Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов.

Конфликты в межличностных отношениях.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение. Столкновение – это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Общение в форме столкновения является результатом индивидуальных различий между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов – участников одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновения имеют различные формы и часто бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.

Сегодня многие – особенно западноевропейские конфликтологи высказывают мнение, что едва ли будет создана единая универсальная теория конфликта, приложимая к разнородным конфликтным явлениям. При анализе и сравнении разных определений конфликта можно выделить основные его характеристики:

1) биполярность – столкновение двух начал, их противостояние;

Активность – взаимодействие, направленное на преодоление разделяющего их противоречия.

Субъектность – наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.

Т.о., конфликт – это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Наиболее продолжительными и развитыми в науке являются философско-социологическая и психологическая исследовательские традиции в изучении проблемы конфликта. Психология сосредотачивает своё внимание на двух вопросах: 1) на анализе вторичных психологических аспектов в каждом конфликте (например, на степени осознания конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей - столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Классификация конфликтов

Конфликты можно классифицировать: по объему, по длительности протекании, по источнику возникновения.

По объему конфликты подразделяют на:

· внутриличностные;

· межличностные;

· между личностью и группой;

· межгрупповые.

Внутриличностные конфликты - возникают в результате того, что общественные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями человека, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.).

Межличностный конфликт -вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д.

Конфликт между личностью и группой - проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и деятельности. Этот конфликт в организации возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты -конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.

По длительности протеканияконфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По источнику возникновенияконфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности личности или группы.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения стремлений, желаний, интересов человека.

Субъективные факторы переводят потенциальный конфликт в реальный.

В зависимости от характера влияния конфликта на личность или группу выделяются конструктивные, стабилизирующие и деструктивные конфликты.

Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования группы в новых условиях за счет перестройки ее функций и структуры. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы. Деструктивные конфликты способствуют разрушению устоявшейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликтывызваны неудовлетворением определенных требований участников илинесправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ инаправлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие, становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении.

Существование различных классификаций конфликтов в современной психологии говорит о том, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие конкретной социальной структуре (конфликт культур у А.Г. Здравомыслова), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты у А.Я. Анцупова и А.И. Шилова).

Наши рекомендации