библиотекарь
Секретарь-машинистка
Педагог дополнительного образования 1,5

Рабочий по обслуживанию здания
Старшая медицинская сестра
Медицинская сестра
IS Уборщица
Гардеробщица
Дворник
Сторож 2,3
Водитель автобуса
Шеф-повар
Повар
Посудомойщик
Кухонный рабочий
Водитель
Грузчик
Дошкольное отделение
Заместитель директора по дошкольному отделению
Заведующий хозяйством 0,5
У ч ите Л ь-де фе ктол ог
Музыкальный руководитель 0,75
Повар
Младший воспитатель
Младший во с питатель для ночных дежурств 2,6
Машинист по стирке белья 0,75



11-ли



Штатное расписание

специальной (коррекиионной) школы-интерната VIII вида на 130 воспитанников

К? П/П Наименование должности Количест­во ставок
Директор
Заместитель директора по учебнойработе
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по административно-хозяйственной части
Главный бухгалтер
Бухгалтер
Педагог-органи затор
Врач
Медицинская сестра
Заведующий библиотекой
Заведующий складом
■Сасгелянша
Помощник воспитателя
±1еф-повар
Товар 2,5
Подсобный рабочий кухни
Уборщица служебных помещений
Водите л ырузовой автомашины
Конюх
(одитель автобуса
Дворник
Машинист по стирке белья
Секретарь-машинистка
Рабочий по обслуживанию здания
1стопннк

Окончание таблицы

Сторож 2,3
Социальный педагог !
Педагог-психолог
Педагог дополнительного образования 0,5
Инструктор по труду 0,5

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах количество ставок воспитателей устанашшвается ис­ходя из количества групп. Наполняемость групп определяется постанов­лением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специ­альном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Количество ставок учителей в специальном (коррекционном) обра­зовательном учреждении устанавливается исходя из количества классов и количества часов, предусмотренных учебным планом.

В настоящее время в Министерстве создана рабочая группа по подго­товке примерных штатов образовательных учреждений различных типов и видов. Надеемся, что до завершения подготовки методических реко­мендаций в помощь руководителям образовательных учреждений по фор­мированию штатных расписаний направляемые материалы могут быть использованы в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 24.04.2000 № 27/640-2

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В связи с поступающими в Министерство запросами из субъектов Российской Федерации о наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных уч­реждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии Министерство разъясняет следующее.

В пункте 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учрежде-

нии для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, ут­вержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продленного дня в специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждениях, которую следует рассматривать как максималь­ную. Увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества образователь­ного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонения­ми в развитии на получение образования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов, групп и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, так как это не приведет кухудшению качества образовательного процесса.

Е. Е. Чеиурных

Заместитель министра

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 19.04.2000 № 27/938-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

О проведении итоговой аттестации за 1999/2000 учебный

год выпускников специальных (коррекционных)

образовательных учреждений I- VII вида

Министерство рекомендует провести итоговую аттестацию за 1999/ 2000 учебный год выпускников специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений I—VIIвида и специальных (коррекционных) клас­сов при образовательных учреждениях за основную школу по математи­ке и русскому языку (диктант или изложение по решению педагогичес­кого совета образовательного учреждения) письменно и одному из выб­ранных обучающимися предметов устно.

Тексты письменных экзаменационных работ, вопросы и задания би­летов к устному экзамену составляются методическими объединениями учителей образовательных учреждений и утверждаются методическим советом органа управленияобразования, являющегося учредителем дан­ного учреждения.

За среднюю (полную) школу обязательными являются экзамены по русскому языку (изложение) и математике (алгебра и начала ана­лиза) письменно. Кроме того, сдаются устные экзамены по трем лю­бым учебным предметам (по выбору обучающихся). Тексты письмен­ных экзаменационных работ и вопросы к устным экзаменам составля­ются органами управления образованием субъектов Российской Фе­дерации с обязательным привлечением специалистов коррекиионной педагогики.

Е. Е. Чепуриых

Заместитель министра

Приказ Минобразования России

от 06.04.99 № 881

О создании Научно-методического совета по специальному образованию Минобразования России

В целях совершенствования системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приказываю:

1.Создать Научно-методический совет по специальному образованию
Минобразования России.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Научно-методическом совете по специальному об­
разованию Минобразования России (приложение 1).

2.2. Состаа Научно-методического совета го специальному образова­
нию Минобразования России (приложение 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на замес­
тителя министра Е. Е. Чепурных.

