Челночный бег 3 х 10 м с высокого старта, сек.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | ||
· Общая физическая подготовка | ||
· Специальная физическая подготовка | ||
· Спортивно-техническая подготовка | ||
· Хореографическая подготовка | ||
· Прием контрольных нормативов | ||
· Пятиминутные перерывы | ||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ | ||
· Примерный перечень двигательных навыков | ||
· Методика тестирования физических качеств | ||
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | ||
АННОТАЦИЯ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спортивных школ, расположенных на территории Российской Федерации, установлен минимальный возраст для зачисления детей в спортивную школу по виду спорта «Прыжки на батуте» – 7 лет. Однако в Детско-юношескую спортивную школу (ДЮСШ), к тренерам-преподавателям отделения прыжков на батуте обращаются родители с просьбами организовать занятия с детьми более раннего, дошкольного возраста.
Мотивация их вполне понятна. Именно они призваны обеспечить условия для развития, в том числе физического развития, и укрепления здоровья детей.
Учеными установлено, что интенсивность физического развития, здоровье детей зависят от их двигательной активности. Данные же статистических исследований, факты из медицинской практики говорят о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит (5; 8; 16), который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки и плоскостопие, задержку возрастного развития, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Длительное пребывание за столом, у телевизора и т.п. оказывает статическую нагрузку на определенные группы мышц, а, значит, провоцирует искривление позвоночника или жировые отложения и т.п.
Специалисты считают, что ребенок должен находиться в движении не менее 50% времени бодрствования. Оптимальный двигательный режим для детей 5-6 лет предполагает включение двигательной активности продолжительностью в среднем 4,5 часа в день (15). Между тем изучение режима дня в детских садах показало, что на долю физических упражнений и подвижных игр отводится не более 25-30% времени (13).
Кроме того, наши наблюдения и данные некоторых авторов (16) показывают, что стандартные программные требования физкультурных занятий ниже природной двигательной потребности детей.
К моменту же поступления в школу дети должны овладеть определенным запасом двигательных умений и навыков, запасом физического здоровья, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному освоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения.
Помимо этого, наблюдая за детьми раннего возраста в их свободной двигательной деятельности, можно обратить внимание, как легко они манипулируют своим телом за счет природной гибкости позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов. Но без систематических тренировочных занятий дети постепенно утрачивают гибкость и эластичность, а движения уже к 5 годам становятся более скованными. Необходимы специальные меры, направленные на активизацию и совершенствование физических возможностей дошкольников, то есть систематические физкультурно-спортивные занятия.
Выбор прыжков на батуте и акробатической дорожке неслучаен. Занятия акробатикой развивают координацию, учат владеть своим телом, способствуют формированию «школы движений». Эмоциональность и разнообразие средств подготовки обеспечивают детям возможность поверить в свои силы. При грамотном педагогическом руководстве данная подготовка благотворно сказывается не только на уровне развития двигательных способностей, физических качеств, но и на улучшении телосложения, на выработке правильной осанки, что особенно важно, так как в более позднем возрасте исправить дефекты осанки значительно труднее.
Таким образом, существует социальный заказ общества, потребность семьи в организации дополнительного образования дошкольников в сфере физического воспитания. ДЮСШ, обладая квалифицированными педагогическими кадрами, соответствующей материально-технической базой, имеет возможность удовлетворять эти запросы, организуя спортивно-оздоровительные группы для дошкольников.
Предлагаемая нами программа предназначена для дополнительного образования детей дошкольного возраста (4 - 6 лет).
Цельдополнительной образовательной программы состоит в формировании двигательной сферы и развитии здоровья детей на основе организации их целенаправленной творческо-двигательной активности.
