Копирование и перемещение текста
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Учебная цель:
освоение режимов ввода и редактирования текста.
Запуск текстового процессора Microsoft Word можно осуществить несколькими способами:
выбрать команду меню Пуск4Программы4Microsoft Word;
щелкнуть по пиктограмме Word панели Office;
открыть документ Word двойным щелчком по значку.
На экране появится окно текстового процессора Microsoft Word с открытым в нем окном нового документа, которому по умолчанию присваивается имя Документ1.
Создание нового документа
Для создания нового документа в процессе сеанса работы Microsoft Word выбрать команду Файл4Создать для отображения диалогового окна «Создание документа»:
на вкладке Общиетип Документ определяется автоматически;
по умолчанию выбирается шаблон Новый документ;
после щелчка по кнопке OK созданный документ будет отображен в окне Word.
Можно также воспользоваться кнопкой стандартной панели инструментов.
Сохранение документа
При первоначальном сохранении документа или сохранении уже существующего документа выбрать команду Файл4Сохранить или нажать комбинацию клавиш Ctrl+S. При этом в первом случае будет отображено диалоговое окно «Сохранение документа»:
в поле Имя файла ввести имя создаваемого файла (по умолчанию Word предлагает использовать в качестве имени файла текст, содержащийся в первом абзаце документа);
в поле Папка выбрать папку для размещения файла (в области списка файлов отображаются имена всех вложенных папок и файлов, находящихся в выбранной папке);
в поле Тип файлапо умолчанию выбирается тип файла «Документ Word» для сохранения файла в стандартном формате (.doc). При необходимости выбора типа файла можно воспользоваться списком Тип файла;
для сохранения документа щелкнуть по кнопке Сохранить или нажать клавишу Enter.
При необходимости сохранения существующего документа под другим именем, в другом формате или в другой папке нужно воспользоваться командой Файл4Сохранить как или нажать функциональную клавишу F12. В появившемся диалоговом окне «Сохранение документа» ввести новое имя файла, выбрать требуемый тип файла или другую папку для его сохранения.
Можно также воспользоваться кнопкой стандартной панели инструментов.
Открытие документа
Для открытия документа необходимо выбрать команду Файл4Открыть. При этом на экране будет отображено диалоговое окно «Открытие документа»:
в списке Папка выбрать папку, в которой находится открываемый файл (ее имя должно отобразиться в поле списка Папка);
в списке файлов открытой папки выбрать имя открываемого файла;
щелкнуть по кнопке Открыть или нажать клавишу Enter.
Можно открыть несколько файлов одновременно. Для этого предварительно следует выделить все требуемые файлы, удерживая нажатой клавишу Ctrl.
Можно также воспользоваться кнопкой стандартной панели инструментов.
Перемещение по документу
В Word 2000 пользователи могут начинать вводить текст в любом месте страницы, предварительно поместив туда курсор мыши и дважды щелкнув левой кнопкой мыши.
Для перемещения в пределах документа чаще всего используются горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки, каждая из которых имеет бегунок и кнопки со стрелками на обоих концах полосы. При прокрутке положение курсора не изменяется.
Для перемещения с небольшим шагом следует делать щелчки левой кнопкой мыши по кнопкам прокрутки.
Для поэкранной прокрутки документа следует щелкать мышью по любому участку полосы прокрутки выше или ниже бегунка.
Для плавного перемещения по документу следует перетаскивать бегунок полосы прокрутки вверх или вниз. При перетаскивании бегунка рядом с ним отображается подсказка, показывающая номер текущей страницы.
Можно перемещаться по документу с использованием клавиатуры (при этом происходит перемещение курсора):
ß или à – на символ в направлении стрелки;
áилиâ– на строку в направлении стрелки;
Ctrl+ßили Ctrl+à – на слово в направлении стрелки;
Home или End – в начало или конец текущей строки;
Ctrl+Home или Ctrl+End – в начало или конец документа;
Page Up или Page Down – на экран вверх или вниз;
Ctrl+Page Up илиCtrl+Page Down – на страницу вверх или вниз;
Shift+F5 – к месту внесения последней правки.