Первый заместитель министра А. Ф. Киселев

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 28.06.2000 № 27/1012-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Об итогах Всероссийской конференции

«Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение:

опыт, проблемы, пути решения»

г. Москва, 15-16 февраля 2000 г.

В работе конференции приняли участие 196 человек— представители органов управления образованием, педагогических вузов, институтов повышения квалификации, дошкольных, специальных (коррекционных), общеобразовательных и профессиональных учреждений, диагностичес­ких и реабилитационных центров, Института коррекиионной педагоги­ки Российской академии образования, ведущих педагогических изда­тельств и средств массовой информации из 33 субъектов Российской Федерации. С докладами и сообщениями на пленарном заседании и двух секциях «Организационно-управленческие аспекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» и «Психолого-методические ас­пекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» вы­ступили 42 человека. Кроме того, был организован «круглый стол» по обсуждению актуальных проблем обучения и воспитания детей с задерж-





 

кой психического развития и группы риска. По итогам конференции была принята резолюция.

Министерство образования рекомендует органам управления образо­ванием субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию пунк­тов 1—10 указанной резолюции.

Резолюция Всероссийской конференции

Общественный и экономический кризис, который переживает стра­на, сопровождается резким снижением показателей здоровья и социаль­ной защищенности детей. В столь сложных условиях особого внимания требуют дети и подростки с нарушениями психического развития, дети из неблагополучных семей и семей эмигрантов, беженцев, яиц,не име­ющих определенного места жительства и работы.

Дети с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоро­вьем, из неблагополучной социальной имикросоциальной среды, недо­статочно подготовленные к обучению в школе, н первую очередь испы­тывают трудности в освоении учебного материала, в адаптации к школе и нередко в подростковом возрасте пополняют группу риска.

Не все школы оказались готовы к работе с данными категориями детей, и поэтому в отдельных регионах страны возрастает количество неуспевающих и второгодников, начиная с первых классов; увеличива­ется «отсев» из школы, растет уровень психологического неблагополу­чия подростков.

На основе положений Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы раз­вития образования, Типового положения о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Примерного положения о классе (классах)компенсирующего обучения, Министерством образования Российской Федерации опрелелены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии и трудностями в обучении.

Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем кор-рекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые на­целены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, обусловленными задержкой психичес­кого развития, и детей группыриска. В этих условиях требуются повы­шенное внимание к вопросам охраны здоровья обучающихся, личност-но-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, актив­ная дифференцированная помощь спеииал истов (психологов, логопе­дов, дефектологов, медиков), их комплексное психолого-педагогичес­кое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка.

Участники конференции отмечают, что социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлеклаширокий круг научных иссле­дователей и практических работников (методистов, психологов, педаго­гов, дефектологов). Создаются новые адаптированные и модифицируют­ся действующие программы дошкольного, начального общего и основ­ного общего образования. Издаются специально разработанные пособия и рабочие тетради по подготовке к школе и для учащихся I—II классов коррекиионно-развиваюшего обучения (авторы С. Г. Шевченко, Р.Д.Три-гер, Г.М.Капустина и др.).

Использование современных организационных форм, методов, тех­нологий коррекиионно-развииающего образования обеспечивает за­метную положительную динамику в развитии детей, успешности их обучения и адаптации к школе. Решающую роль здесь имеет смещение акцента на более раннюю диагностику и коррекцию, а также профи­лактику возникновения школьных проблем еще в дошкольных учреж­дениях.

Улучшился информационный обмен опытом по проблемам коррек-ционно-развивающего образования (открыта постоянно действующая рубрика -аКоррекционно-развивающсе обучение» в еженедельном при­ложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября», подключились другие приложения этой газеты («Психолог», «Математика» и др.).

На основе региональныхпрограмм развития образования разрабаты­ваются новые концепции образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в условиях общеобразовательных учреж­дений; а также внедряются вариативные модели и технологии обучения детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психичес­кого развития, идетей группы риска.

Однако, наряду с положительными тенденциями, в коррекционно-развиваюшем и компенсирующем обучении остаются актуальными на­учные и практические проблемы, обозначенные на 2-й Всероссийской конференции 16 — 18 апреля 1997 г.

Для их решения необходимы специально разработанные федераль­ные и региональные комплексные программы, соответствующая мате­риально-техническая база, создание развивающей среды, что, в свою очередь, требует иных учебных пособий, квалифицированных специа­листов в области специальной педагогики и психологии, социальной реабилитации, учителей нового типа для работы в классах коррекпион-но-развивающего и компенсирующего обучения.