Содержание программы призвано обеспечить решение следующих задач:
· привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом, направленным на освоение здорового образа жизни, воспитание физических, эстетических, морально - этических и волевых качеств;
· улучшение состояния здоровья, физического развития дошкольников;
· повышение уровня физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей детей;
· развитие двигательного воображения, осмысленной моторики;
· освоение и совершенствование двигательных навыков и основ техники прыжков на батуте
Учебный материал распределен по видам подготовки (общая физическая, специальная физическая, спортивно-техническая, хореографическая), как это принято в практике планирования учебно-тренировочного процесса. Кроме того, учитывая возрастные особенности детей и требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.2660-10) для групп дошкольного возраста, включена тема «Десятиминутные перерывы», где предложены упражнения для развития мелких групп мышц, творческие задания и задания для релаксации и активного отдыха занимающихся.
Часы теории и практики в учебно-тематическом плане интегрированы. Теоретический раздел программы реализуется в процессе тренировочного занятия в форме пояснений, бесед для развития у детей элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности и основах здорового образа жизни, обращая внимание на правила целесообразного поведения, необходимость и полезность физической активности и личной гигиены, значение и способы выполнения конкретных упражнений.
В содержании программы нами приводится перечень всех основных движений, игр и игровых заданий с элементами спорта, а также подражательных движений и упражнений с основами художественной гимнастики. Развивающая двигательно-игровая деятельность детей должна носить творческий характер.
Материал, составляющий содержание программы, подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников в соответствии с основными принципами Государственного образовательного стандарта (национально-регионального компонента) образования в период детства. Использовались упражнения авторов других работ с некоторыми изменениями, дополнениями, собственный практический опыт и опыт тренерско-преподавательского состава ДЮСШ.
Перечень является примерным, потому что каждый педагог должен подбирать содержание учебного материала с учетом индивидуальных двигательных возможностей детей. В программе мы намеренно отказались от распределения материала по возрастным группам, поскольку считаем: если природа наградила ребенка определенными способностями, то не надо искусственно тормозить их развитие. Вместе с тем мы не ставим своей целью достижение высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Задача в том, чтобы помочь детям проявить свои потенциальные возможности, способности, данные им от рождения.
На пятом году жизни интенсивно продолжается созревание организма ребенка. Дети этого возраста способны выдерживать физическую нагрузку до 20 минут, выполнение циклических упражнений в умеренном и спокойном темпе до 10-12 минут, интенсивные упражнения (бег на скорость, прыжки, удержание заданной позы) могут длиться 5-15 секунд с интервалами отдыха до 2-3 минут (15). Продолжает совершенствоваться нервная система. В пять лет ребенок обладает значительным запасом двигательных навыков и умений, способен тщательно контролировать движения частей тела, движения постепенно становятся преднамеренными. Иннервационный аппарат скелетных мышц еще активно созревает.
В развитии восприятия значительно улучшается способность координации зрительных, слуховых, осязательных процессов. К 5 годам дети хорошо различают наклонные, вертикальные и горизонтальные линии, способны сравнивать образцы, эталоны разных видов деятельности, в том числе техники физических упражнений. Возраст 5-7 лет рассматривается как сенситивный в развитии памяти и произвольного поведения человека, поэтому дети способны запоминать правила
подвижных игр (2-4) и руководствоваться ими. У детей освоены основы речевой деятельности, они начинают понимать и пользоваться скрытым и переносным смыслом сказанного, осваивать элементы абстрактного мышления.
На шестом году жизни ребенка активно продолжается развитие двигательной функции, появляется способность к выполнению тонких и точных движений. Возрастные перестройки координации в перекрестных движениях затрагивают главным образом верхние конечности, развитие пространственной ориентировки связано повышением проприорецептивной чувствительности, дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, поэтому им становятся доступными более сложные по технике движения. Заметно улучшается функция равновесия. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но достаточно слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кисти рук.
Развитие психических процессов обеспечивает возможность выполнять контроль и оценку, как собственных движений, так и движений других детей, уровень развития аналитико-синтетической деятельности позволяет ребенку понять связь между способом выполнения движения и полученным результатом, прогнозировать свои практические и игровые действия. На шестом году жизни ребенок может самостоятельно без помощи взрослого играть в подвижные и спортивные игры, заниматься, выполняя правила безопасности жизнедеятельности.