Выделение текста
Необходимый фрагмент текста можно выделить следующими способами:
поместить указатель мыши в начало выделяемого фрагмента, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протянуть указатель мыши в конец выделяемого фрагмента;
поместить указатель мыши в начало выделяемого фрагмента, нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, клавишами управления курсора переместить указатель мыши в конец выделяемого фрагмента;
для выделения слова сделать двойной щелчок по любому символу слова;
для выделения предложения сделать двойной щелчок по любому символу предложения при нажатой клавише Ctrl;
для выделения абзаца сделать тройной щелчок по любому символу абзаца;
для выделения строки сделать щелчок в полосе выделения слева от строки;
для выделения всего документа сделать тройной щелчок в полосе выделения слева от текста.
Для снятия выделения достаточно щелкнуть мышью в любом месте за его пределами.
Удаление текста
Для удаления текста используются следующие клавиши:
Backspace – для удаления символа слева от курсора;
Delete – для удаления символа справа от курсора;
Ctrl+Backspace –для удаления слова слева от курсора;
Ctrl+Delete –для удаления слова справа от курсора;
Чтобы удалить фрагмент текста, предварительно следует выделить его и нажать клавишу BackspaceилиDelete.
Проверка правописания
Word располагает средствами проверки орфографии и грамматики непосредственно в ходе набора текста или по специальному запросу пользователя. Благодаря автоматическому определению языка, на котором пользователь производит ввод текста, в Word 2000 правильно осуществляется выбор средств проверки орфографии и грамматики, списка автозамены и других инструментов правописания.
Чтобы исправить орфографическую ошибку, следует щелкнуть правой кнопкой мыши по слову, подчеркнутому красной волнистой линией, и из контекстного меню выбрать правильное написание из предлагаемых вариантов. Можно произвести проверку правописания в диалоговом окне «Правописание», которое открывается командой меню Сервис4Правописаниеили щелчком по кнопке . В поле Нет в словареотображается фрагмент текста, содержащий слово с ошибкой, а в поле Варианты – список вариантов замены, предлагаемых Word. Можно отредактировать текст в первом поле или выбрать один из предлагаемых вариантов в списке. По завершении обработки ошибки Word возобновляет поиск и отображает следующую обнаруженную ошибку.
При обнаружении в тексте грамматической или стилистической ошибки в диалоговом окне «Правописание»в полеВариантыотображается описание фрагмента, предположительно содержащего грамматическую ошибку.
Поиск и замена текста
Word позволяет быстро переместиться к определенному слову или фразе в тексте и при необходимости заменить найденный текстовый фрагмент.
При выборе команды меню Правка4Найтиотображается диалоговое окно «Найти и заменить», где в поле Найти необходимо ввести образец для поиска. Word выполняет поиск по указанному образцу и выделяет текст в документе, если он найден.
При выборе команды меню Правка4Заменитьотображается диалоговое окно «Найти и заменить» с открытой вкладкой Заменить, где в поле Заменить наследует указать текст, которым должен быть заменен найденный фрагмент текста.
Пользователем могут быть заданы параметры поиска и замены (направление поиска, выполнение поиска с учетом регистра, только слово целиком и т. д.).
Вставка даты и времени
Word может автоматически вставлять в любое место документа дату и время в различных форматах. Дата и время могут быть вставлены в документ:
- в виде текста, когда вставленное значение даты и времени остается неизменным (используется, когда в документе требуется указать определенную дату или время без необходимости изменять их в дальнейшем);
- в виде поля, значение которого будет обновляться каждый раз при работе с документом (полезно, когда необходимо, чтобы в документе отображалась текущая дата на момент просмотра, печати или пересылки документа).
Для вставки даты и времени необходимо установить курсор в нужное место документа и выбрать команду Вставка4Дата и время. В диалоговом окне «Дата и время» выбрать требуемый формат даты и времени (двойным щелчком в списке форматов, либо выделив его в списке, щелкнуть по кнопке OK). Установить флажок Обновлять автоматически, если требуется автоматически выполнять обновление данных вставляемого поля даты и времени.
Содержание отчета
Собеседование с преподавателем с демонстрацией выполненной работы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Учебная цель:
освоение режимовформатирования символов и абзацев.
Word позволяет форматировать отдельные символы (буквы), абзацы, разделы документа или весь документ целиком.
