I. Сначала семья и дети, потом – карьера

Данный вариант реализуется в студенческих браках и довольно удобен. Молодая мать может перевестись с дневного на вечернее обу­чение, взять академический отпуск, а кроме того, студенческой семье положена помощь от государства в виде:

· компенсации части платы за содержание ребенка в государст­венных дошкольных учреждениях (20 % – на первого ребенка, 50 % – на второго, 70 % – на третьего и последующих);

· ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей в возрасте до трех лет;

· льгот и натуральной помощи.

Если деторождение и уход за маленькими детьми укладывается
в период обучения в высшей школе, а маме удается совмещать свои новые обязанности с учебой, то к окончанию учебного заведения она имеет ничуть не меньшие шансы на успех, чем не обремененные семьей конкурентки.

II. Сначала карьера – потом семья и дети

В ряде случаев профессиональный успех напрямую зависит от возраста, в котором вы начнете свой профессиональный путь. Особен­но это касается карьеры в области спорта, музыки, танцев, актерского мастерства и т. п. Поэтому если вы выбрали профессию, связанную с перечисленными сферами, первые несколько десятков лет она у вас будет на первом месте.

Плюсы подобного выбора очевидны: профессиональный рост идет
в соответствии с талантом и приложенными усилиями, а в случае успеха вы можете уже в юности обеспечить материальную стабиль­ность своей семье.

Цена женского успеха

Но, увы, как говорится, все имеет свою цену. Очень часто карь­ерный рост происходит за счет личной жизни, отказа от рождения де­тей и в ущерб семейным отношениям. В свою очередь, ставка на семью оборачивается серьезными финансовыми проблемами в случае потери кормильца или ухода мужа из семьи.

При совмещении работы и семьи также трудно найти баланс, при котором другие сферы жизни не пострадают. С одной стороны, профессиональное развитие требует от женщины посвящения ему всего свободного времени, равно как и семья. С другой – чередование приоритетов все равно приводит к «проседанию» одной из этих двух сфер. Так, для женщин, еще в институте создавших семью и родивших детей, поиск работы спустя несколько лет может оказаться тяжелым испытанием. Ведь специалистов ближе к 30 годам с меньшим желанием берут на стартовые позиции, поэтому зачастую прихо­дится довольствоваться вакансиями не по профилю. К тому же это не­легко и психологически: подруги уже достигли руководящих постов, а вы только начинаете.

Представительницам женского пола, со школьной скамьи посвятившим себя карьере, также сложно будет после 30 лет наладить свою личную жизнь, а в неко­торых случаях бывает просто поздно. Об этом очень метко высказа­лась великая советская актриса Фаина Раневская: «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...»

Один из коварнейших факторов, поджидающих успешную женщину, – превосходство над своим спутником жизни: далеко не ка­ждый мужчина способен смириться с таким положением дел, и далеко не каждая женщина готова спокойно относиться к тому, что ее муж за­рабатывает меньше нее.

Эксперты советуют: «И в семье, и на работе человеку хорошо, когда он чувствует, что его ценят, его мнение услышано, и он видит перспективу на будущее, которая ему нравится. Не ставьте внутри себя барьеры, не давайте окружению заставить вас сомневаться в своих си­лах. Если хотите чего-то добиться, будьте целеустремленны­ми и даже если с первого раза ничего не получилось, делайте вторую, третью, де­сятую попытку, не забывая сделать выводы из своих уроков жизни».

Оптимальный вариант

К сожалению, жизнь не всегда позволяет женщине выбирать, а ее труд может быть просто необходимым или даже единственным ис­точником существования. Как же можно уменьшить негативное влия­ние работы на семью?

Оптимизируйте рабочий график. По мнению семейного психо­лога, психоаналитического психотерапевта и члена профессиональной психотерапевтической лиги Н. Богерчук, ребенку вплоть до 21 года нужно материнское внимание. Поэтому для замужней женщины «же­лателен или стандартный график работы (8 часов в день с переры­вом на обед и без задержек), или неполный ра­бочий день, а еще лучше – фриланс, чтобы можно было самой регули­ровать свое рабочее время».

Постарайтесь найти работу недалеко от дома: так будет легче провожать и встречать свое чадо из образовательных заведений и конт­ролировать, чем оно занимается после учебы.

Чтобы вы чувствовали себя счастливой и не испытывали после рабочего дня раздражение и усталость, которые порой нелегко сдер­жать
и не выплеснуть на членов семьи, принципиально, чтобы работа была для вас интересной; в идеале – местом, где вы могли бы выразить себя и гордиться достигнутыми результатами. «Для женщины очень важно дело, которым она занимается с любовью и желанием, а также чувство собственной значимости. Ей необходимо быть уверенной в завтрашнем дне,
и хорошо, если это сопровождается материальным достатком. Это дает возможность чувствовать себя современной, цело­стной, уважать себя
и доверять окружающим. Плюс, конечно, необхо­димо, чтобы работающая женщина ощущала поддержку мужа и могла положиться на помощь близких», – объясняет Н. Богерчук.

Сложнее всего совместить карьеру и семью топ-ме­неджерам и известным людям, но и они могут найти возможности сохра­нить семьи. Таким жен­щинам рекомендуется ряд следующих правил.

1. Разработайте утренний ритуал минут на 30: можно устроить семейный завтрак, обсудить планы на день, поделиться утренними но­востями или сделать вместе зарядку и просто обнять всех перед ухо­дом на работу.

2. Учитесь доверять и делегировать ответственность своим под­чиненным – это снимет с вас груз работы и снизит тревож­ность.

3. Чтобы снизить ощущение стресса, соблюдайте баланс ме­жду работой и отдыхом. В течение дня можно делать расслабляющие паузы,
а в обеденный перерыв – короткий массаж или дыхательные упражнения. Это поможет сохранить себя в форме и меньше ус­тавать.

4. Обязательно делайте краткосрочные перерывы для телефон­ных звонков или сообщений детям и мужу.

5. Устраивайте иногда дни без привычного графика. Например, как в рекламе: «Мама может все, даже отвести тебя в зоопарк во время рабочего дня».

6. Организуйте вечерний ритуал: это может быть ужин или со­вместный поход куда-нибудь.

7. Работа топ-менеджера часто подразумевает ненормирован­ный рабочий день, поэтому, когда это случается, обязательно устраи­вайте для близких сюрпризы или импровизированные праздники. Та­ким образом можно компенсировать недостаток своего присутствия.

Важно понимать, что идеального равновесия между семьей и работой все равно достичь не удастся, а по мнению Н. Богерчук, даже и стремиться к этому не стоит: «Чрезмерное желание быть всегда на высоте может трансформировать естественные женские качества, та­кие как спокойствие, терпение и эмоциональность, в тревожность, по­стоянное напряжение, страх несовершенства, недовольство жизнью и негативное мышление. Поэтому при движении к цели не забывайте о своей женской и человеческой природе; почаще останавливайтесь, прислушивайтесь к себе».

Да, может быть, вы не всегда будете доступны для своей семьи, а на ужин вместо домашней еды иногда сварите купленные в магазине пельмени, но мир от этого не рухнет. Особенно если близкие знают, что вы их любите, трудитесь для них и в нужный момент всегда поддержите.

Наши рекомендации