В течение седьмого года жизни продолжается интенсивное созревание организма ребенка, повышение уровня его морфологического и функционального развития. Основные жизнеобеспечивающие системы организма начинают по мере созревания работать физиологически более слаженно и экономно, с меньшими энергозатратами. Заметно усиливается регулирующая роль коры больших полушарий головного мозга, ее контролирующая функция, что создает необходимые предпосылки для обучения детей сложнокоординированным движениям, сложным знаниям и умениям для формирования вариативных способов познавательной деятельности. Значительно увеличивается физическая и умственная работоспособность детей, к семи годам длительность непрерывной продуктивной работы возрастает до 25-30 минут. Кроме того, в этом возрасте у детей усиливается учебная мотивация в ходе выполнения ими двигательных заданий и связанная с ней направленность на усвоение новых знаний и умений.
АУ ДО МОЗГО ДЮСШ предлагает ДОУ и родителям дополнительные физкультурные занятия 2 раза в неделюдля детей подготовительных, старших и средних групп. Занятия проводятся на базе ДЮСШ, где имеются необходимые условия. Квалифицированный тренер-преподаватель организует и направляет двигательную активность детей.
Организация учебно-тренировочной работы с группами дошкольного возраста и дошкольных учреждений, проведение воспитательной и культурно-массовой работы с учащимися ДЮСШ осуществляется администрацией школы, тренерско-преподавательским коллективом в соответствии с Уставом ДЮСШ, и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.2660-10 ) для групп дошкольного возраста.
Реализуя программу на базе ДЮСШ, коллектив спортивной школы активно содействует осуществлению предусмотренных в ней задач. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение концертмейстера либо под специально подобранные фонограммы, обеспечивающего взаимосвязь спортивных и танцевальных движений.
ДЮСШ организует занятия с обучающимися в течение года продолжительностью 44 недели учебно-тренировочной работы или 176 занятий. Из них 6 недель или 24 занятия организуются в условиях летней оздоровительной площадки, во время функционирования которой идет отбор детей в группу для учебных занятий в течение учебного года. Учебно-тренировочные занятия проводятся 2 раза в неделю. При 2-разовых тренировках, каждая состоит из двух занятий продолжительностью согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 для детей 5-го года жизни 20 мин, 6-го года жизни 25 мин, 7-го года жизни 30 мин с перерывом 10 минут. Таким образом недельная нагрузка для детей составляет 100/120/140 мин (таблица).
Таблица
Режим учебно-тренировочной работы
Объем нагрузки | 2-х разовая | |
Количество дней в неделю | 1-ый | 2-ой |
Продолжительность 1 занятия (мин) | 20/25/30 | 20/25/30 |
Перерыв (мин) | ||
Продолжительность 2 занятия (мин) | 20/25/30 | 20/25/30 |
Итого (мин) | 50/60/70 | 50/60/70 |
Недельная нагрузка (мин) | 100/120/140 | |
Количество учебных занятий в год |
Расписание занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера- преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок и отдыха занимающихся.
Основой комплектования спортивно-оздоровительных групп является возраст ребенка и отсутствие врачебных противопоказаний к спортивным занятиям.
Предлагаются разнообразные формы проведения занятий:
· занятия, состоящие из танцевальных движений;
· занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
· занятия – тренировки в основных видах движений;
· занятия – соревнования, где дети в ходе различных эстафет, командных игр выявляют победителей;
· занятия - зачеты, во время которых проводится диагностика физической подготовленности, сформированности основных умений и навыков;
· самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, тренер-преподаватель выступает в роли помощника и инструктора, после чего проверяется выполнение задания.
Программа обеспечивает преемственность задач, средств и методов тренировки детей. Выпускники ДОУ, закончившие обучение по программе, могут быть зачислены в группы начальной подготовки ДЮСШ.
