Структура муниципального хозяйства и основные проблемы муниципального обслуживания.

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения. Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

-жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс)

-городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

-комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

-учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

-службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления (МСУ). Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

-органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории МО, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения МО;

-предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности, которые обеспечивают снабжение населения товарами и услугами. Органы МСУ определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию;

-предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ имеют право координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории МО.

Основная проблема – этопроблема донесения товаров и услуг населению.

Принято выделять 10 типов (механизмов) донесения товаров и услуг.

1. Муниципальная услуга. МО выступает как производитель и как распорядитель услуги. Доставка услуги (со взиманием платы (платная муниципальная услуга) или без таковой (бесплатная муниципальная услуга) осуществляется органом МСУ, использующим своих служащих (пример: вся деятельность муниципальных предприятий).

2. Продажа услуг органами МСУ. Физическое или юридическое лицо (частная компания) являются распорядителями, а МО — производителем (пример: покупка прав за пользование природными ресурсами, оплата милицейских услуг на частном предприятии).

3. Межмуниципальное соглашение. Одно МО — производитель, другое — распорядитель (пример: покупка одним МО школьных или пожарных услуг у соседнего МО).

4. Контракт. Органы МСУ заключают соглашения (контракт) с частными фирмами и некоммерческими организациями на доставку товаров и услуг. В таком механизме частник — производитель, МО — распорядитель, который платит производителю. Примером контракта является муниципальный заказ.

5. Привилегия. В услуге, основанной на привилегии МО — распорядитель, частная фирма — производитель, но за услугу платит потребитель (примеры: такси, телефон, автобусные перевозки).

6. Субсидирование поставщика (дотация). Частная фирма — производитель, МО и потребитель — сораспорядители (они выбирают определенных производителей, а потребитель выбирает наиболее подходящего производителя). Обычно и МО, и потребитель платят производителю (примеры: учреждения культуры, поставщики коммунальных услуг).

7. Субсидирование потребителя (гарантия). Частник — производитель, МО платит производителю, при этом потребитель субсидируется. Система гарантий альтернативна системе дотаций (примеры: продуктовые талоны, жилищные ваучеры, система перевозок).

Наши рекомендации