Деятельность органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Несмотря на повышенное внимание, которое уделяется в последнее время на всех уровнях публичной власти в России проблемам дальнейшего реформирования ЖКХ, реализация соответствующих мероприятий по-прежнему во многих случаях не приводит к позитивным эффектам. Об этом можно судить, например, по тому факту, что по состоянию на 1 мая 2015 г. совокупный долг россиян за жилищно-коммунальные услуги впервые превысил 1 трлн руб.[300] Из отмеченного суммарного объема долгов непосредственно на граждан приходится лишь 20%, остальное — долги управляющих компаний, работающих в сфере ЖКХ, и промышленных предприятий. Однако, не может не настораживать то обстоятельство, что совокупный долг в сфере ЖКХ увеличился по отношению к долгу на 1 мая 2014 года сразу примерно на 15%.
Как свидетельствуют результаты одного из последних социологических опросов, проведенного в мае 2015 г. Национальным агентством финансовых исследований, «Тема ЖКХ является для населения остро-актуальной, при этом основным раздражителем становится не столько качество предоставляемых услуг, сколько постоянно растущие тарифы — именно они чаще всего называются в числе актуальных проблем (49%)…
Если качество ЖКУ в целом оценивается «на тройку», т.е. «удовлетворительно» (55%), то их стоимость ощущается как несообразно высокая (63%).Усугубляет ситуацию массово отмечаемый (87%) в последний год рост тарифов (в т.ч. 44% отметили «значительный рост»), при отсутствии заметных перемен в качестве оказываемых услуг (77%).
Размеры коммунальных платежей часто воспринимаются как несправедливые (54%), при этом те, кто в своей семье сам занимается оплатой ЖКУ, выражают такое мнение чаще (61%). Основная причина недовольства ― несоответствие оплаты качеству (59%) и непрозрачный, непонятный порядок расчета (40%)»[301].
Конечно, в таких результатах не следует упрекать только органы местного самоуправления, поскольку, как известно, отношения в сфере ЖКХ — область совместной ответственности всех органов публичной власти: и государственных, и муниципальных. Но нельзя не учитывать и того факта, что органы местного самоуправления в этом отношении являются тем звеном публичной администрации, которое наиболее приближено к населению, к непосредственному потребителю жилищно-коммунальных услуг. От того, насколько профессионально и эффективно органы местного самоуправления реализуют свои полномочия в сфере ЖКХ во многом зависит не только результативность проводимой в стране реформы, но и «градус настроений» населения, появление или укрупнение такой категории граждан, которая в политологии и социологии именуется «рассерженными горожанами».
В этой связи уместно обратиться к опыту муниципального образования г. Тюмень, в котором вопросы муниципального контроля за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения, прежде всего, благоустройства и содержания придомовых территорий, решаются при посредстве института квартальных по имущественным комплексам. Отчасти результатами работы таких квартальных обусловлен тот факт, что г. Тюмень на протяжении ряда лет уверенно занимает лидирующие позиции в различных национальных рейтингах и результатах социологических исследований, отражающих качество жизни горожан. Так, согласно социологическому исследованию качества жизни, проведенному в 2014 году кафедрой социологии Финансового университета при Правительстве РФ в 37 российских городах с численностью населения свыше 500 тыс. чел., г. Тюмень в этом отношении занимает первое место; при этом авторы исследования по результатам анализа пришли к выводу о том, что в наибольшей степени на удовлетворенность людей своей жизнью влияют работа жилищно-коммунальных служб (сроки, качество обслуживания и ремонта жилья), уровень благоустройства города, состояние дорожного хозяйства…»[302].
Подходы к формированию имущественных комплексов и требования к порядку осуществления деятельности квартальных в г. Тюмени закреплены соответствующим распоряжением Администрации города[303]. В соответствии с Порядком, утвержденным этим распоряжением, квартальным имущественного комплекса является должностное лицо, на которое муниципальными правовыми актами, должностной инструкцией возложены функции по организации работ по благоустройству конкретного имущественного комплекса и составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории соответствующего имущественного комплекса.
В целях эффективного решения вопросов местного значения по организации благоустройства территории города Тюмени, организации сбора и вывоза бытовых отходов вся территория города Тюмени условно разделяется на территории имущественных комплексов. В составе каждого имущественного комплекса выделяется муниципальная составляющая и объекты благоустройства, работы по благоустройству которых осуществляются их правообладателями (собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами).
Координацию всех работ по благоустройству на территории конкретного имущественного комплекса осуществляет квартальный имущественного комплекса в соответствии и в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, муниципальными правовыми актами и вышеуказанным Порядком. За каждым имущественным комплексом закрепляется один квартальный.
Квартальный в рамках благоустройства имущественного комплекса:
а) координирует работы по благоустройству;
б) проводит плановые осмотры территории имущественных комплексов на предмет непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере благоустройства;
в) осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами, в том числе с участковыми уполномоченными полиции, осуществляющими свою деятельность на территории имущественного комплекса, и организациями, предприятиями и учреждениями, находящимися на территории имущественного комплекса (например, осуществляющими управление жилищным фондом ― управляющие компании, ТСЖ и т.п.) по вопросам, входящим в компетенцию квартального (получение материалов, сообщений и заявлений о совершении административных правонарушений на закрепленной территории);
г) взаимодействует с гражданами и юридическими лицами по вопросам благоустройства;
д) осуществляет иные функции, предусмотренные муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Квартальные имущественных комплексов несут персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Опыт г.Тюмени является хорошим примером ответственной реализации муниципальными органами имеющихся у них полномочий в сфере ЖКХ: он убеждает в том, что полномочия органов местного самоуправления в данной сфере хотя и немногочисленны, но достаточны по своему содержанию для того, чтобы в повседневной практической деятельности обеспечить необходимый уровень заботы об уровне комфортности проживания в муниципальном образовании.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные цели проводимой в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства?
2. Какие законодательные акты устанавливают полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства?
3. Каковы основные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении реформы жилищно-коммунального хозяйства?
4. Какова роль органов территориального общественного самоуправления в проведении жилищно-коммунальной реформы?
В чем, по Вашему мнению, заключаются позитивные и отрицательные стороны механизма управления городским хозяйством через институт квартальных по имущественным комплексам (на примере г. Тюмени)? Следует ли этот опыт сделать общепринятым стандартом в стране?