Критерием результативности работы по программе являются результаты тестирования физической подготовленности детей по показателям - челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, сгибание – разгибание туловища до вертикали, напрыгивания, отжимания в упоре лежа, подъём прямых ног в висе, подтягивания, мост и наклон вперед в положении сидя. Диагностика проводится два раза в год – в сентябре и в мае. Ежемесячно в занятия включаются задания для контроля сформированности основных умений и навыков.
В процессе работы над программой мы опирались наследующие материалы:
1. Старт: Программа для инструктора по физическому воспитанию детей 3-7 лет. Опубликована в журналах «Дошкольное образование» 1996, 1997 гг. Разработана инструктором по физическому воспитанию московского детского сада № 2213 Л.В.Яковлевой, членом федерального экспертного совета по общему образованию Минобразования РФ Р.А.Юдиной и врачом-ортопедом, доктором медицинских наук, заведующей детской поликлиники Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Л.К.Михайловой.
2. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. Москва. 1996 г. Авторы: Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик, Л.Д.Гусарова, Е.В.Соловьева, Н.Ф.Тарловская, Л.А.Топоркова, С.Г.Якобсон.
3. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 5-7 лет. Москва. 1998 г. Автор В.Т.Кудрявцев, доктор психологических наук, директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.
Каждая из вышеперечисленных программ содержит интересные, на наш взгляд, упражнения. В.Т. Кудрявцев в своей программе предлагает идею оздоровления и развития детей с помощью организации их двигательной активности. При этом реализация указанных программ возможна лишь в режиме работы ДОУ и не учитывает специфику работы спортивной школы.
В существующих программах для ДЮСШ содержание учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах никак не определяется, в лучшем случае приводится только календарный план-график.
Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные аспекты работы с детьми 4 - 6-ти лет в спортивно-оздоровительных группах с учетом возрастных психофизиологических особенностей дошкольников и условий ДЮСШ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество занятий |
Теоретические занятия | ||
Общая физическая подготовка | ||
2.1 | Строевые упражнения | |
2.2 | Ходьба, бег | |
2.3 | Легкоатлетические упражнения | |
2.4 | Упражнения в ползании, лазании | |
2.5 | Упражнения с предметами | |
2.6 | Упражнения в равновесии | |
Специальная физическая подготовка | ||
3.1 | Упражнения для развития ловкости | |
3.2 | Упражнения для развития гибкости | |
3.3 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств | |
Спортивно - техническая подготовка | ||
4.1 | Акробатические упражнения | |
4.2 | Упражнения на батуте | |
Хореографическая подготовка | ||
5.1 | Танцевальные движения | |
5.2 | Упражнения у опоры | |
5.3 | Музыкальные игры | |
Прием контрольных нормативов | ||
Участие в соревнованиях | ||
10-ти минутные перерывы | ||
8.1 | Упражнения на расслабление и вытяжение | |
8.2 | Воздействие на биологически активные точки и зоны кожи | |
8.3 | Упражнения для развития мелких мышц руки | |
8.4 | Упражнения для развития мелких мышц лица, мимики | |
8.5 | Дыхательные и звуковые упражнения | |
8.6 | Упражнения на согласование музыки и движения | |
8.7 | Упражнения на принятие и сохранение позы | |
8.8 | Задания с имитацией движений | |
Всего занятий: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1. Строевые упражнения:
· общее понятие о строе;
· построение по росту, в колонну, шеренгу, парами, в круг, врассыпную, соблюдая интервалы и дистанцию;
· равнение, повороты на месте, размыкание и смыкание;
· подвижные игры «К своим флажкам», «Быстро по местам», «Ровным кругом» и др.
