Ресурсы организации-заявителя
Перечислите, какие ресурсы для выполнения проекта имеет ваша организация.
Например: подготовленные методические материалы, разработанные программы, специалисты с соответствующим опытом работы,
укажите, какое помещение принадлежит организации, каким оборудованием вы располагаете и т.п.
Создана междисциплинарная, профессиональная, мобильная команда специалистов, оказывающая принимающим семьям профессиональную поддержку, направленную на улучшение детско-родительских отношений, помощь семьям в период кризисов, преодоление проблем в развитии детей, организующая информационное и методическое сопровождение - социальный работник, психолог, юрист. Все специалисты имеют большой опыт работы с принимающими семьями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, прошли специальное обучение (имеют сертификаты по проведению ШПР, организации и осуществлению сопровождения принимающих семей, проведению обучающих мероприятий для специалистов). Имеется помещение для проведения обучающих тренингов и семинаров (для 7 участников), оргтехника.
РАЗДЕЛ 2 | ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА |
1. Актуальность проекта (объем этого подраздела - не более половины страницы).
Пожалуйста, изложите потребности целевой группы, работа с которой будет проводиться в рамках проекта. А также ситуацию в конкретном городе, поселке, районе, где будет проводиться проект (в том числе статистику по семейному устройству и возвратам, если владеете информацией и т.п.)
Пудожский район является отдаленным от столицы Республики Карелия районом. Ряд поселений района существенно отдалены от центрального населенного пункта - города Пудожа. В связи с территориальной отдаленностью и нехваткой специалистов в районе, принимающие семьи дальних поселений, практически не сопровождаются специалистами. Это приводит к быстрому эмоциональному выгоранию приемных родителей, возникновению конфликтов, особенно в периоды возрастных кризисов, снижению родительской компетентности, ослаблению психологического ресурса родителей, кризисным ситуациям в принимающих семьях, ухудшению психического и физического здоровья детей, их развития и в конечном итоге возвратам детей из семей в сиротские учреждения. В 2016 году Пудожский район Республики Карелия находился на втором месте по числу возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, назад в сиротские учреждения по Республике Карелия.
В связи с закрытием детского дома в г. Пудоже, и других проблем реорганизации учреждений в настоящее время сопровождение принимающих семей в Пудожском районе осуществляется в основном КРОО «Гармония». Большинство принимающих семей района подготовку и переподготовку не проходило. Всего в Пудожском районе около 120 принимающих семей, в них проживает около 160 детей. Мы считаем, что, несмотря на то, что подготовка принимающих родителей остается востребованным и актуальным направлением, не менее значимым является сопровождение принимающих семей.
Потребности целевой группы: подготовка и переподготовка принимающих родителей, повышение их профессиональной компетенции (знания по психологии, педагогике, правовая грамотность), профилактика синдрома эмоционального выгорания родителей, организация совместного досуга приемных семей, профилактика возвратов детей (подростков, сиблингов, детей с ОВЗ), профилактика и преодоление зависимостей у подростков, школьной неуспеваемости детей, улучшение детско-родительских отношений.
Цель и задачи проекта
Цель - развитие системы сопровождения принимающих семей: внедрение новых технологий, расширение спектра услуг принимающим семьям в отдаленном муниципальном районе Республики Карелия.
Задачи:
· Оказание помощи принимающим семьям, направленное на: повышение родительской компетентности, укрепление психологического ресурса родителей, улучшение детско-родительских отношений, преодоление кризисных ситуаций в семьях, преодоления проблем в развитии детей.
· Объединение принимающих семей района, формирование положительного общественного мнения к семейному попечению в муниципальном районе.
· Методическая помощь специалистам муниципального района, работающим с принимающими семьями и детьми-сиротами.
3. Что планируется сделать в ходе проекта
Целевая группа
Принимающие семьи Пудожского муниципального района (семьи усыновителей, опекунов, попечителей, приемные семьи) - 40 семей:
· опекуны, попечители, усыновители, приемные родители не прошедшие Школу принимающих родителей и принимающие родители готовые пройти переобучение (переподготовку) принимающих родителей - 12 человек;
· замещающие семьи, в которых воспитываются подростки от 12 до 16 лет – 25 семей;
· замещающие семьи, принявших на воспитание сиблингов – 20 семей;
· замещающие семьи, принявшие на воспитание детей с ОВЗ (практически все дети, переданные в замещающие семьи имеют слабое здоровье, находятся под наблюдением детского педиатра, практически все страдают различными видами задержек развития (интеллектуального, физического, психического) - 35 семей (50 детей).
