МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ – физическое лицо, на возмездной основе занимающее должность в государственном аппарате, действующее от имени государства в силу чего его действия обеспечиваются государственным принуждением.

ДОКТРИНА СОВМЕСТИМОСТИ (НЕСОВМЕСТИМОСТИ) МАНДАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ – правила, устанавливающие возможность или невозможность депутату, как представителю законодательной власти, работать также и в органах исполнительной ветви власти.

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ РАБОТНИК – служащий, в силу его высокой квалификации или высокой степени доверия к нему со стороны властей, свободно перемещаемый на любой государственный пост по необходимости.

ПРИНЦИП НЕЙТРАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – отражение противоречия при организации государственного аппарата в буржуазных государствах, заключающегося в необходимости квалифицированного и потому несменяемого профессионального государственного аппарата и одновременно действующей многопартийности, при которой после выборов различные партии сменяются у власти, но государственный аппарат обязан выполнять свои функции, невзирая на смену властвующих партий.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ – первичная организационно-структурная единица государственной организации, совокупность прав и обязанностей, часть полномочий государственного органа.

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – государственный служащий, имеющий право совершать в пределах своих полномочий властные действия, влекущие правовые последствия для адресатов указания.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ – должностное лицо, обладающее правом предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в его подчинении по службе.

РУКОВОДИТЕЛЬ – должностное лицо, обладающее правом предъявлять юридически властные требования и применять меры дисциплинарного воздействия к органам и лицам, находящимися в его подчинении по службе.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – организационный документ, отражающий основные характеристики прохождения государственным служащим государственной службы.

РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ – наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральными Законами.

НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – способ комплекто-вания государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо, своим решением определяет правовой момент предоставления какому-либо лицу полномочий государственной должности.

КОНКУРС В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ – способ комплектования государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо имеет право назначить на государственную должность лицо только по результатам победы на публичном, открытом конкурсе претендентов на эту должность.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ – время практической проверки пригодности принятого на государственную должность лица.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – документ, фиксирующий особенности полномочий государственной должности в конкретных условиях деятельности государственного служащего.

АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – периодическая проверка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖА-ЩЕГО – форма наказания государственного служащего за должностные проступки, применяемая вышестоящим в порядке подчиненности государственным органам или должностным лицом.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖА-ЩЕГО – форма наказания государственного служащего за должностные проступки и упущения, применяемая органом или должностным лицом, не являющимся иерархически вышестоящим по отношению к ответственному должностному лицу

ЛЕКЦИЯ

ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ свидетельствует, что государственная служба — это не только аппарат государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной службы рассматривать т.н. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» ставит в качестве первого направления этого реформирования и развития формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института.

В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института.

Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорило крах советской системы.

В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института.

В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность.

Это никоим образом не противоречит ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ ПОДХОДУ, А ДОПОЛНЯЕТ ЕГО.

То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов.

Поэтому для регулирования отношений, связанных с организацией государственной службы, должна быть создана система современных юридических и социальных норм, эффективно влияющих на повышение профессионализации управленческого труда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — это государственно-общественное явление, имеющее правовую, организационную, но и собственно социальную природу.

В социологии ПОД СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ понимается совокупность правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

В развитом виде СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ обычно предъявляют собой системные образования, отличающиеся:

- устойчивой структурой,

- интегрированностью своих элементов,

- многообразием, гибкостью и динамичностью функций.

В социально развитом обществе в соответствии с его функциональными качествами действуют самые различные социальные институты — политические, экономические, экономические, духовные, конфессиональные.

В пределах названной классификации существует и такой государственно-социальный институт, как ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА имеющий в первую очередь политико-административный характер.

В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений:

§ вид общественной деятельности людей;

§ работа, занятие служащего, место его работы;

§ волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека;

§ ведомственное подразделение;

§ самостоятельное ведомство, организация.

Уяснение социальной природы государственной службы является важным условием познания ее сущности и особенностей, определения ее места и роли в системе социальных институтов государства и общества.

В силу специфики своего предмета понятие «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА» как социальный институт отличается от его нормативного понятия, данного законодателем в федеральных законах о государственной службе в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует не институциональный, а деятельностный (функциональный) подход. В российском законодательстве о государственной службе отсутствует упоминание о ее общественном предназначении. На Западе именно на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется публичной.

Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ.

В Концепции было сказано, что государственная служба является комплексным — публичным, социальным, правовым, организационным — институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства1Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации № Пр-1496 от 15 августа 2001 г..

Социальное понятие «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА» очень многогранно, и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается:

■ исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;

■ особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни;

■ функция особого социального слоя людей — государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы;

■ срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества;

■ инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника;

■ носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности.

Как механизм государственного управления, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

■ социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества — государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;

■ социальную ориентацию — ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и т.п.);

■ социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;

■ защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально-политическая ценность;

■ служба чиновников социуму — обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.

Чем определяется социальный характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что он определяется как минимум тремя факторами:

■ сущностью политического строя и политическим режимом в стране;

■ процедурами и технологией управленческой деятельности чиновников;

■ профессиональным уровнем развития государственных служащих, их деловыми и нравственными качествами.

1. ТОТАЛИТАРНЫЙ политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы.

В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована жестко формализована, строго централизована и направлена, в конечном счете, против гражданского общества.

В ОБЩЕСТВЕ С ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.

2. Социальный характер функционирования ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих.

К таким процедурам следует отнести:

коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений;

учет и контроль за ходом выполнения принятых решений;

наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом;

демократический стиль управления персоналом государственной службы.

3. Социальный характер ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих.

- К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба.

- К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные.

- К морально-нравственным качествам относятся честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д.

Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными — это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать.

Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба.

Учитывая все сказанное, можно определить социальные цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации как социального института. Есть две стратегические социальные цели государственной службы современной России: построение социального государства и качественная реализация социальной функции государства.

Наши рекомендации