1.2. Ходьба, бег:
· подражательные движения (мышка, цыпленок, медведь, лиса, пингвин, петушок, цапля, лошадка, утенок, птица, волк, косичка, ножницы и т.п.);
· сохраняя осанку, с заданиями (руки в стороны, на пояс, за спину и т.п.);
· чередование и разновидности этих видов (на носках, широкий шаг, галоп и т.п.);
· групповая ходьба и бег с изображением поезда, змейки, волны и т.п.;
· с преодолением препятствий реальных и воображаемых (между предметами, перешагивая их, перелезая, подлезая, под вращающейся веревкой и т.п.);
· с изменением направления и темпа движения, челночный бег;
· подвижные игры «Великаны и карлики», «Самолеты», «Слушай сигнал», «Поезд», «Ручеек», «Бездомный заяц», «Караси и щука», «Третий лишний», «Ловишки» и др.
1.3. Легкоатлетические упражнения:
· прыжки в длину и высоту с разбега;
· бег на скорость (дистанция 10-20 м);
· непрерывный бег в течение 1,5 - 2 мин в медленном и среднем темпе;
· подвижные игры «Вороны и воробьи», «Перебежки», «Кто быстрее добежит до флага», «Волк во рву», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков» и др.
1.4. Упражнения в ползании, лазании:
· подражательные движения в ползании (котенок, машина и т.п.);
· между предметами и под ними (течет «ручей» под мостом, между деревьями и т.п.);
· по гимнастической скамейке (горизонтальной и наклонной) на четвереньках, ступнях, животе, спине и т.п.;
· по гимнастической стенке до 2,5 м с изменением темпа, с перелезанием с одного пролета на другой, с пролезанием между рейками и т.п.;
· по веревочной лесенке, канату, шесту;
· подвижные игры «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пожарные на учениях», «Ползуны», «Колдунчик» и др.
1.5. Упражнения с предметом:
· броски вверх и ловля одной и двумя руками с ударом о пол и без удара, меняя позу, с хлопками, различными движениями;
· отбивание мяча на месте и в движении;
· броски и ловля разными способами в стену, с партнером, через веревочку, волейбольную сетку, в цель, в кольцо;
· подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Подбрось - поймай», «Вышибалы», «Мяч капитану», «Попади в обруч», «Охотники и утки», «Мяч через сетку» и др.
1.6. Упражнения в равновесии:
· стойки на носках, на одной ноге и т.п. на месте;
· ходьба с заданиями по линии, по веревке, положенной прямо, по кругу, зигзагообразно;
· ходьба по наклонной доске, перевернутой скамейке с предметами в руках, на голове, с преодолением реальных и воображаемых препятствий;
· ходьба по двум переставляемым предметам;
· подвижные игры «День и ночь», «Тише едешь – дальше будешь», «Выше ноги от земли», «Море волнуется – раз…» и др.
Тема 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. Упражнения для развития ловкости:
· общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами для рук, ног и туловища в различных исходных положениях (одновременные и попеременные, однонаправленные и разнонаправленные движения);
· стойки на носках, на одной ноге и т.п. после передвижений, прыжков;
· повороты, наклоны, вращения головы; кружение по одному и в парах;
· прыжки: ноги вместе – ноги врозь, на одной ноге, ноги скрестно, с поворотами, со сменой ног, с движениями рук;
· подражательные движения в прыжках (воробышек, белка, ракета, кенгуру, космонавт, заяц и т.п.);
· прыжок с высоты (гимнастический козел, стопка матов и т.д.) на точность приземления;
· прыжки через скакалку: на одной, двух, со сменой ног, руки скрестно, вдвоем, втроем и др.;
· подвижные игры «Запрещенное движение», «Совушка», «Вьюны», «Пустое место», «Лиса в курятнике», «Парашютисты», «Удочка» и др.