Параметры форматирования можно применить к предварительно выделенному фрагменту текста. Кроме того, требуемый параметр может быть выбран перед вводом текста. Поскольку параметры форматирования абзаца могут быть применены только к абзацам целиком, для указания параметров абзаца достаточно установить курсор в любом его месте. Тем не менее, чтобы задать параметры форматирования для нескольких абзацев одновременно, потребуется выделить все эти абзацы.
Изменение шрифта
Каждый шрифт обладает уникальным изображением символов. Поэтому применение различных шрифтов может значительно улучшить внешний вид текста.
Изменить шрифт можно с помощью списка панели инструментов форматирования или в диалоговом окне «Шрифт», отображаемым командой меню Формат4Шрифт.
Названия всех шрифтов в списке Шрифтпанели инструментов форматирования в Word 2000 оформляются соответствующим шрифтом, что позволяет видеть, как будет выглядеть текст в случае применения того или иного шрифта.
Изменение размера шрифта
Изменить размер шрифта можно с помощью списка панели инструментов форматирования или в диалоговом окне «Шрифт», которое появляется после выбора команды меню Формат4Шрифт.
Если предлагаемые в списке размеры не подходят пользователю, можно ввести в поле списка любое требуемое значение и нажать клавишу Enter.
Изменение начертания шрифта
В Word предусмотрено несколько вариантов начертания шрифта. Для изменения начертания шрифта можно щелкнуть по соответствующей кнопке панели инструментов форматирования или выбрать желаемый вариант начертания в диалоговом окне «Шрифт».
При необходимости можно применить несколько вариантов начертаний одновременно. Применение смешанного варианта начертаний позволяет получить различные визуальные эффекты.
Установка позиций табуляции
Линейка может быть использована для создания, просмотра и удаления позиций табуляции.
По умолчанию в документах Word позиции табуляции располагаются с интервалом 1,27 см. Эти позиции отмечаются серыми штрихами в нижней части линейки. При определении позиций табуляции пользователем Word помещает на линейку более контрастный маркер, при этом удаляя все позиции табуляции по умолчанию, расположенные левее определяемой позиции.
Для позиций табуляции могут быть заданы различные режимы выравнивания, которые отражаются на индикаторе типа табуляции (по левому краю, по центру, по правому краю, по разделителю, с чертой). Чтобы выбрать способ выравнивания для новой позиции табуляции, необходимо щелкать мышью по кнопке типа табуляции, расположенной в левой части линейки. На кнопке отображается значок, соответствующий выбранному типу табуляции.
Чтобы установить выбранную позицию табуляции, следует щелкнуть мышью в требуемом месте линейки. Для перемещения позиции табуляции следует перетаскивать соответствующий маркер табуляции вдоль линейки.
Для удаления позиции табуляции следует перетащить соответствующий маркер в область текста. Чтобы удалить все установленные пользователем позиции табуляции, достаточно нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+N.
Можно установить, изменить, удалить несколько позиций табуляции одновременно или выбрать тип заполнителя в диалоговом окне «Табуляция», выбрав команду меню Формат4Табуляция.
Для установки позиции табуляции, следует указать значение с точностью до 0,1 см в поле Позиция табуляции. Можно определить требуемое количество позиций табуляции.
Для удаления позиции табуляции, следует выделить значение, соответствующее этой позиции в списке Позиция табуляции, и щелкнуть по кнопке Удалить. При этом позиция удаляется из списка и отображается в области Будут удалены. Чтобы удалить все установленные пользователем позиции табуляции, достаточно щелкнуть по кнопке Удалить все.
Для изменения типа выравнивания позиции табуляции или добавления символа заполнителя следует выбрать требуемую позицию в списке Позиция табуляции и выбрать для нее необходимый тип выравнивания и заполнитель. Символы заполнителя используются для удобства чтения текста с далеко отстоящими друг от друга фрагментами, разделенными позициями табуляции.
После установки параметров диалогового окна «Табуляция» следует щелкнуть по кнопке OK или нажать клавишу Enter. Если требуется откорректировать установленные параметры, можно дважды щелкнуть по маркеру табуляции для повторного открытия диалогового окна «Табуляция».
Чтобы быстро применить к абзацу требуемый режим выравнивания, можно воспользоваться кнопками панели инструментов форматирования. Нажатая кнопка указывает, какое выравнивание применено к текущему абзацу в данный момент.
Границы и заливка
Word позволяет заключать текст в рамки или использовать варианты обрамления с линиями, расположенными с одной, двух или трех сторон. Предварительно следует выделить фрагмент текста и щелкнуть по кнопке панели инструментов форматирования для обрамления рамкой, представленной на кнопке. Если требуется выбрать другой тип рамки, щелкнуть по кнопке со стрелкой.
Кроме того, можно выбрать команду меню Формат4Границы и заливка, на вкладке Граница диалогового окна «Границы и заливка» выбрать тип рамки, тип, цвет и толщину линии. При обрамлении абзаца или страницы можно использовать разомкнутые рамки, при создании которых тип, цвет и толщина линий устанавливаются до добавления линий границы. В списке Применить к определить для какой части документа следует создать рамку. Для изменения расстояния между границей и текстом щелкнуть по кнопке Параметры.
Вкладка Страница позволяет обрамлять страницы документа рисунками, приведенными в списке Рисунок.
Word предоставляет возможность оформления текста с использованием эффекта выделения цветом, для чего следует щелкнуть по кнопке панели форматирования для выделения цветом, обозначенным на кнопке. Если требуется выбрать другой цвет, щелкнуть по кнопке со стрелкой и выбрать требуемый цвет в палитре.
Кроме того, можно выбрать команду меню Формат4Границы и заливка, на вкладке Заливка диалогового окна «Границы и заливка» выбрать цвет заливки, тип и цвет узора. В списке Применить к определить для какой части документа следует применить заливку.
Создание буквиц
Формат4Буквица. В диалоговом окне «Буквица» выбрать положение буквицы, вид шрифта, высоту буквицы (определяется в строках) и расстояние от текста.
Изменение регистра символов
Команда Формат4Регистр позволяет управлять регистром букв без повторного ввода. Например, при выборе режима Как в предложениях диалогового окна «Регистр» с заглавной буквы начинается только первое слово предложения, в то время как при установке значения изМЕНИТЬ РЕГИСТР регистр всех букв меняется на противоположный.
Содержание отчета
Собеседование с преподавателем с демонстрацией навыков форматирования символов и абзацев.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Учебная цель:
освоение режимовформатирования разделов и страниц, работа со структурой документа.
Форматирование страницы
Для определения формата страницы используется диалоговое окно «Параметры страницы», отображаемое командой Файл4Параметры страницы либо двойным щелчком по затененному (соответствующему полям документа) участку линейки.
Список Применить позволяет указать к какой части документа следует применить задаваемые параметры страницы (значение этого параметра относится ко всем настройкам диалогового окна «Параметры страницы»):
- ко всему документу (по умолчанию);
- до конца документа (значения параметров применяются от текущего положения курсора до конца документа);
- к выделенному тексту (если в документе выделен один или несколько абзацев);
- к текущему разделу (если документ содержит несколько разделов, то значения параметров применяются к текущему разделу);
- к выделенным разделам (если выделены разделы).
На вкладке Поля устанавливаются размеры левого, правого, верхнего и нижнего полей. Для определения ширины поля можно использовать кнопки счетчика соответствующего поля или ввести требуемое значение непосредственно в поле. Здесь же можно установить расстояние от верхнего или нижнего колонтитула до края страницы.
Вкладка Размер бумаги позволяет установить размер используемой для печати бумаги. Если для печати предполагается использовать бумагу стандартного размера, то можно выбрать соответствующий размер в списке Размер бумаги, значения полей Ширина и Высотапри этом будут изменяться в соответствии с выбранным размером бумаги. Если предполагается использовать бумагу нестандартного размера, то в списке Размер бумаги следует выбрать значение Другой, а в полях Ширина и Высотаввести требуемые значения.
Здесь же можно установить для страницы книжную или альбомную ориентацию.
Вкладка Источник бумаги позволяет отдельно указать источники бумаги для первой и остальных страниц документа (при использовании принтера с несколькими подающими лотками).
На вкладке Макетпредставлены дополнительные возможности форматирования колонтитулов (установка различных колонтитулов четных и нечетных страниц, первой страницы), оформления разделов, обрамления, нумерации строк.
Эта же вкладка дает возможность использовать режимы вертикального выравнивания текста на странице (по верхнему краю, по центру или равномерно распределить текст между верхним и нижним полями – по высоте).
Нумерация страниц
Для нумерации страниц в документе следует:
выбрать команду Вставка4Номера страниц;
в диалоговом окне «Номера страниц» указать требуемое положение номера в списке Положение (номера страниц могут быть размещены в области верхнего или нижнего колонтитула);
выбрать требуемый режим выравнивания в списке Выравнивание (слева, справа, по центру, у наружного или внутреннего краев документа);
для указания формата отображения номеров страниц щелкнуть по кнопке Формат, и в диалоговом окне «Формат номера страницы» установить требуемые параметры форматирования;
щелкнуть по кнопке OK в диалоговых окнах.
Для удаления нумерации необходимо выбрать команду Вид4Колонтитулы, выделить номер страницы и нажать клавишу Delete.
Разрыв страницы
Часто при подготовке документов возникает необходимость начать ввод текста с новой страницы независимо от степени заполнения текущей. Word позволяет установить принудительный разрыв страницы для перехода на другую, для чего следует воспользоваться одним из способов:
установить курсор в строке, где должен быть закончен ввод текста на текущей странице, выбрать команду Вставка4Разрыв. В диалоговом окне «Разрыв» в группе Начать выбрать Новую страницу;
нажать комбинацию клавиш Ctrl+Enter.
В результате Word вставит разрыв страницы непосредственно справа от курсора. Для удаления принудительного разрыва страницы следует поместить курсор в начале первой строки, следующей за разрывом, и нажать клавишу Backspace, или выделить разрыв, а затем нажать клавишу Delete или Backspace.
Использование разделов
Использование при создании документа разделов позволяет устанавливать различные параметры форматирования страниц (колонтитулы, поля, ориентацию и т. д.) для различных частей документа (одной страницы, части страницы, нескольких страниц). Разделы можно начинать и завершать в любом месте документа.
Для создания нового раздела следует:
установить курсор в начале строки, с которой следует начать новый раздел;
выбрать команду Вставка4Разрыв. В диалоговом окне «Разрыв» в группе Новый раздел выбрать требуемый вариант:
- со следующей страницы (новый раздел начинается с начала новой страницы);
- на текущей странице (новый раздел начинается непосредственно после текущего положения курсора на странице);
- с четной страницы (новый раздел начинается на ближайшей четной странице);
- с нечетной страницы (новый раздел начинается на ближайшей нечетной странице).
При работе с документом номер раздела отображается в строке состояния. Для изменения параметров форматирования страницы определенного раздела необходимо установить курсор в пределах раздела, при этом в строке состояния должен отображаться номер этого раздела.
Для удаления разрыва раздела следует выделить линию разрыва и нажать клавишу Delete. При удалении разрыва раздел, находившийся выше разрыва, форматируется аналогично разделу, следовавшему за удаленным разрывом.
Создание колонтитулов
Колонтитулы представляют собой области, расположенные вверху и внизу страницы, где размещается обычно такая информация, как название документа, имя автора, номера страниц, дата и т. д. Для ввода текста колонтитула следует:
выбрать команду Вид4Колонтитулы. В результате курсор переместится в область верхнего колонтитула страницы, на экране будет отображена панель инструментов Колонтитулы, поля колонтитулов будут обрамлены штриховой рамкой. Основной текст документа при этом будет отображаться приглушенно серым цветом, а вводимый текст колонтитула – обычным;
ввести текст, который должен отображаться в колонтитуле, при необходимости отформатировать его как обычный текст;
для возврата в режим редактирования текста дважды щелкнуть в области основного текста или нажать кнопку Закрыть панели Колонтитулы.
В текст колонтитула можно добавлять элементы автотекста, графику, границы и заливку. При вставке специального текста с использованием панели инструментов Колонтитулы(номер страницы, количество страниц, дата, время) фактическипроизводится вставка полей, информация которых обновляется при каждом открытии документа.
Для перехода к нижнему колонтитулу можно щелкнуть по кнопке Верхний/нижний колонтитул панели инструментов или выполнить прокрутку к нижней части страницы и дважды щелкнуть в области нижнего колонтитула.
Можно создать различные колонтитулы для четных и нечетных страниц, отдельный – для первой страницы документа с помощью вкладки Макет диалогового окна «Параметры страницы».
