Современные информационные технологии
Использование современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов значительно повышает интерес детей к занятиям, повышает уровень их познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.
Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы могут быть использованы для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающими от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Использование современных информационных технологий, электронных образовательных ресурсов, компьютерных игр в образовании дошкольников позволяет достигать следующих результатов:
- Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля у детей.
- Благодаря автоматизированному контролю правильности выполнения заданий педагоги получают возможность работать одновременно с большим числом детей.
- Занятия на компьютере развивают у детей произвольную моторику пальцев рук, формируют и развивают совместную координированную деятельность зрительного и моторного анализаторов, что является важным моментом подготовки детей к овладению письмом.
- Компьютерные игры учат планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, развивают способность к прогнозированию результата действий. Ребенок учится думать, прежде чем делать.
- Информационные образовательные ресурсы спрограммированы таким образом, что результат каждого ребенка фиксируется как для него самого, так и для окружающих.
Можно выделить следующие преимущества использования современных информационных технологий, электронных образовательных ресурсов, компьютерных игр:
· предъявление образной информации на экране электронного устройства в игровой форме вызывает у детей большой интерес;
· движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
· при правильном решении проблемных задач программа незамедлительно поощряет ребенка, при неправильном решении программа ожидает, пока ребенок найдет решение, что является значительным стимулом познавательной активности детей;
· ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач, программа предоставляет возможность индивидуализации обучения.
Рекомендуется проводить занятия в соответствии с гигиеническими требованиями к занятиям на компьютере, разработанными на основе результатов исследований в институте возрастной физиологии РАО под руководством доктора медицинских наук Леоновой Л.А.
- Дети 5 лет I и II группы здоровья – 10 минут
- Дети 5 лет III группы здоровья – 7 минут
- Дети 6 лет I и II группы здоровья – 15 минут
- Дети 6 лет III группы здоровья – 10 минут
Группы здоровья:
I группа – практически здоровые,
II группа – имеющие функциональные отклонения,
III группа – имеющие хронические заболевания в стадии компенсации.
В течение дня не более 1 занятия. Время дня для занятий: первая половина дня – оптимальна; вторая – допустима в интервале подъема суточной работоспособности от 15.30 до 16.30, после дневного сна и полдника. Максимальная кратность занятий в течение недели – 1-2 раза. Рекомендуемые дни недели: вторник, среда, четверг.
Необходима разработка содержания ОП с точки зрения использования современных информационных технологий (вычислительные технологии, мультимедийные инструменты, интернет-пространство и др.).
Появление в системе занятий (игр, проектов, мероприятий, конкурсов, фестивалей и др.) и образовательных результатов ОП элементов, связанных с формированием информационных умений воспитанников является ключевой задачей разработки этого подэлемента модели дошкольного образования.
8.4. Система современных форм выстраивания партнерских отношений с родителями как с активными участниками образовательных отношений
Общие положения
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования родители (законные представители) как участники образовательных отношений в том или ином аспекте упоминаются 12 раз.
1. В пункте 1.1. говорится о том, что положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
2. В пункте 1.2. подчеркивается личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей как один из важнейших принципов Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Конвенции ООН о правах ребенка.
3. В пункте 1.6. одна из задач Стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4. Согласно пункту 1.7. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
5. В пункте 2.13. указано, что Дополнительным разделом ОП является текст ее краткой презентации.Краткая презентация ОП должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
6. В соответствии с пунктом 3.1. одним из требований к условиям реализации ОП является создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
7. В соответствии с пунктом 3.2.1. одним из психолого-педагогических условий успешной реализации ОП должна быть поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
8. Пункт 3.2.3. жестко регламентирует участие ребенка в психологической диагностике, которое допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
9. В пункте 3.2.5. сказано, что одним из необходимых условий создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
10. В пункте 3.2.6. говорится о необходимости создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
11. Пункт 2.8. регламентирует информационную открытость организации дошкольного образования: «Организация должна создавать возможности:
1) для предоставления информации о ОП семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы».
12. В пункте 4.4. говорится о том, что требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются ориентирами, в том числе для информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
8.4.2. Традиционные формы взаимодействия организации дошкольного образования с родителями (законными представителями) детей
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей,
- вовлечение родителей в образовательную деятельность,
- привлечение родителей к управлению образовательной деятельностью.
В дошкольных учреждениях города Перми наиболее часто используются следующие формы работы с родителями:
- Информационно-аналитические:
· анкетирование,
· опрос.