2.2. Упражнения для развития гибкости:
· общеразвивающие упражнения с максимальной амплитудой движений;
· подражательные движения (стрела, колечко, корзинка, верблюд, бабочка, складка, улитка и т.п.);
· у хореографического станка (гимнастической стенки): подняв одну ногу на опору на уровне пояса, наклоны вперед (касаясь грудью колена поднятой ноги) и наклоны к опорной ноге (касаясь руками пола); махи одной и другой ногой вперед, в стороны, назад;
· шпагаты: ноги врозь, на правую и левую ногу.
2.3. Упражнения для развития силовых и скоростно-силовых качеств:
· напряженное сгибание и разгибание пальцев и рук;
· поднимание и опускание прямых рук; сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
· подражательные движения (стульчик, лебедь, самолет, змея, уголок и т.п.);
· лежа на животе прогнуться и вернуться в исходное положение с различным положением рук;
· лежа на спине сгибание и разгибание туловища; поднимание прямых ног до касания пола за головой и возвращение в исходное положение с различным положением рук (руки к плечам, в замке за головой, вверх, на пояс и т.п.);
· сгибание и разгибание стоп, круговые движения стопами;
· подражательные движения в ползании (обезьянка, паучок, крокодил и т.п.);
· вис на перекладине; поднимание ног, подтягивания в висе лежа, висе;
· приседания: ноги врозь и вместе;
· прыжок в длину с места, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, то же из приседа;
· запрыгивание на повышенную опору (на гимнастического козла, стопку матов и т.п.);
· подвижные игры «Зайцы и волк», «Кто лучше прыгнет» и др.
Тема 3. СПОРТИВНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
3.1. Акробатические упражнения:
· подражательные движения;
· группировка сидя, лежа, стоя;
· перекаты в группировке и прогнувшись вперед, назад, в стороны;
· кувырок вперед и назад в группировке;
· стойка на лопатках;
· мост из положения лежа на спине и наклоном назад;
· равновесие на одной ноге («ласточка»);
· стойки: на голове и руках, на руках;
· переворот боком - колесо.
Примерные соединения: из основной стойки - группировка, перекат назад в стойку на лопатках; из положения лежа на животе перекат в положение лежа на спине - сгибая руки и ноги, «мост»; «полушпагат» - сед, наклон вперед, грудью коснуться колен и перекатом назад - стойка на лопатках.
Программа «Юный акробат»: комбинации (приложение 1)
3.2. Упражнения на батуте:
· «качи» – прыжки вверх (ноги вместе - прямые) руки на поясе, с движением рук,
· сесть и встать после 3 – 4 качей;
· сесть и встать с поворотом на 180 после 3 - 4 качей;
· прыжок «группировка» с раскрыванием;
· прыжок "согнувшись"
· прыжок «ноги врозь - согнувшись»;
· кувырок вперед в мягкую зону приземления с 3 - 4 качей
· прыжки с поворотом на 180 – 360:;
· сальто вперед в мягкую зону приземления;
· соединения из изученных элементов.
Тема 4. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
4.1. Танцевальные движения:
· ,ритмические упражнения в ходьбе, беге, с движениями рук, с хлопками и т.п.;
· подражательные движения в ходьбе и беге (мышка, пингвин, цыпленок, лиса, собачка и т.п.);
· танцевальные шаги: приставной, с притопом, с подскоком, галоп, полька и др.;
· пружинные и волнообразные движения;
· элементы народных и современных танцев.
4.2. Упражнения у опоры:
· позиции ног – 1-я, 2-я, 3-я, 5-я;
· полуприседания (плие) и приседания по 1-ой, 2-ой, 5-ой позициям;
· отведение ноги на носок (батман тандю) вперед, в сторону, назад по 1-ой и 5-ой позициям.
4.3. Музыкальные игры:
«Запомни мелодию», «Круг и кружочки», «Змейка», «Птицы и клетка» и др.
