Проект начальных целей эксперимента
Первичные цели эксперимента включают в себя получение преимущественно информационно-диагностических результатов, связанных с выявлением действительных проблем, противоречий, а также их причин, в том числе и выходящих за рамки собственно учебного процесса.
Параметры, по отношению к которым необходимо сформулировать первичные цели экспери-м е п та, определяются актуальными и общепризнанными для отечественной системы образования направлениями ее развития.
1. Личностная ориентация образования, предполагающая развитие индивидуальных способностей учеников, ключевых ком-петентностей, учет их интересов и склонностей, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, сохранение и развитие здоровья — физического, психического, нравственного.
2. Фундаментальность образования, обеспечивающая разгрузку содержания образования за счет необязательного изучения второстепенного материала, не имеющего отношения к основам изучаемых наук, искусств и социальных практик.
3. Культуросообразность образования, предполагающая его ценностную основу в отношении российской и общечеловеческой культуры в ее историческом и современном аспектах, в том числе связанных с информационными и телекоммуникационными средствами, а также с усилением экономической и языковой подготовки школьников.
4. Вариативность образования, базирующаяся на обновленной структуре его построения, включающей федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты; на соответствии содержания образования возрастным периодам развития и интересам ребенка; применении здоровьесберегающих методик и технологий обучения; профильной и предпрофильной организации обучения.
5. Продуктивность и деятельностный характер образования, ориентирующие учебный процесс на усвоение детьми универсальных образовательных умений, формирование коммуникативных и иных компетенций, способов решения проблем и добывания знаний, применение полученных знаний в многообразных ситуациях изменяющейся действительности.
По каждому из указанных направлений формулируются, а затем и конкретизируются начальные диагностические цели эксперимента. Приведем формулировки данных целей.
1. Определить степень личностной ориентации обучения в практике работы экспериментальных классов и школ по следующим параметрам:
- объем участия учеников в планировании своего учебного процесса, отборе личностного содержания образования, выборе форм, темпа и типа обучения;
- наличие индивидуальных учебных программ, диагностических карт, методик их применения в обучении;
- анализ содержания применяемых учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, а также средств обуче-
ния с точки зрения их личностной ориентации, учета индивидуальных особенностей учеников;
- анализ взаимосвязи учебной нагрузки, объема изучаемого материала и применяемых технологий обучения с точки зрения утомляемости школьников;
- степень соответствия проверяемых и оцениваемых результатов обучения ученическим целям, ожиданиям родителей; соотношение между оценкой и самооценкой результатов обучения.
2. Проверить качество базовых знаний по учебному предмету: осуществить диагностику степени соответствия изучаемого материала:
- фундаментальным основам наук;
- образовательному минимуму по учебному предмету;
- индивидуальным потребностям «продвинутых» учащихся.
3. Выявить культуросообразный потенциал изучаемых предметов:
- их воспитывающее влияние на процесс обучения;
- информационную составляющую учебного процесса;
- наличие и эффективность использования телекоммуникационных средств и технологий для достижения общеобразовательных целей.
4. Определить условия для осуществления вариативного учебного процесса и индивидуальных траекторий образования школьников с помощью:
- анализа соответствия содержания учебного плана и образовательной программы школы, учебных программ по предметам установленному соотношению между федеральным, национально-региональным, школьным и ученическим компонентами структуры образования;
- анализа индивидуальных учебных планов и программ школьников;
- выявления результатов и возможностей дифференцированного и профильного обучения.
5. Выявить уровень сформированности у детей универсальных образовательных умений, коммуникативных и иных компетенций:
- освоение навыков целеполагания, рефлексии, самооценки и др
- соотношение продуктивных и репродуктивных форм учебной деятельности;
- соответствие системы контроля общеобразовательным целям:
- оценить общеобразовательную значимость творческих, проектных и иных форм организации обучения.