Тактические приемы решения конфликтных противоречий.
Тактика (от греч. Tasso - «выстраивает войска») - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средств реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться для разных стратегий. Да, угроза или давление, рассмотрены как деструктивные действия, могут быть использованными в случае неготовности или неспособности одной из сторон идти дальше определенных границ.
Тактики бывают твердые, нейтральные и мягкие. В конфликтах применения тактик обычно уходит от мягких до более твердых. Конечно, бывает и резкое, внезапное применение жестких приемов отношении оппонента (например, внезапное нападение, начало войны и т.д.). Кроме того, выделяют рациональные (фиксация своей позиции, дружелюбие, санкционирование) и иррациональные (давление, психологическое насилие) тактики.
Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента:
- тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект является материальным. Это могут быть как межличностные конфликты (например своевольная заселения в квартиру), так и меж групповые (межгосударственные). Для конфликтов между группами и государствами такая тактика зачастую представляет собой сложную деятельность, которая состоит из ряда этапов и включает в себя политические, военные, экономические и другие средства; тактика физического насилия. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства), блокирование чужой деятельности, причинения боли и т. п.;
- тактика психологического насилия. Эта тактика оскорбляет оппонента, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: унижение, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более чем 40%) применяется в межличностных конфликтах;
- тактика давления. Спектр приемов включает выдвижение требований, указаний, приказов, угроз, вплоть до ультиматума, предъявления компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяются две из трех ситуаций;
- тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудачная попытка самоубийства, обязательства, которые не отменяются (бессрочные голодовки, перекрытия железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспаранты, плакаты, лозунги и т. п. );
- санкционирования. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от исполнения;
- тактика коалиций. Цель - усиление своего положения в конфликте. Выражается в создании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении к СМИ, различных органов власти. Используется в более чем трети конфликтов; тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (в 75-80% конфликтов. Основывается на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждения, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.п.;
- тактика дружелюбия. Предполагает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предоставление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение; тактика соглашений. Предусматривает обмен благами, обещаниями, уступки, извинениями.
Собранные стратегии поведения обусловливает выбор соответствующих тактик: разрешение конфликта с учетом сути разногласий. Эта тактика применяется, если участники конфликта не определили настоящую его причину, сосредоточив внимание на приводе к конфликтного столкновения. В этом случае следует установить объективную (деловую) зону конфликта и выяснить субъективные мотивы сторон-конфликтерив; решения конфликта с учетом его цели. Зачастую противопоставление целей связано не с их содержанием, а с недостаточным пониманием рационального момента конфликта. Поэтому решение конфликта следует начать с конкретизации целей оппонентов.
Решение конфликта с учетом эмоционального состояния сторон. Главная задача в случае использования этой тактики сводится к снижению степени эмоциональной напряженности. Необходимо понять, что неуправляемые эмоции наносят ущерб каждой из сторон.
Решение конфликта с учетом личных черт его участников. При этом прежде всего следует сосредоточиться на психологических особенностях лиц, оценив их уравновешенность, суггестивность, тип характера, темперамент и т.д.
Решения конфликта с учетом его возможных последствий (полное примирение сторон, постепенное угасание конфликта, механическое его прекращение, например, расформирование отдела и т.п.).
Использование соответствующих стратегий и тактик приводит к устранению конфликтных противоречий. Варианты разрешения конфликта могут быть следующими: полное разрешение конфликта на объективном уровне (например, предоставление сторонам дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту); полное разрешение конфликта на субъективном уровне путем кардинального изменения конфликтной ситуации; тактично решения конфликта на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях; тактично разрешению конфликтов на субъективном уровне в результате ограниченного, но вполне достаточного для временного прекращения разногласий, смена образов конфликтной ситуации.
Каждая конкретная ситуация требует использования соответствующей стратегии и тактики, которая отвечает поставленным целям и задачам. Выбор оптимальной линии поведения участников конфликтного взаимодействия позволит им выйти из ситуации с наименьшими потерями и с пользой друг для друга.
Лидерство и руководство.
http://www.edu-psycho.ru/liderstvo-i-rukovodstvo.html
Лидерство и руководство неразрывно связаны между собой. Эти характеристики очень важны, поскольку они заставляют нас быть намного лучше в различных аспектах жизни, будь то карьера, учёба или отношения. Мы становимся на голову выше всех тех людей, которые находятся рядом возле нас.