Если документ разбит на разделы, для каждого из них можно создавать собственные колонтитулы. При создании нового раздела документа Word по умолчанию создает его колонтитул аналогичным колонтитулу предыдущего раздела (на что указывает надпись в области колонтитула, а также отображаемая нажатой кнопка Как в предыдущем разделе панели инструментов). Для создания отдельного колонтитула для нового раздела следует:
установить курсор в пределах раздела и дважды щелкнуть в области колонтитула в режиме разметки страницы;
отжать кнопкуКак в предыдущем разделе и ввести текст.
Чтобы использовать в текущем разделе такой же колонтитул, как в предыдущем, необходимо дважды щелкнуть в области колонтитула в режиме разметки страницы и нажать кнопку Как в предыдущем разделе. При этом текст колонтитула текущего раздела будет замещен текстом колонтитула предыдущего раздела.
При использовании различных колонтитулов в документе для перехода от одного к другому можно использовать кнопки Переход к предыдущему и Переход к следующему панели инструментов Колонтитулы.
Вставка сносок
Сноски часто используются в научных статьях, технической документации. Сноски располагают в нижней части страниц документа (обычные) или в конце документа или раздела (концевые). Для вставки сносок в документ:
поместить курсор в то место документа, куда предполагается вставить знак сноски, и выбрать команду Вставка4Сноска;
в диалоговом окне «Сноска» выбрать требуемый вид сноски (обычная или концевая);
определить тип нумерации сносок (автоматическая или другая). В случае автоматической нумерации сносок выполняется цифровая нумерация, в другом варианте можно выбрать символ для знака сноски в диалоговом окне «Символ»;
щелкнуть по кнопке OK, при этом в тексте документа появится символ сноски, а в конце страницы, документа или раздела – поле для ввода текста сноски. В поле ввода текста сноски можно задавать параметры форматирования символов и абзацев для текста сноски. По завершении ввода текста щелкнуть мышью в области основного текста документа.
Для удаления сноски необходимо выделить знак сноски в документе и нажать клавишу Delete или Backspace. Word автоматически удалит сноску из области сносок, изменит нумерацию пронумерованных сносок и формат оставшихся сносок для их оптимального размещения на свободном пространстве страницы.
При вставке сносок можно указать параметры размещения и вид символа сноски, для чего следует:
в диалоговом окне «Сноска» щелкнуть по кнопке Параметры и на соответствующей вкладке (Сноски или Концевые сноски) диалогового окна «Параметры сносок» выбрать требуемый вариант размещения в списке Положение. Сноски могут размещаться внизу страницы документа или после последней строки текста на странице;
в списке Формат номера выбрать вариант нумерации, в поле Начать с ввести значение номера, с которого следует начинать нумерацию сносок;
выбрать способ нумерации (последовательная нумерация сносок во всем документе, возобновление нумерации в начале каждого раздела или страницы документа). Концевые сноски могут быть размещены в конце раздела или документа, и их нумерация не может возобновляться на каждой странице;
для возврата в диалоговое окно «Сноски» щелкнуть по кнопке OK.
Для изменения вида разделителя, отображаемого между основным текстом и областью сносок, следует в обычном режиме просмотра документа выбрать команду Вид4Сноски. В списке Сноскипоявившегося окна «Сноски» выбрать пункт Разделитель сноски, выделить разделитель и ввести с клавиатуры символы, которые следует использовать в качестве разделителя (длина разделителя ограничена только размерами полей документа). Можно использовать в качестве разделителя линии рамок из диалогового окна «Границы и заливка» или вставлять различные графические элементы. Для переключения в режим редактирования сносок в списке Сноски выбрать Все сноски. Для восстановления стандартного вида разделителя в списке Сноски выбрать Разделитель сноски и щелкнуть по кнопке Сброс.
Создание оглавления
Word позволяет быстро создавать оглавление любого документа, заголовки которого отформатированы стилями заголовков Word. Уровень заголовка определяет отступ при его отображении в оглавлении.
Для автоматического создания оглавления следует:
отформатировать заголовки документа стилями заголовков Word;
поместить курсор в то место документа, куда необходимо вставить оглавление, и выбрать команду Вставка4Оглавление и указатели для открытия одноименного диалогового окна;
на вкладке Оглавление выбрать формат оглавления в списке Форматы (образец оглавления отображается в области предварительного просмотра);
в поле Уровни указать число уровней заголовков, которые требуется включить в оглавление;
установить нужные параметры и выбрать символ заполнителя в поле Заполнитель, если предполагается указывать номера страниц по правому краю. Щелкнуть по кнопке OK.
