Управление экономикой Муниципального хозяйства
План
1. Общие положения.
2. Управление муниципальным имуществом
3. Управление муниципальными хозяйствующими субъектами. Состав и правовой статус муниципальных хозяйствующих субъектов.
4. Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами.
5. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне.
6. Муниципальный заказ.
7. Система муниципальных финансов.
8. Управление муниципальными финансами.
9. Хозяйственная кооперация и внешние экономические связи муниципальных образований.
10. Организационные формы комплексного управления экономикой и финансами муниципального образования.
Цель изучения главы – изучение студентами систематизированного представления о задачах и методах муниципального управления экономическими процессами на территории муниципального образования.
Задачи:
Изучение экономических функций МСУ, направлений и методов реализации экономической политики в М.О., управления использования земли и природных ресурсов, управления муниципальным имуществом, хозяйствующими субъектами, взаимодействия органов МСУ с немуниципальными хозяйствующими субъектами, вопросов налогового, ценового, тарифного регулирования на муниципальном уровне, управления муниципальными финансами, вопросов хозяйственной кооперации и внешнеэкономических связей муниципальных образований.
Указания по самостоятельному изучению главы
Изучение необходимо начать с федеральных и региональных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов финансовых и экономических основ МСУ, а затем уже конкретно вопросов по управлению отдельными видами местных экономических ресурсов и процессами, связанными с их использованием. После этого ответить на вопросы и тесты.
Общие положения
Муниципальная экономика - это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории – важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика – это экономика оказания муниципальных услуг.
Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.
Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые ресурсы, используемые в экономической деятельности (схема 53). В настоящей главе рассматриваются вопросы управления имущественными и финансовыми ресурсами муниципального образования, которые, согласно Федеральному закону 2003 г., составляют экономическую основу местного самоуправления.
Схема 53. Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования
Включение в состав экономических ресурсов муниципального образование имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов и используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управлении в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.
Экономические функции местного самоуправления
Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию блага для населения. Основные из этих функций показаны на схеме 54.
Схема 54. Экономические функции местного самоуправления
В условиях перехода к рыночной экономики эти функции существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках, утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные. Так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции:
· управление муниципальным имуществом;
· налоговое;
· тарифное;
· ценовое регулирование;
· экономическое регулирование предпринимательской деятельности (ранее такая деятельность просто отсутствовала);
· внешнеэкономическая деятельность.
Свободное финансовое планирование территории в современных условиях стало на порядок развития сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории:
· прибыль всех хозяйствующих субъектов;
· платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
· централизованные средства;
· дотации и субвенции;
· доходы от приватизации;
· аренды;
· займов;
· инвестиционных проектов;
· внешнеэкономической деятельности и т. п.
Направления и методы реализации муниципальной экономической политики
Учитывая перечисленные функции, можно выделить основные направления муниципальной экономической политики:
· управление муниципальным имуществом;
· финансовая политика – управление муниципальными финансами;
· промышленная политика – взаимодействие с немуниципальными хозяйствующим субъектам на территории муниципального образования;
· налоговая, тарифная, ценовая политика;
· инвестиционная политика;
· управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.
Управление экономическими процессами на территории муниципального образования требует использования различных методов регулирования объектами управления (схема 55).
Схема 55. Методы регулирования экономических процессов на территории муниципального образования
Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов:
· географического положения;
· отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр);
· социально-демографического состава населения;
· уровня квалификации его трудоспособной части и т. п.
Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития.