I. Сначала семья и дети, потом – карьера
Данный вариант реализуется в студенческих браках и довольно удобен. Молодая мать может перевестись с дневного на вечернее обучение, взять академический отпуск, а кроме того, студенческой семье положена помощь от государства в виде:
· компенсации части платы за содержание ребенка в государственных дошкольных учреждениях (20 % – на первого ребенка, 50 % – на второго, 70 % – на третьего и последующих);
· ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей в возрасте до трех лет;
· льгот и натуральной помощи.
Если деторождение и уход за маленькими детьми укладывается
в период обучения в высшей школе, а маме удается совмещать свои новые обязанности с учебой, то к окончанию учебного заведения она имеет ничуть не меньшие шансы на успех, чем не обремененные семьей конкурентки.
II. Сначала карьера – потом семья и дети
В ряде случаев профессиональный успех напрямую зависит от возраста, в котором вы начнете свой профессиональный путь. Особенно это касается карьеры в области спорта, музыки, танцев, актерского мастерства и т. п. Поэтому если вы выбрали профессию, связанную с перечисленными сферами, первые несколько десятков лет она у вас будет на первом месте.
Плюсы подобного выбора очевидны: профессиональный рост идет
в соответствии с талантом и приложенными усилиями, а в случае успеха вы можете уже в юности обеспечить материальную стабильность своей семье.
Цена женского успеха
Но, увы, как говорится, все имеет свою цену. Очень часто карьерный рост происходит за счет личной жизни, отказа от рождения детей и в ущерб семейным отношениям. В свою очередь, ставка на семью оборачивается серьезными финансовыми проблемами в случае потери кормильца или ухода мужа из семьи.
При совмещении работы и семьи также трудно найти баланс, при котором другие сферы жизни не пострадают. С одной стороны, профессиональное развитие требует от женщины посвящения ему всего свободного времени, равно как и семья. С другой – чередование приоритетов все равно приводит к «проседанию» одной из этих двух сфер. Так, для женщин, еще в институте создавших семью и родивших детей, поиск работы спустя несколько лет может оказаться тяжелым испытанием. Ведь специалистов ближе к 30 годам с меньшим желанием берут на стартовые позиции, поэтому зачастую приходится довольствоваться вакансиями не по профилю. К тому же это нелегко и психологически: подруги уже достигли руководящих постов, а вы только начинаете.
Представительницам женского пола, со школьной скамьи посвятившим себя карьере, также сложно будет после 30 лет наладить свою личную жизнь, а в некоторых случаях бывает просто поздно. Об этом очень метко высказалась великая советская актриса Фаина Раневская: «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...»
Один из коварнейших факторов, поджидающих успешную женщину, – превосходство над своим спутником жизни: далеко не каждый мужчина способен смириться с таким положением дел, и далеко не каждая женщина готова спокойно относиться к тому, что ее муж зарабатывает меньше нее.
Эксперты советуют: «И в семье, и на работе человеку хорошо, когда он чувствует, что его ценят, его мнение услышано, и он видит перспективу на будущее, которая ему нравится. Не ставьте внутри себя барьеры, не давайте окружению заставить вас сомневаться в своих силах. Если хотите чего-то добиться, будьте целеустремленными и даже если с первого раза ничего не получилось, делайте вторую, третью, десятую попытку, не забывая сделать выводы из своих уроков жизни».
Оптимальный вариант
К сожалению, жизнь не всегда позволяет женщине выбирать, а ее труд может быть просто необходимым или даже единственным источником существования. Как же можно уменьшить негативное влияние работы на семью?
Оптимизируйте рабочий график. По мнению семейного психолога, психоаналитического психотерапевта и члена профессиональной психотерапевтической лиги Н. Богерчук, ребенку вплоть до 21 года нужно материнское внимание. Поэтому для замужней женщины «желателен или стандартный график работы (8 часов в день с перерывом на обед и без задержек), или неполный рабочий день, а еще лучше – фриланс, чтобы можно было самой регулировать свое рабочее время».
Постарайтесь найти работу недалеко от дома: так будет легче провожать и встречать свое чадо из образовательных заведений и контролировать, чем оно занимается после учебы.
Чтобы вы чувствовали себя счастливой и не испытывали после рабочего дня раздражение и усталость, которые порой нелегко сдержать
и не выплеснуть на членов семьи, принципиально, чтобы работа была для вас интересной; в идеале – местом, где вы могли бы выразить себя и гордиться достигнутыми результатами. «Для женщины очень важно дело, которым она занимается с любовью и желанием, а также чувство собственной значимости. Ей необходимо быть уверенной в завтрашнем дне,
и хорошо, если это сопровождается материальным достатком. Это дает возможность чувствовать себя современной, целостной, уважать себя
и доверять окружающим. Плюс, конечно, необходимо, чтобы работающая женщина ощущала поддержку мужа и могла положиться на помощь близких», – объясняет Н. Богерчук.
Сложнее всего совместить карьеру и семью топ-менеджерам и известным людям, но и они могут найти возможности сохранить семьи. Таким женщинам рекомендуется ряд следующих правил.
1. Разработайте утренний ритуал минут на 30: можно устроить семейный завтрак, обсудить планы на день, поделиться утренними новостями или сделать вместе зарядку и просто обнять всех перед уходом на работу.
2. Учитесь доверять и делегировать ответственность своим подчиненным – это снимет с вас груз работы и снизит тревожность.
3. Чтобы снизить ощущение стресса, соблюдайте баланс между работой и отдыхом. В течение дня можно делать расслабляющие паузы,
а в обеденный перерыв – короткий массаж или дыхательные упражнения. Это поможет сохранить себя в форме и меньше уставать.
4. Обязательно делайте краткосрочные перерывы для телефонных звонков или сообщений детям и мужу.
5. Устраивайте иногда дни без привычного графика. Например, как в рекламе: «Мама может все, даже отвести тебя в зоопарк во время рабочего дня».
6. Организуйте вечерний ритуал: это может быть ужин или совместный поход куда-нибудь.
7. Работа топ-менеджера часто подразумевает ненормированный рабочий день, поэтому, когда это случается, обязательно устраивайте для близких сюрпризы или импровизированные праздники. Таким образом можно компенсировать недостаток своего присутствия.
Важно понимать, что идеального равновесия между семьей и работой все равно достичь не удастся, а по мнению Н. Богерчук, даже и стремиться к этому не стоит: «Чрезмерное желание быть всегда на высоте может трансформировать естественные женские качества, такие как спокойствие, терпение и эмоциональность, в тревожность, постоянное напряжение, страх несовершенства, недовольство жизнью и негативное мышление. Поэтому при движении к цели не забывайте о своей женской и человеческой природе; почаще останавливайтесь, прислушивайтесь к себе».
Да, может быть, вы не всегда будете доступны для своей семьи, а на ужин вместо домашней еды иногда сварите купленные в магазине пельмени, но мир от этого не рухнет. Особенно если близкие знают, что вы их любите, трудитесь для них и в нужный момент всегда поддержите.