Оглавление представляет собой большое поле данных, при щелчке по элементу которого осуществляется переход к соответствующему заголовку.
Для изменения уровня отдельного элемента оглавления необходимо выделить его в тексте документа и выбрать другой стиль заголовка в списке Стиль панели инструментов форматирования. Для исключения какого-либо элемента из оглавления следует оформить его стилем, отличным от стилевого оформления заголовков, включенных в оглавление. После произведенных изменений в документе следует обновить оглавление:
щелкнуть правой кнопкой мыши в области оглавления и из контекстного меню выбрать режим Обновить поле;
в появившемся диалоговом окне «Обновление оглавления» выбрать вариант обновления (обновить только номера страниц или обновить целиком) и щелкнуть по кнопке OK.
Для изменения количества отображаемых в оглавлении уровней необходимо в диалоговом окне «Оглавление и указатели» на вкладке Оглавление в поле Уровни установить новое значение, щелкнуть по кнопке OK и кнопке Да при отображении запроса на замену существующего оглавления.
Содержание отчета
Собеседование с преподавателем с демонстрацией выполненной работы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
Учебная цель:
освоение режимов работы с таблицами.
Данные, представленные в табличной форме, отличаются наглядностью, поэтому таблицы являются неотъемлемой частью многих документов. Таблицы используются для упорядочения информации, различных вычислений. Кроме того, с помощью таблиц можно создавать привлекательные макеты страниц, располагая нужным образом фрагменты текста, рисунки, вложенные таблицы. Разметка страницы с помощью таблицы часто используется для создания параллельных абзацев при разработке резюме.
Таблица представляет собой набор ячеек, расположенных на пересечении строк и столбцов. Каждая ячейка может содержать текстовую, числовую, графическую информацию.
Создание таблицы
Создать таблицу можно следующими способами:
выбрать команду меню Таблица4Добавить4Таблица. В появившемся диалоговом окне «Вставка таблицы» указать в соответствующих полях количество строк и столбцов таблицы. При необходимости выбрать требуемый режим в группе Автоподбор ширины столбцов, для выбора формата таблицы щелкнуть по кнопке Автоформат, щелкнуть по кнопке OK;
использовать кнопку стандартной панели инструментов, указав с помощью мыши количество строк и столбцов таблицы;
начертить таблицу с помощью панели инструментов Таблицы и границы, отображаемой командой меню Таблица4Нарисовать таблицу, щелчком по одноименной кнопке стандартной панели инструментов или щелчком правой кнопки мыши по любой из панелей инструментов и выбором из контекстного меню команды Таблицы и границы.
Перемещение в таблице
Текст в таблицу вводится в каждую ячейку в отдельности, поэтому следует сначала установить курсор в соответствующую ячейку одним из следующих способов:
щелчком мыши в пределах ячейки. При этом курсор будет помещен в начало пустой ячейки или в место щелчка заполненной текстом ячейки;
клавишами управления курсором. При этом курсор будет перемещаться на одну ячейку вверх, вниз, вправо, влево, а если ячейка содержит текст, – на один символ вправо или влево или на одну строку текста вверх или вниз. Если курсор находится у края ячейки, клавиши управления курсором перемещают его в соседнюю ячейку;
клавишей Tab или комбинацией клавиш Shift+Tab для перемещения курсора вперед или назад на одну ячейку. Если курсор находится в правой нижней ячейке таблицы, нажатие клавиши Tab приведет к созданию новой строки.
Выделение элементов таблицы
Текст в ячейке выделяется аналогично основному тексту документа. Отдельные элементы таблицы выделяются следующим образом:
для выделения ячейки, строки, столбца или всей таблицы можно воспользоваться командой меню Таблица4Выделить4Ячейка(Строка, Столбец,Таблица), установив предварительно курсор в пределах выделяемого элемента;
для выделения строки можно щелкнуть в полосе выделения слева от выделяемой строки, нескольких строк – выделить первую и протянуть указатель мыши вверх или вниз;
для выделения столбца можно щелкнуть в пределах столбца при нажатой клавише Alt, нескольких столбцов – выделить первый и протянуть указатель мыши влево или вправо, или протянуть указатель мыши влево или вправо по верхней границе таблицы;