Тема 5. ПРИЕМ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ \И
МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Тестирование проводится в соответствии с внутренним календарем, в установленные сроки (сентябрь, май). Результаты тестирования заносятся в протокол ежегодных переводных экзаменов, в котором отслеживаются изменения подготовленности детей за полный учебный год. Дети, которым на момент поступления в ДЮСШ не исполнилось полных 5 лет не тестируются. Дети 5 - 6 лет тестируются и оцениваются согласно таблице контрольных нормативов по ОФП и СФП (приложение 2)
Для перевода дошкольников на следующий учебный год основным требованием является положительная динамика роста результатов. Информация о переводных экзаменах хранится в архивах администрации ДЮСШ, отделения прыжков на батуте.
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на создание единых условий для всех дошкольников при выполнении упражнений.
Прыжок в длину с места, см.
Оборудование: рулетка или разметка в сантиметрах прямо на акробатической дорожке.
Описание теста: Прыжок в длину с места выполняется толчком двух ног от линии на покрытии, исключающем жесткое приземление, в устойчивую остановку для определения точного места постановки пяток. Выполняется три попытки.
Результат: итоговым считается лучший из трех результатов.
Мост
Оборудование: акробатическая дорожка или гимнастический мат.
Описание теста: упражнение выполняется из положения лежа, конечное положение фиксируется 3 сек. Тест проводится после предварительной разминки, включающей в себя дополнительные упражнения на растяжение и гибкость.
Результат: ставится оценка согласно описанию.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В конце обучения ребенок должен овладеть следующими навыками:
· спокойный плавный бег;
· все варианты ходьбы;
· бег с максимальным ускорением (20 м);
· частые высокие прыжки; прыжки на одной ноге;
· прыжки через скакалку различными способами;
· умение бросать мяч (разных размеров) различными способами;
· умение ловить мяч (разных размеров) прижимая к груди, кистями, в воздухе; ловить большой мяч с различных расстояний;
· умение делать стойку на голове, оторвав ступни от пола (поза эмбриона);
· умение делать стойку на руках у опоры;
· умение выполнять кувырки вперед и назад;
· удерживание равновесия на одной ноге в течение 30 с;
· лазание по шведской стенке с чередованием ног и рук вверх и вниз;
· выполнение задания по словесной инструкции;
· умение самостоятельно заниматься, выполняя правила безопасности.
===================================================================
Примерный перечень двигательных навыков
Обследование детей не должно ограничиваться двумя периодами его проведения (осенью и весной). Предлагаем примерные упражнения для текущего контроля и наблюдений за успехами дошкольников.
ЛЕТ
Ходьба, бег, упражнения на равновесие:
· стоять на одной ноге до 9-ти секунд;
· ходить и бегать вверх и вниз по лестнице без посторонней помощи;
· легко идти вперед и назад;
· маршировать в такт музыке;
· перешагивать рейки горизонтально лежащей лестницы или через 5 – 6 набивных мячей;
· кружиться в обе стороны.
Прыжки:
· подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги вместе – ноги врозь;
· прыгать на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед, в сторону и назад;
· чередует бег и прыжки, перепрыгивает через небольшие препятствия;
· выполнить 2 – 3 раза по 10 прыжков с небольшими перерывами;
· спрыгивать с высоты до 20 см.
Метание:
· бросать мяч правой и левой рукой в заданном направлении;
· бросать мяч двумя руками снизу, и так же ловить его;
· катить мяч по полу в заданном направлении;
· пинать мяч правой и левой ногой в заданном направлении;
· бросать мяч вверх и ловить.
Лазание, ползание:
· перелезать через гимнастическую скамейку и под ней;
· лазить по шведской стенке;
· ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие;
· ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
ЛЕТ
Ходьба, бег, упражнения на равновесие:
· ходить и бегать, высоко поднимая колени, на носках;
· ходить и бегать по горизонтальной и наклонной доске: переменным шагом – прямо, приставным шагом – боком (высота 35 см, ширина 15см);
· бегать непрерывно 1 – 1,5 мин;
· пробежать 40 – 60 м со средней скоростью; 80 – 120 м в чередовании с ходьбой (2-3 раза); пробежать до 240 м по пересеченной местности;
· пробежать быстро 10 м (2-3 раза) с перерывами; челночный бег 3 раза по 5 м;
· пробежать как можно быстрее 20 м (примерно за 6 – 5,5 с) и 30 м (примерно за 9,8 – 8,5 с);
· перешагивать одну за другой рейки горизонтально лежащей лестницы, приподнятой на 20 – 25 см от пола, или через 5 – 6 набивных мячей;
· кружиться в обе стороны.