Специалисты района, работающие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (ООп, педагоги школ и детских садов, специалисты Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 6"г. Пудожа) – не менее 50 человек
Доступность целевой группы
Руководитель КРОО «Гармония» является действующим принимающим родителем и знает ситуацию с принимающими семьями района изнутри. Организация активно участвует в Проектах, целью которых является налаживание системы сопровождения принимающих семей района. Опыт организации различных мероприятий для принимающих семей показывает, насколько важно и востребовано данное сопровождение для родителей и детей. Мероприятия направлены на повышение родительской компетентности, организацию совместного досуга семей, профилактику синдрома эмоционального выгорания принимающих родителей и многое другое. Часть родителей, особенно это касается родственной опеки, обучения на ШПР не проходили, многие семьи проходили обучение много лет назад. Безусловно, такие семьи заинтересованы в получении новых знаний. Родители отмечают, что посещение таких мероприятий, способствует решению многих проблем в семьях, позволяют обменяться опытом, формируют сообщество принимающих семей.
Актуальным является проведение ШПР (по переподготовке) на базе летних выездных школ, так как оно обеспечивает не только пополнение знаний родителей, но и помогают сблизить принимающих родителей и детей. Несколько сложнее идет работа по организации деятельности Клуба принимающих родителей, так как КРОО «Гармония» не имеет транспортного ресурса для охвата всех отдаленных уголков района.
В рамках Проекта планируется проведение мероприятий, как в городе Пудоже, так и в самых отдаленных уголках района. Это позволит включить в систему сопровождения все поселения. Ранее организация уже практиковала выезды в отдаленные уголки района и посещаемость мероприятий в них намного выше, чем городе, так как жители сел и деревень испытывают информационный голод, отрезаны от квалифицированной помощи и поддержки специалистов. Проведение информирования о мероприятиях проекта в Пудожском районе будет осуществляться при поддержке представителей власти, работников культуры и образования. Такая технология информирования довольно эффективна, так же задействуются местные СМИ, сайт организации и пользующаяся популярностью группа в ВК.
Принимающие семьи также получают помощь в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6"г. Пудожа (консультации в кризисных ситуациях, подготовка будущих принимающих родителей), с учреждением налажено сотрудничество.
Механизм реализации проекта
1. Анкетирование принимающих родителей – 40 человек
Цель - формирование целевой группы проекта, выявление сложностей семей и ожиданий от сотрудничества со специалистами.
Анкетирование будет проведено с использованием интернет ресурсов (сайт организации, группу в ВК), что позволит решить проблемы, связанные с территориальной отдаленностью многих семей.
2. Установочный семинар по проекту «Организация сопровождения принимающих семей в Пудожском муниципальном районе».
Участники: Карельская региональная общественная организация по социальной помощи населению «Гармония», специалисты реализующие проект, специалисты органов опеки и попечительства, администрации муниципального Пудожского района Республики Карелия, специалисты Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6"г. Пудожа - всего 9 человек.
Цель: информирование о мероприятиях проекта, заключение договора о сотрудничестве, разработка плана сотрудничества при выстраивании системы сопровождения принимающих семей района.
3. Обучающий семинар-тренинг «Трудное поведение» детей и подростков» для принимающих родителей.
Всего будет проведено 4 семинара для принимающих родителей разных поселений Пудожского района. На каждый семинар будут собираться семьи сразу нескольких населенных пунктов. Всего в семинарах примут участие около 40 человек.
Цель: повышение родительских компетенций, уровня знаний принимающих родителей.
Семинар будут проводиться в интерактивной форме. В рамках занятия «Трудное поведение детей и подростков» планируется рассмотреть темы:
· Особенности развития совести у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование моральных норм у ребенка;
· Стратегии поведения детей с нарушенной привязанностью;
· Трудное поведение: воровство, уходы из дома, грубость, сексуализированное поведение, формирование зависимостей и.т.д. (по потребностям группы);
· Критерии оценки методов воспитания. Эффективные и неэффективные методы воспитания.
· Особенности поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в разные возрастные периоды (подробно рассматривает подростковый возраст).
