Тема 8: Аминокислоты, пептиды, белки
Дайте краткий ответ на теоретические вопросы:
1. Превращение по α-СООН группе - декарбоксилирование α -аминокислот, образование биогенных аминов (коламина, гистамина, серотонина, кадаверина, дофамина, ГАМК). Биологическая роль биогенных аминов.
8. Понятие о пептидах и белках. Электронное и пространственное строение пептидной (амидной) связи.
2. Химические свойства α-аминокислот:
а). Образование внутрикомплексных солей.
б). Реакции этерификации.
в). Образование пептидной связи.
г). Образование амидов.
Решите задачи:
Задача №1
В лабораторию на анализ поступил пептид неизвестного строения. В лаборатории имеются следующие реактивы: нингидрин; п-диметиламино-бензальдегид; азотная кислота; 2,4-динитрофторбензол. Необходимо идентифицировать N-концевую α-аминокислоту.
Вопросы:
1. Что называется пептидами?
2. Что называется олигопептидами?
3. Что называется полипептидами?
4. Какой из реактивов следует выбрать для выделения и идентификации
N-концевой α-аминокислоты?
5. Какие еще реактивы могут быть использованы для идентификации
N-концевых α-аминокислот?
Напишите следующие уравнения реакций
Декарбоксилирование 1. ЛИЗ 2. ГИС
Образования дипептидов 1. АЛА-ЦИС
Ответьте на тесты:
1. Двухосновной аминокислотой является
1. валин
2. лейцин
3. метионин
4. триптофан
5. глутаминовая
2. Реакцией взаимопревращения в организме аминогруппы и карбонильнй группы кислот под действием фермента трансаминазы является реакция
1. гидроксилирования
2. восстановительного аминирования
3. переаминирования, трансаминирование
4. декарбоксилирования
5. окислительного дезаминирования
3. В растворах аминокислоты реакция среды
1. кислая
2. нейтральная
3. слабощелочная
4. слабокислая
5. зависит от числа амино- и карбоксильных групп
4. Кадаверин или 1,5-диаминпентан (трупный яд) образуется в результате реакции декарбоксилирования
1. изолейцина
2. лейцина
3. лизина
4. метионина
5. гистидина
Занятие № 9
Тема 9: Углеводы: моносахариды, ди- и полисахариды
Дайте краткий ответ на теоретические вопросы:
1.Окисление моносахаридов. Образование гликоновых, гликаровых, глюкуроновых кислот.
2.Дисахариды: целлобиоза, сахароза. Строение. Цикло-оксо-таутомерия и восстановительные свойства целлобиозы, ее конформационное строение. Гидролиз дисахаридов.
Решите задачи:
1. Напишите реакции взаимодействия метилиодида с:
α, D –глюкопиранозой
β, D-галактопиранозой
β, D-фруктофуранозой
Задача №2
В двух пробирках находятся 0,5% растворы D-фруктозы и D-глюкозы. В лаборатории имеются растворы HCl, NaOH, AgNO3 и нашатырного спирта. Требуется распознать содержимое пробирок.
Вопросы:
1. Какие функциональные группы содержит D-фруктозы?
2. Какие функциональные группы содержит D-глюкозы?
3. Являются ли D-фруктоза и D-глюкоза изомерами?
4. Что образуется при нагревании альдо- и кетогексоз с минеральными кислотами?
5. Каким образом можно распознать содержимое пробирок, используя имеющиеся реактивы?
Ответьте на тесты:
1. В молекуле амилозы остатки молекул моносахаридов связаны
1. α,β-1,2-гликозидной связью;
2. α-1,4-гликозидной связью;
3. β-1,4-гликозидной связью;
4. α-1,4-, α-1,6-, α-1,3-, α-1,2-гликозидными связями;
5. α-1,4-и α-1,6-гликозидными связями.
2. В молекуле амилопектина остатки молекул моносахаридов связаны
1. α,β-1,2-гликозидной связью;
2. α-1,4-гликозидной связью;
3. β-1,4-гликозидной связью;
4. α-1,4-, α-1,6-, α-1,3-, α-1,2-гликозидными связями;
5. α-1,4-и α-1,6-гликозидными связями.
3. В молекуле целлюлозы остатки молекул моносахаридов связаны
1. α,β-1,2-гликозидной связью;
2. α-1,4-гликозидной связью;
3. β-1,4-гликозидной связью;
4. α-1,4-, α-1,6-, α-1,3-, α-1,2-гликозидными связями;
5. α-1,4-и α-1,6-гликозидными связями.
4. Гидролиз сахарозы приводит к образованию
1. α,D-глюкопиранозы и β,D-фруктофуранозы;
2. β,D-фруктофуранозы и β,D-глюкопиранозы;
3. β,D-галактопиранозы и D-глюкопиранозы;
4. α,D-рибофуранозы и β,D-рибофуранозы;
5. α,D-глюкопиранозы и β,D-глюкопиранозы.
Занятие № 10
Тема 10: Биологически активные гетероциклы. Нуклеиновые кислоты.
Дайте краткий ответ на теоретические вопросы:
1. Циклические мононуклеотиды цАМФ, цГМФ, их биологическая роль в организме.
2. Строение азотистых оснований (аденина, гуанина, цитозина, урацила, тимина). Лактим-лактамная таутомерия для азотистых оснований.
Решите задачи:
1. Напишите уравнения реакции:
полного гидролиза: д- АМФ;
Задача №2
В контрольно-аналитическую лабораторию на анализ поступили три препарата: никотинамид, никодин (N-оксиметиламид никотиновой кислоты) и кордиамин (N,N-диэтиламид никотиновой кислоты). В лаборатории имеются водные растворы NaOH и HCl, аммиачный раствор гидроксида серебра и магнитная мешалка с подогревом. Требуется идентифицировать эти препараты.
Вопросы:
1. Какое название по международной номенклатуре имеет соединение, производными которого являются указанные препараты?
2. Как выглядят структурные формулы указанных соединений?
3. Обладает ли атом азота в пиридиновом кольце кислотно-основными свойствами?
4. Какое применение находят в медицине никотиновая кислота и никотинамид?
5. Как при помощи имеющихся реактивов можно распознать эти препараты?
Ответьте на тесты:
1. Нуклеотидом является
1. аденин
2. аденозингидролаза
3. цитидин
4. прион
5. аденозинмонофосфат
2. В молекуле ДНК неверно
1. А+Ц = Г+Т
2. А = Т
3. Г = Ц
4. А+Т = Г+Ц
5. Г+А = Ц+Т
3. В молекуле ДНК не встречается азотистое основание
1. тимин
2. гуанин
3. аденин
4. урацил
5. встречаются все перечисленные основания
4. Пара комплементарных азотистых оснований, которая входит в состав молекулы РНК
1. У-Г
2. А-Т
3. Г-А
4. У-А
5. Т-Г
Занятие №11