Прыжки:
· подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги вместе – ноги врозь;
· прыгать в длину с места на 60 – 70 см;
· перепрыгивать через невысокие (5 –10 см) предметы;
· выполнить 2 – 3 раза по 20 прыжков с небольшими перерывами;
· спрыгивать с высоты не менее 40 см;
· прыгать на одной ноге (правой и левой), продвигаясь вперед.
Метание:
· бросать мяч правой и левой рукой вдаль (не менее 3,5 – 6,5 м);
· бросать мяч двумя руками снизу и из-за головы вдаль;
· попадать мячом, мешочком в вертикальную цель (обруч, щит), высота центра мишени 1,5 м, расстояние 1,5 – 2 м;
· попадать мячом в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2 – 2,5 м;
· бросать мяч вверх и ловить (3 – 4 раза подряд);
· ловить мяч, отскочивший от земли.
Лазание, ползание:
· перелезать через бревно;
· ползать по гимнастической скамейке (высота 20 – 30 см);
· ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
ЛЕТ
Ходьба, бег:
· ходить на носках, руки за голову; на пятках; перекатом с пятки на носок; на наружных сторонах стопы; приставным шагом; с хлопками;
· бегать на носках с высоким подниманием коленей; с преодолением препятствий бегом, прыжком, пролезая;
· бегать непрерывно в течение 1,5 – 2 мин;
· пробегать со средней скоростью 60 – 100 м (2 – 3 раза), чередуя бег с ходьбой;
· подвижные игры: «Ловишки» - водящий осаливает бегающих врассыпную игроков;
«Перебежки» - на расстоянии 4 – 5 м друг от друга ставят предметы или игрушки. Водящий находится между предметами (в «коридоре»), в руках у него может быть мяч. По сигналу дети перебегают от одного предмета к другому, а водящий старается попасть в него мячом. При попадании водящий меняется.
Прыжки:
· подпрыгивать на месте – одна нога вперед, другая назад;
· выполнять прыжки с ноги на ногу на месте и продвигаясь вперед (3–4 м);
· выполнять серии прыжков (2 – 3 серии) по 30 – 40 прыжков;
· перепрыгивать на двух ногах через предметы (5 – 6 предметов высотой 15 – 20 см);
· подвижная игра: «Кто лучше прыгнет» - водящий задает прыжок и оценивает качество его выполнения.
Метание:
· бросать мяч вверх, а после удара о пол ловить двумя руками не менее 10 раз подряд; одной рукой – не менее 4 – 6 раз подряд;
· перебрасывать малый мяч из одной руки в другую, подбрасывать и ловить с хлопками.
· подвижная игра «Попади в обруч» - броски малого мяча в обруч, лежащий на полу на расстоянии 3 м от малыша. При попадании засчитывается очко. Расстояние можно менять в зависимости от успехов.
Ползание, лазание:
· влезать на гимнастическую стенку (до верха) и слезать с нее ритмично, не пропуская реек (высота 2 м);
· ползать на четвереньках (3 – 4 м, толкая головой мяч; на четвереньках назад; на животе, пролезая под скамейкой;
· подвижная игра «Пожарные на учениях» - эстафета с препятствиями.
Упражнения на равновесие:
· вбегать на наклонную доску на носках и сбегать с нее;
· пройти по доске шириной 10 – 15 см приставными шагами; то же с предметом на голове;
· передвигаться приставными шагами по наклонной доске прямо и боком;
· ходить по скамейке, перешагивая через набивные мячи; присе