Словарный диктант (упражнение 204).
Исследовательская работа.
· Прочитайте теоретические сведения на с. 87 учебника и подготовьте ответы на следующие вопросы:
· Почему существительные на -мя, а также путь называются разносклоняемыми?
· Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их.
· В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?
· Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?
· Просклоняйте по падежам разносклоняемые существительные время и путь.
· Обратите внимание на окончания косвенных падежей. Что общего и различного? (Окончания совпадают, но у слова путь они ударные).
· Сделайте вывод. (В окончании разносклоняемого существительного будет та же гласная, что и в слове путь в том же падеже.)
· Вспомните такие же подсказки для каждого склонения и заполните таблицу (упражнение 205).
Упражнения 206 – 208.
Итог урока.
– Сейчас я прочитаю стихотворение А. Хайта. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.
В стародавнее древнее ...
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ...
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ...,
Как написать свою фамилию и ...,
Зачем на лошадь надевать седло и ... –
Необразованное было это ... .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ... забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ...,
Что кислород всегда поддерживает ...
Над тем, как в булку превратить простое ...,
С утра до вечера они чесали ...
– К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте.
Домашнее задание:выучить разносклоняемые существительные; придумать с ними рассказ (по желанию); упражнение 209.
Тема: Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
Цель:выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ.
Ход урока 1.
1. Проверка домашнего задания.
– Что это за шифр?
БВВЗИПППССТ
(Первые буквы разносклоняемых существительных.)
– На листочках запишите по памяти все разносклоняемые существительные в предложенном порядке.
Работа с орфограммой.
– С помощью какого суффикса образуются формы косвенных падежей разносклоняемых существительных?
– На с. 89 учебника прочитайте теоретические сведения о данной орфограмме.
– Игра «Самый стойкий». Представители каждого варианта выходят к доске. Первый называет разносклоняемое существительное. Второй записывает его на доске в творительном падеже, графически обозначая орфограмму. Затем они меняются ролями. Тот, кто ошибся или запнулся, садится и продолжает работу в тетради. На его место выходит другой ученик. Выигрывает тот, кто дольше всех будет отвечать у доски.
Упражнения 210, 212.
Итог урока.
– С какой орфограммой вы сегодня познакомились?
Домашнее задание:упражнения 213, 214.
Тема: Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
Цель:выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ.
Ход урока 2.
Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для карточек:
– Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор.
Карточка 1.
Большого пламен.. не задуешь, а больше раздуешь.
Карточка 2.
Даже большое дерево выросло из семен.. .
Творческий диктант
Учитель читает письмо А. Хайта к ребятам. Задача учащихся – найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму.
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Упражнения 216, 217.
Домашнее задание: Собрать материал о своем имени. План сбора материала:
а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);
в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся;
г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.