С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции счита­ют, что основными задачами на федеральном уровне являются:

1. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы ком­пенсирующего и коррекционно-развивающего образования (Управле­ние специального образования Минобразования России), для чего не­обходимо:

— пересмотреть Примерное положение о классах компенсирующего
обучения с учетом современных требований и региональных положений
о классах коррекиионно-развивающего обучения;

— создать и утвердить специальный государственный образователь­
ный стандарт для детей с задержкой психического развития с учетом
перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;

— разработать и обсудить варианты учебного плана основного общего
образования для специальных (коррекционных) учреждений VIIвида и
классов для детей с задержкой психического развития с учетом перехода
общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;

— рекомендовать включение в штатное расписание общеобразова­
тельного учреждения ставок учителя-дефектолога из расчета 1 ставка на
4—5 классов 1 ступени начального общего образования и 5—8 классов II
ступени основного общего образования;

— составить примерный перечень должностных обязанностей учите­
ля-дефектолога общеобразовательного учреждения.

J

2. Научная разработка и реализация различных вариативных подходов
к компенсирующему и коррекционно-развивагошему образованию, из­
мерителей успешности обучения детей (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

3. Разработка развивающих, коррекционно-развивающих и компен­
сирующих программ обучения как в дошкольном, начальном общем,
основном общем, так и в начальном профессиональном и среднем про­
фессиональном образовании (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

4. Разработка программно-методического обеспечения обучения де­
тей и подростков с задержкой психического развития, с трудностями в
обучении и группы риска на ступени основного общего образования (ИКП
РАО, ИПКиПРНО МО).

5. Разработка учебных планов нтехнологий допрофессионального и
начального профессионального образования детей е трудностями в обу­
чении, детей группы риска (Управление специального образования
Минобразования России, ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

На региональном уровне:

1. Разработка модели комплектования классов компенсирующего обу­
чения и классов коррекционно-развивающего обучения (в т.ч. психоло­
го-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений
и межшкольными психолого-медико-педагогическими консилиумами,
создаваемыми при строгом соответствии требованиям утвержденного
приказом Минобразования России Положения о ПМПК)'.

2. Объединение усилий и создание условий для согласованности дей­
ствий различных ведомств, структур и организаций субъекта Федера­
ции, решающих проблемы компенсирующего и коррекционно-развива-
ющего образования (органов управления образованием, образователь­
ных учреждений, ПМПК, ПМС-центров, центров реабилитации и со­
циальной помощи, учебно-методических центров, институтов повыше­
ния квалификации работников образования, факультетов специальной
педагогики и психологии педагогических вузов).

3. Проектирование развивающей среды с учетом специфики школы,
района, города и региона в целом.

4. Мониторинг образовательной ситуации в субъекте Федерации и
анализ эффективности деятельности новых моделей компенсирующего
и ко рр е к цион но-развивающего образования.

5. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной и проф ^тактичес­
кой работы в условиях образовательных учреждений.

6. Консолидация сил специалистов в сфере разливающего, коррекци-
он но -развивающего и компенсирующего обучения и реабилитации де­
тей и подростков.

7. Формирование единого информационного поля сторонников раз-
виваюшего, компенсирующего, коррекционно-развивающет образова­
ния и реабилитационной педагогики в регионе (посредством «круглых
столов», научно-практических конференций, дополнительного образо­
вания обучающихся, работы с их семьями, со студентами-вол он те рам и,
через средства массовой информации и др.).

8. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов компенсирующего и коррек-

ционно-развивающего образования в парадигме личностно-профессио­нального роста. Включение системы дополнительного профессиональ­ного образования в подготовку кадров для специального, коррекцион-но-развивающего и компенсирующего образования. Организация спе­циализации студентов факультетов специальной педагогики и психоло­гии педагогических вузов по проблемам компенсирующего и коррекци-он но-развивающего обучения.

9. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов ПМПК, ПМС-центров, цент­
ров реабилитации и социальной помощи, учебно-методических центров
в парадигме личностно-профессионального роста.

10. Организация непрерывного профессионального образования пе­
дагогов, психологов, логопедов, специальных педагогов, медицинских
работников и методистов (через систему повышения квалификации,
постоянно действующие семинары, «школы мастерства», консультации
и т.п.).

Министерство образования Российской Федерации при организации классов компенсирующего обучения и классов коррекционно-развива­ющего обучения рекомендует использовать Концепцию коррекционно-развиваюшего обучения и Типовое положение о классах коррекционно-развиваюшего обучения г. Мос

Наши рекомендации