Семинар-тренинг предполагает получение родителями теоретических знаний и выработку практических навыков, необходимых для воспитания приемных детей, повышение родительских компетенций. Опыт показывает, что тренинговая форма проведения обучающих мероприятий для родителей наиболее эффективна.
4. Индивидуальное и групповое консультирование принимающих родителей и детей:
· Консультирование будет организовано в рамках проведения всех мероприятий проекта (после семинаров-тренингов, семинаров для специалистов, в ходе летней выездной школы для замещающих семей и.т.д.);
· Консультации будут давать, психолог, социальный педагог, юрист;
· Всего будет проведено не менее 50 индивидуальных консультаций специалистов (групповое консультирование родителей и специалистов будет проводиться в рамках семинаров)
5. Обучающие семинары-тренинги для специалистов:
· «В детский сад пришел приемный ребенок» для педагогов детских садов
· «В класс пришел приемный ребенок» для педагогов СОШ
Участники: специалисты детских садов и школ Пудожского муниципального района
Цель: Ознакомление специалистов СОШ и детских садов с основами психологии сиротства, формами и методами работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Мотивирование специалистов на сотрудничество с принимающими родителями, создание построение системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательном пространстве.
В рамках семинара рассматриваются следующие темы:
Чем обусловлены личностные и характерологические особенности детей сирот:
· понятие депривации;
· стратегии поведения детей при нарушенной привязанности;
· жестокое обращение и диспропорции в развитии;
· причины отставания в формировании моральных норм;
Особенности психического развития воспитанников государственных учреждений:
· познавательная сфера;
· эмоционально-волевая сфера;
· самосознание;
· особенности общения со взрослыми и со сверстниками;
Влияние удовлетворения потребностей детей на мотивацию к обучению и его успешность.
Групповая работа со специалистами будет направлена на выявление сложностей педагогов, осуществляющих обучение детей из принимающих семей и оказание им методической помощи.
6. Организация деятельности Клубов принимающих родителей в двух поселениях муниципалитета.
Участники: принимающие семьи, специалисты реализующие проект, специалисты органов опеки и попечительства района – всего 20 человек.
Цель: Создание сообщества принимающих родителей района, условий для обмена опытом и совместного проведения досуга.
7. Проведение семинара-тренинга для специалистов «Особенности развития и потребности подростка. Семейное устройство детей подросткового возраста».
Участники: специалисты Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 6" г. Пудож, органов опеки и попечительства, специалисты реализующие проект. Всего 20 человек.
Цель: Содействие улучшению качества семейного устройства детей подросткового возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семинар будет проводиться в интерактивной форме. Будут затронуты следующие темы:
· Особенности протекания подросткового возраста у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· Психосексуальное развитие и полоролевая идентификация. Сексуализированние поведение детей и подростков;
· Семейное устройство подростков: наиболее часто встречающиеся причины, по которым подростки, проживающие в детских домах, «не хотят» быть устроенными в семью; опасения замещающих родителей по поводу приема в семью детей подросткового возраста; изменения, которые необходимо внести в систему семейного устройства для более успешного семейного устройство детей подросткового возраста.
Семинар будет построен таким образом, чтобы в дальнейшем специалисты могли проводить подобные занятия с принимающими родителями.
8. Проведение летней выездной тематической школы для принимающих семей «Эффективный
родитель подростка».
Участники: принимающие семьи с детьми подросткового возраста – 8 приемных родителей и 16 детей из приемных семей. Летняя выездная тематическая школа будет проходить в течении 3 дней.
Цели:
· Способствовать успешной адаптации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста, принятых на воспитание в семьи;
· Улучшение детско-родительских отношений;
· Укрепление психологического ресурса родителей;
· Повышение родительской компетентности, по части воспитания детей подросткового возраста;
Взрослые и дети примут участие в психологических обучающих тренингах, спортивных и развлекательных мероприятиях, а также сами проведут мастер-классы по прикладному искусству для участников школы. В рамках проведения школы будет организовано индивидуальное консультирование для родителей (психолог, юрист, социальный педагог).
Также на базе летней выездной школы будет создана стажировочная площадка для специалистов Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 6"г. Пудожа - 2 человека с целью обучения технологии проведения мероприятий в рамках сопровождения замещающих семей.
