Выделение особенностей программы
Особенно важной частью пояснительной записки программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Необходимо помнить, что отличия должны быть всегда конкретны. Характеризуя отличия, следует избегать общих формулировок и исходить, прежде всего, из личного опыта, знаний о других программах, пересекающихся с данной тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно-тематического плана, содержании занятий, оригинальной методике, использованной литературе, в комбинации или рационализации известных методик и технологий. Педагогу необходимо раскрыть собственные ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа.
Важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия логически встроены в систему образовательной деятельности.
Формулировка цели и задач программы
Ключевым элементом пояснительной записки является формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая возникает здесь, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, а задачи есть результат конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению.
Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели.
Важно, с одной стороны, стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, конкретны, измеряемы, решаемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.
В других частях пояснительной записки (возраст обучающихся, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), необходимо следить за тем, чтобы названные цифры и формы совпадали с тем, что будут включены в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. Довольно часто в этом разделе встречаются неточности. Чтобы этого избежать, надо ясно представлять наличие логической связи между результатами, целью и поставленными в программе задачами. Ожидаемые результаты - это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Также при описании ожидаемых результатов необходимо указать какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
Показатели успешности реализации программы
Предметом оценивания могут быть:
- набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые приобрели обучающиеся в результате освоения конкретной программы;
- перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у обучающегося.
При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у всех обучающихся. Сведенные вместе, они и покажут, в какой мере тот или иной обучающийся сумел освоить предложенную ему программу.
В идеале для каждой программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.
При написании пояснительной записки автор может использовать маркеры (см. приложение1)
Составление учебно-тематического плана программы
При составлении учебно-тематического плана следует помнить:
- учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему
- между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных педагогом тем должно быть строгое соответствие.
Содержание программы
В разделе "Содержание программы", занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Что касается стиля написания раздела, то он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить, как "телеграфный стиль". Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи (особенно часто – причастные обороты). Ваша задача – описать содержание разделов и тем так, чтобы можно было ясно представить, что необходимо освоить обучающимся на занятиях. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть понятно, какие знания получат обучающиеся, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.
В разделе «Содержание программы» педагог должен
Ø раскрыть содержание тем и разделов с использованием
· собственного представления современных инновационных технологий
· своего педагогического опыта
Ø указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
Ø остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,
Ø изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.