- Наглядно-информационные:
· сайты ДОУ и педагогов,
· выпуск стенгазеты,
· паспорт здоровья,
· педагогическая библиотека для родителей,
· информационные стенды,
· дни открытых дверей.
- Совещательные:
· стратегические родительские собрания,
· оперативные родительские собрания,
· итоговые родительские собрания,
· итоговые родительские собрания,
· круглые столы,
· родительские конференции.
- Образовательные:
o практикумы,
o открытые занятия с детьми,
o родительские собрания образовательного характера,
o совместные собрания детей и родителей,
o родительские чтения,
o диспуты,
o мастер-классы,
o родительский тренинг,
o мастерские,
o организационно-деятельностные игры,
· организация проектной деятельности,
· совместная работа с родителями по тематическому плану.
- Поддерживающие:
o индивидуальные консультации педагога,
o индивидуальные консультации педагога-психолога,
o индивидуальные консультации логопеда,
o индивидуальные консультации специалиста,
o посещение на дому.
- Досуговые:
o совместные праздники, досуги, развлечения,
o родительские вечера,
o совместные зарядки, спартакиады,
o семейный театр,
o участие родителей в конкурсах, выставках,
o маршруты выходного дня или экскурсии.
- Трудовые или хозяйственные:
o организация развивающей среды группы в соответствии с рекомендациями министерства образования о примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ,
o благоустройство детского сада, озеленение,
o праздничное оформление детского сада,
o экологические акции,
o сбор природного материала для образовательной деятельности.
8.4.3. Механизмы разработки системы современных форм выстраивания партнерских отношений с родителями как с активными участниками образовательных отношений
Необходимо выстраивание системы взаимодействия с родителями по трем основным направлениям:
1. Инновационные формы взаимодействия с родителями. Направлены на формирование активной образовательной позиции у родителей и превращение их из заказчиков в образовательных субъектов и партнеров.
Пример: «Семейное образовательное путешествие/Открытый субботний день». Комплексная образовательная программа на 2-12 часов, реализуемая в выходные дни для всего города./Родители – активные участники образовательной деятельности/
2. Механизмы образовательного выбора семьи и сопровождения ее образовательного маршрута
Обеспечение избыточного пространства образовательного выбора для семьи (большое количество краткосрочных практик в неделю и в год и возможность осваивать разные элементы ОП). Это побуждает Семью выбирать и строить свою индивидуальную образовательную траекторию в рамках дошкольной образовательной организации или города.
3. Родительская академия, родительские клубы
Пример: Родительская академия «Родитель дошкольника – родитель будущего первоклассника». Семейные или родительские проекты в рамках ДОУ. Родительские клубы по интересам.
8.5. Технологии индивидуализации образовательных траекторий детей, родителей, семей, педагогов
8.5.1. Определение индивидуализации дошкольного образования
В пункте 1.4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расшифровывается понятие индивидуализации дошкольного образования. Под индивидуализацией дошкольного образования понимается построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Данное определение можно расширить и включить в него все субъекты образовательных отношений. Под индивидуализацией дошкольного образования в муниципальной модели дошкольного образования города Перми будет пониматьсяпостроение образовательной деятельности субъекта образовательных отношений (ребенка, родителя, семьи, педагога) на основе его индивидуальных особенностей, при котором сам субъект образовательных отношений (ребенок, родитель, семья, педагог) становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
8.5.2. Индивидуальная образовательная траектория дошкольника
Основываясь на пунктах 2.3. и 2.4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, можно сформулировать следующие требования к наполнению индивидуальной образовательной траектории дошкольника. Индивидуальная образовательная траектория дошкольника должна быть реализована в условиях развивающей образовательной среды при психолого-педагогической поддержке и тьюторском сопровождениии должна открывать возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Для построения индивидуальной образовательной траектории дошкольника (в том числе поддержки ребенка, профессиональной коррекции особенностей его развития) в соответствии с пунктом 3.2.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования могут быть использованы результаты педагогической диагностики (мониторинга).
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
В соответствии с пунктом 3.2.7. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
8.5.3. Индивидуальная образовательная траектория родителей и семьи.
Наполнение образовательной траектории родителей/семьи описано в пунктах 8.4.2. и 8.4.3 настоящей Концепции муниципальной модели дошкольного образования города Перми. Индивидуальная образовательная траектория должна сопровождаться выстроенными механизмами психолого-педагогического и тьюторского сопровождения.