9. Создание и размещение на сайте КРОО «Гармония» и методических рекомендаций «В помощь принимающим родителям».
· «Адаптация ребенка в приемной семье»
· «Проблемные дети и дети-сироты. Советы родителям»
· «Как помочь ребенку быть успешным в школе»
· «Трудное поведение»
· «Подросток в приемной семье»
· «Профилактика эмоционального выгорания у замещающих родителей»
· «Сексуализированное поведение детей и подростков»
10. Освещение реализации проекта в СМИ будет осуществляться ежемесячно (статьи в газете, размещение информации на сайте организации, в группе ВК)
Специалисты, работающие в проекте:
Фомина Марина Евгеньевна -президент Карельской региональной общественной организации по социальной помощи населению «Гармония», специалист по социальной работе, педагог-психолог.
· Диплом о высшем образовании Санкт-Петербургского Государственного института Экономики и сервиса;
· Диплом о профессиональной подготовке ГОУ РК дополнительного профессионального образования Института повышения квалификации работников образования; Дополнительное образование:
· в ГАОУ РК ИПКРО программа «Обучение специалистов муниципальных служб организации деятельности по отбору, подготовке и сопровождению замещающих семей» - 72 часа,
· НОУ ДО «Института психотерапии и консультирования «Гармония», программа «Психологическая работа с семьями (сопровождение приемных семей: методы и технологии работы);
· Представительство гуманитарной организации «СОС-Детские Деревни Норвегия» в Российской Федерации Общеобразовательного центра Баренцева Региона для заботы о детях на семейной основе - Программа для приемных родителей/усыновителей «PRIDE» курсы для специалистов муниципалитетов по предварительной подготовке приемных родителей и усыновителей в
· Прохождение стажировки ГБОУ РК для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» на стажировочной площадке в Республиканской летней выездной школе тематической школе для замещающих семей «Адаптация подростка в замещающей семье»
Чуркина Ирина Николаевна- юрист.
· Высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция", НОУ высшего профессионального образования "Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова". Образование подтверждается дипломом ИМПЭ им. А.С. Грибоедова; В течении 3 лет участвовала в подготовке принимающих родителей Пудожского района, вела лекции в школе принимающих родителей в качестве юриста;
Сулима Людмила Анатольевна -педагог-психолог, имеет большой опыт работы с замещающими семьями, на протяжении 6 лет являлась руководителем консультативно-методической службы по развитию семейных форм и попечения в Республике Карелия ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования».
· Диплом Петрозаводского государственного университета имени О.В. Куусинена, квалификация «филолог».
· Диплом Московского института педагогики и психологии «Коррекция», квалификация «психолог». Дополнительное образование:
· ФГБОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодёжи», 72 ч.
· ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр г. Самара». «Совершенствование психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», 72 ч.
· «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г. Тамбов. «Организация деятельности специалистов в области профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства», 36 ч.
· Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, программа «Современные технологии и методы работы с семьей и детьми», 72 ч.
· г. Москва, Негосударственное образовательное учреждение «Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», программа «Управление человеческими ресурсами и актуальные тенденции в работе специалистов по семейному устройству детей-сирот».
· 2007 - г. Петрозаводск, Представительство гуманитарной организации «СОС Детские Деревни Норвегии» в Российской Федерации, Общественный образовательный центр Баренцева региона для заботы о детях на семейной основе. Курс «ПРАЙД» для специалистов муниципалитетов по предварительной подготовке приемных родителей и усыновителей, г. Санкт-Петербург, практическая подготовка в качестве тренера по программе «ПРАЙД».
· Министерство образования РФ. Центр обучения и исследования проблем детского благосостояния «Наша семья». Курс переподготовки для специалистов и руководителей уполномоченных организаций органов опеки и попечительства по вопросам организации работы профессиональных служб по профилактике сиротства и по устройству детей на воспитание в семью.
· Санкт-Петербургский Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования. Курс «Нарушенное личностное развитие».
· Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи, Институт психотерапии и консультирования «Гармония» - курс обучения методам психологического консультирования для оказания экстренной психологической помощи.
Суровцев Юрий Викторович –действующий приемный родитель. Имеет стаж работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (более 10 лет). Принимает активное участие в работе КРОО «Гармония» по сопровождению принимающих семей. Имеет высшее педагогическое образование по специальности физическая культура, окончил КГПУ в 2008 году.