Учебно - практическое и лабораторное оборудование
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-«маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
-компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.
Учебно - методическое обеспечение
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М. «Просвещение».
2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
4. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
9. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.
15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ. 1 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 1 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным.