Челночный бег как разновидность бега на короткие дистанции

Методика обучения челночному бегу у учащихся 5-х классов

на уроках лёгкой атлетики

Курсовая работа

студента 3 курса специальности

1-03 02 01 «Физическая культура»

дневной формы получения образования

Научный руководитель

Мельникова Ольга Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент

Гродно, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛНОЧНОМУ БЕГУ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ.. 5

1.1. Челночный бег как разновидность бега на короткие дистанции… 5

1.2. Характеристика физиологических особенностей учеников 5 класса…7

1.3 Особенности обучения учащихся 5-х классов на уроках по лёгкой атлетике……………………………………………………………………..........8

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЧЕЛНОЧНОГО БЕГА У УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ.. 15

2.1. Применение методики челночного бега у учащихся 5-х классов. 15

2.2. Анализ обучения челночному бегу. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25

ВВЕДЕНИЕ

Легкоатлетический спорт объединяет такие широкие распространенные и естественные для человека виды физических упражнений, как ходьба, бег, прыжки и метание. Одно из важнейших мест в физическом воспитании принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега, а также метание. Поэтому, в первую очередь, необходимо решать задачи обучения школьников бега.

Бег и ходьба – естественные упражнения, которые человек использует по замыслу природы, как средство передвижения и обеспечения жизненных потребностей. Эти упражнения физически развивают человека, стимулируют мышечный тонус, гармонически улучшают форму тела.

В зависимости от дистанции и скорости бег по-разному влияет на человека. Бег на короткие дистанции способствует воспитанию быстроты, на средние и длинные дистанции - преимущественно выносливости, барьерный бег - ловкости и быстроты.

Челночный бег разработан человеком для развития дополнительных качеств (выносливости, быстроты реакции, ловкости, умения координировать движения), при подготовке футболистов, баскетболистов, боксеров, легкоатлетов, других спортсменов к соревнованиям.

Одной из важнейших проблем физической подготовки школьников в челночном беге является проблема поиска эффективных средств и методов развития скоростных качеств. Это связано с тем, что в учебном процессе необходимо учитывать как анатомо-физиологические особенности организма, так и биохимические, педагогические и психологические факторы.

Цель– изучить методику обучения челночному бегу учащихся 5-х классов на уроке легкой атлетики.

Задачи:

1. Охарактеризовать челночный бег.

2. Описать физиологические особенности детей 10-11 лет.

3. Рассмотреть методику обучения учащихся 5-х классов на уроках по легкой атлетике.

4. Провести практическое исследование обучения челночному бегу учащихся 5-х классов на уроке легкой атлетики.

Объект исследования – образовательный процесс на уроке физическая культура и здоровье.

Предмет исследования – методика обучения челночному бегу.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛНОЧНОМУ БЕГУ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ

Челночный бег как разновидность бега на короткие дистанции

Челночный бег является одной из разновидностей бега на короткие дистанции. От обычного бега он отличается тем, что дистанция преодолевается несколько раз, туда и обратно. Челночный бег отлично помогает отрабатывать быстрый старт и стартовый разгон [4, с. 22].

Кроме того, он может быть использован для определения быстроты, если нет соответствующих условий и возможностей для того, чтобы бегать стометровку. Часто челночный бег применяется в спортивном зале. Дистанция может быть совершенно разной, от 10 до ста метров, количество забегов – до десяти. Данный вид бега – один из лучших способов развития скоростных качеств.

Челночный бег может начинаться как с низкого, так и с высокого старта. В нем отсутствуют стартовые колодки, которые обычно используют для старта в беге на сто метров.

Правильная техника высокого старта должна быть слегка похожа на старт конькобежца – еле заметный наклон туловища вперед, маховая нога – на внутренней части голеностопного сустава с разворотом носка на 30 градусов.

Также маховую ногу можно ставить на носок. В то же время толчковая нога должна быть напряжена, пребывать в полной готовности быстро стартовать. Умение набирать скорость со старта часто является определяющим для успеха в этом виде бега [4, с. 26].

Как и на коротких дистанциях, в челночном беге нужно двигаться на одних носках, чтобы развить максимальную скорость. Чем больше частота шагов, тем быстрее вы будете перемещаться по дистанции. Наиболее эффективный способ отработки частоты шагов – это разнообразные упражнения со скакалкой, прыжки через нее в максимально быстром темпе.

Но скорость бега – еще не самое главное в этой беговой дисциплине. Спортсмен должен также обладать специальной ловкостью, для того чтобы вовремя снижать скорость и выполнять поворот.

Шаг, на который переходит спортсмен перед выполнением поворота, называется стопорящим, его цель – резко остановиться и изменить направление движения. Отработать такой шаг можно, выполняя разнообразные упражнения в движении, а также играя в командные спортивные игры – баскетбол, футбол, гандбол.

Финиширование в челночном беге осуществляется так же, как и в стометровке. После заключительного поворота необходимо набрать максимальную скорость и, не замедляясь, пробежать линию финиша. Ранее спортсмены-спринтеры пытались финишировать прыжком, но затем была доказана неэффективность такого метода [12, с. 56].

Широко распространенное финиширование броском на ленточку могут выполнять только опытные бегуны с отличной координацией движений. Новичок же может сконцентрировать внимание на подготовке к броску и непроизвольно замедлить движение. Поэтому просто старайтесь финишировать на предельной скорости.

Челночный бег оказывает довольно серьезную нагрузку на организм, требует бежать на пределе возможностей, дополнительные сложности создают и резкие торможения с последующими поворотами. Поэтому для занятий этим видом бега надо иметь соответствующую подготовку и постоянно контролировать свое физическое состояние.

Челночный бег является одним из видов тренировки бегунов-спринтеров. Он не только значительно улучшает скоростные качества, а и развивает координацию движений, учит контролировать себя на беговой дорожке.

Также с помощью занятий челночным бегом можно отрабатывать технику старта и стартового разбега, тренировать финишный рывок по дистанции для бегунов как на короткие, так и на средние и длинные дистанции.

Наши рекомендации