Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра «Скажи наоборот».

Зь — сь зь — сь зя — ся ся — зя

Зи — си си — зи зе — се се — зе и т. д.

— Подбор слова к схеме:

к с к

Зима

Логопед просит выложить это слово из букв разрезной азбуки, а затем заменить первый звук слова зима на звук Сь. Какое слово получилось? (Сима.) Что нужно сделать, чтобы получилось слово Сима! (Заменить букву 3 на букву С.) Дети выкладывают звуковую схему слова Сима.

— Логопед читает предложения.

Сима сидит на сене.

Зимой Зина кормит зимующих птиц.
Какой звук чаще всего слышится в первом предложении? (Сь.) А во втором? (Зь.)

—Анализ предложений. Составление графических схем.

—Скажи звонко!

Змея змеилась, Змея смеялась,

Смеясь, змеилась, Змеясь, смеялась. (И. Лопухина)

IV.Физкультминутка«Суп».
Выполнение движений по тексту.

Правой рукою чищу картошку.

Мелко нарежу лук и морковку.

В горсть соберу, накрошу очень ловко.

Теплой водой горстку риса помою.

Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукой возьму поварешку.

Перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою.

Плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит.

Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит. (И. Лопухина)

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

— Составление разрезной картинки «чайник» и
называние его частей.

- Игра «Что из чего сделано?»
Горшочек из глины — глиняный горшочек. Ваза из керамики — керамическая.
Вилка из металла — металлическая. Стакан из стекла — стеклянный.
Бокал из хрусталя — хрустальный. Ложка из дерева — деревянная.
Тарелка из пластмассы — пластмассовая.Чашка из фарфора — фарфоровая.

VI.Итог занятия и оиенка деятельности детей.
Какие звуки мы сегодня научились различать? Чем

они отличаются друг от друга? Как назвать одним
словом: чайник, тарелка, кружка, кастрюля и т.д.

VII. Домашнее задание.

К занятию 27 (альбом 2, с. 8—9).

Занятие 28. Звуки С — 3

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить давать сравнительную характеристикузвуков С, 3;

—формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:

—развивать память;

—развивать фонематический слух и восприятие;

—учить детей координировать речь и движения;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательная:

— прививать детям навыки правильного поведения на кухне.

Оборудование: наборы для составления схем, раз-
резные азбуки, предметные картинки в названии
которых присутствуют звуки С, 3, картинки с изоб-
ражением посуды, тетради, карандаши.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто составит слова со звуками Сь, Зь (материал предыдущего занятия).

//. Развитие обшей, мелкой и артикиляиионной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Общее расслабление (см. занятие 26).

Развитие общей моторики (см. занятие 26).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 26).

Массаж лица (см. занятие 26).

Развитие мимических мышц (см. занятие 26).

Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 26).

Работа по развитию дыхания и голоса (см. занятие 26).

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Объявление темы.

Замените звуки Сь, Зь на твердые. Сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звуков С, 3.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков С, 3 хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий.
Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистящий.

3. Развитие фонематического слуха.
Выделение звуков в слоговом ряду: СА, ЗА, КА, MA, СА, СУ, ЗЫ, ПУ и т.д. (на слог со звуком С — хлопаем. На слог со звуком 3 — топаем).

Связь звуков и букв.

Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.

Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра «Скажи наоборот».

Са — за зу — су Ста — зда зма — сма
Сту — зду змы — смы

—Звуковой анализ слогов СА, ЗА.

—Закончить двустишия словами, подходящими по значению и смыслу.

Распустились утром розы,
На цветках сверкают... (росы).

Щиплет травушку коза,
Косит травушку... (коса).

—Звуковой анализ слов коза, коса. Выкладывание схемы. Составление слов из букв разрезной азбуки. Печатание в тетрадях.

—Работа над деформированной фразой.

Соня, вкусный, хлеб, любить.
Зоя, зуб, болит, у.

—Деление на слова. Запись графической схемы.

—Заучивание наизусть стихотворений И. Лопухиной.

Слушай и запоминай.
Звонко, чисто называй:
Вот со звуком С слова.
Сахар, сад, салат, сова.

Все слова со слогом «ЗА»:
Бирюза, завод, коза.
Не подходит слово «звон»! —
Выходи из круга вон!

Наши рекомендации