Существуют различные стили лидерства.Они зависят в первую очередь от личностных особенностей человека, от его отношения к подчинённым и от умения быстро налаживать контакт взаимодействия с людьми разной национальности, пола, возраста, политических взглядов и т.д. Это авторитарный, либеральный и демократичный стили. Важно понимать, что не всякая команда, с уже сложившимся стилем управления, может быстро перестроиться под совершенно нового человека, руководителя. Каким бы профессионалом он ни был. Для этого нужно, прежде всего, время. Для того чтобы управление было эффективным нужно соединять все стили одновременно. Только тогда можно достигнуть результата, которым является увеличение продуктивности труда и производительности. Овладеть всеми необходимыми навыками управления руководителю просто необходимо, ведь его главная цель и задача – научиться управлять людьми с максимальной эффективностью. Навыки коммуникации должны быть абсолютно разными: и в устной речи и в письменной, только тогда можно рассчитывать на то, что удастся наладить отношения с подчинёнными людьми.
Современный бизнес требует разного подхода и различных методов. Одни предпочитают пряник, другие предпочитают кнут, а трети и то и другое одновременно. Некоторые нуждаются в железном кулаке, другие нуждаются в бархатной перчатке, или их смене.
В современном обществе существуют различные стили руководства.
Самодержавное лидерство (авторитарный стиль лидерства) характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями подчиненных. Это одностороннее управление своим бизнесом. Руководитель ставит цели, сам рассказывает, как их достигать и требует безукоризненного выполнения всех поставленных задач. Если руководитель решил вводить какие-либо изменения, то никто не сможет его убедить не делать этого. Автократический лидер не хочет иметь ничего общего с кем-либо еще. Он не поощряет критику своего пути, или любые предложения. Автократический стиль хорошо работает только в том случае, если руководитель чётко знает план действия, который будет приносить максимальную прибыль. Если он знает лучше, чем все остальные, если он уполномочен принимать смелые решения, если он верит в свои способности и знания, и не будет уклоняться от принятия ответственных решений, то такой стиль руководства оправдан.
Лояльный, либеральный стиль лидерства - стиль прямо противоположный, это стиль невмешательства. Это такая форма руководства, когда руководитель в значительной степени самоустраняется от руководства и передоверяет свои функции и ответственность заместителям. Здесь лидером является человек, наименее связанный с управлением. Он доверяет своим подчиненным и фокусируется только на интеллектуальной части работы. Это один из тех стилей, которые будут работать только тогда, если у руководителя есть умные и совершенные исполнители поставленных задач.
Стиль партнерства, демократичный, сочетает в себе два предыдущих стиля. Это двустороннее общение между руководителем и подчинёнными, которое отличается тем, что руководитель постоянно обращается к мнению подчиненных, советуется с ними, привлекает их к принятию решений и т.д. Только выяснив и выслушав все существующие точки зрения, руководитель принимает окончательное решение и несет ответственность за его выполнение. Члены команды постоянно поощряются за выполнение поставленных задач.
В целом можно сказать, что в чистом виде ни один стиль руководства не существует. Правильнее говорить о комбинированном, гибком стиле руководства. Если говорить в более широком плане, то здесь играют роль исторические, политические, ментальные и прочие факторы. Но в большей степени на формирование того или иного стиля руководства влияют ситуативные, конкретно-исторические факторы.
Вышеизложенная типология является наиболее общепринятой, хотя не все авторы ее разделяют из-за расплывчатости и политизированности самих терминов "авторитарный", "демократический". Эта терминология впервые была предложена К. Левиным. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обозначения, чтобы исключить недоразумения. Так, Г.И. Журавлев предлагает использовать такие определения стиля руководства, как "директивный", "коллегиальный" и "разрешительный" (либеральный).
Как видим, лидерство и руководство идут нога в ногу. Перечисленные стили руководства помогают определиться с тем, как именно нужно управлять персоналом правильно. Хотя каждый из стилей имеет право на существование, но всё же, нужно выбрать именно тот, который подходит для управления вашей командой. Лучшим вариантом для управления является сочетание всех стилей лидерства, только тогда можно добиться результативной коммуникации. Главное, чтобы подчинённые приняли сложившийся стиль управления и коммуникации.