Эссе педагогов проектных классов
Гришина Ю.Н. учитель 2 класс
Я считаю правильным то, что здоровые дети должны общаются с детьми с ограниченными возможностями и учиться в одной школе. Но в то же время учитель должен уметь очень грамотно выстроить образовательный процесс для учащегося с ОВЗ, чтобы обеспечить личное развитие каждого ученика. Успешность детей с нарушением развития зависит от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок включается. Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. Знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их включения в условия обычной школы.
Установки учителей и здоровых детей могут стать решающим компонентом успеха или провала учащихся с отклонениями в развитии в обычной школе. Поэтому должна быть курсовая подготовка учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями по проблемам коррекционно-развивающего обучения.
В своей работе я пробовала использовать разные приемы, методы, формы педагогической практики, на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
Наблюдая за учениками из своего класса, включенными в проект инклюзивного образования, я обратила внимание на то, что во время занятий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания не должны попадать новые, не имеющие отношения к этому материалу «раздражители». Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом. Также, малый объем внимания, характерный для Саши Б. и Данилы Г. требует уменьшения количества элементов, которые должны отслеживаться учениками при выполнении различных заданий. Крайне сложными являются такие требования, как поддержание разных интервалов на тетрадном листе,что часто осложняется нарушениями зрительно-пространственного характера.
Саше Б. и Даниле Г. с их неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью, необходимо уменьшить объем задания, например, величину читаемого или письменного текста (по русск.языку). Так как напряженная работа на уроке у Саши и Данилы сопровождается резким снижением результативности и приводит к низкой успеваемости.
Я считаю, что таким детям необходимо дозировать нагрузку, как в школе, так и дома. А использование интересного, увлекательного материала в начале урока (мультимедиа, различные презентации) способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. (Например, урок математики у нас был построен в форме путешествия по станциям, где ребята должны были совершать остановки и выполнять задания, в этом случае у учеников был момент ожидания чего — то интересного на каждой станции и в конце урока).
При объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ. При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, плакатов с алгоритмами, схем-таблиц. При закреплении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме. Ученики находят ответы в учебнике и отмечают карандашом. По окончании проверяем выполнение задания, корректируем, если нужно. Сильные ученики решают самостоятельно, а Сашу и Даниила консультирую. На уроке важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, лично- стно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Существенных трудностей по вхождению Саши Б. и Данилы Г. в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.
Иванова Н.А., педагог 4 «Б» класса
Я считаю, что детей с ограниченными возможностями здоровья надо включать в образовательный процесс.
Самое главное в жизни нормального человека, это счастливые дети, то есть будущее страны.
Тем более если это связано с образованием, со школой.
Есть в русском языке поговорка: «Один в поле не воин». Если перенести это на образовательный процесс, то можно сказать о том, что один учитель не может справиться на должном уровне с такой задачей. Самое главное — это сотрудничество с детьми, с родителями, со специалистами.
Участие в проекте для учителя важно, так как разрабатывается программа для конкретного ребёнка с его особенностями, подключение специалистов в ходе обследования, формулирование рекомендаций, подбор методов и приёмов для данного ребёнка.
Хитрина М.А. Учитель-логопед
Введение образования в инклюзивной форме для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для нашей школы явление новое и появилось только в этом учебном году. Конечно, такие дети в школе были и раньше, и работа с ними проводилась как специалистами, так и учителем. Но, как правило, это была помощь в усвоении школьной программы. Сейчас же, несмотря на крайне короткие сроки использования инклюзивной практики, наблюдаются колоссальные изменения, направленные на отношение к проблеме ребёнка и к самому ребёнку, как к личности.
Прежде всего, это включение ребёнка, как в образовательный процесс, так и в социум сверстников, в котором формируется понимание и принятие особенностей данного ребёнка. Примером в данном случае является личность учителя, его положительное отношение к этому ребёнку, а так же отношение родителей других учащихся класса к появлению такого ребёнка в классе (здесь важна работа учителя со всеми родителями). Кроме того, на взаимоотношения со сверстниками большое значение оказывает успешность ребёнка с ОВЗ как на уроках, так и вне учебной деятельности. Очень важно, что появилась возможность создания ИОП для ребёнка с ОВЗ, которая позволяет усваивать ребёнком доступную ему информацию, создаёт положительное отношение к учёбе, школе, классу, создаёт ситуацию успеха. Стало возможным весь образовательный и коррекци- онно-развивающий процесс организовать таким образом, чтобы учебная нагрузка ребёнка не увеличивалась (как это было раньше), а, по необходимости, уменьшалась, в зависимости от индивидуальных потребностей ребёнка. Это выражается как в объёме учебных задач и заданий, так и в регуляции занятий. Так, по решению ПМПк занятия со специалистами (логопедом, психологом, дефектологом) для некоторых детей включаются в учебную сетку в зависимости от предмета. Например, логопедические занятия с М.И. (1-г класс) проводятся во второй половине урока по обучению грамоте, а с Г.Д. (2-в класс) — во второй половине урока литературного чтения. Для учителей разрабатываются рекомендации по поведению речевых игр, индивидуальных заданий, минуток релаксации. Кроме того, считаю важным активное включение родителей в образовательный процесс в качестве равных партнёров. Для логопеда — это обязательные беседы с родителями в дни занятий и рекомендации на каждый день по работе с ребёнком дома (игры, упражнения).
Основная форма взаимодействия всех специалистов и учителя — ПМПк, на заседаниях которого определяется полная картина потребностей ребёнка, разрабатывается стратегия помощи, составляется ИОП. В течение этих двух месяцев консилиумы собирались почти каждую неделю, по любым возникающим вопросам, где совместными усилиями искались пути решения этих вопросов, давались рекомендации.
Появление в школе инклюзивного образования определяет необходимость поиска новых форм развития коммуникации между детьми с ОВЗ и обычными сверстниками. Так, начиная со 2-й четверти, планируется провести цикл занятий «Давай дружить» со всем классом (1-г, 1-в, 2-в, 4-б), на которых все учащиеся будут вовлекаться в активную речевую деятельность и общение между собой. Помимо решения речевых задач (пополнения словарного запаса, развития связной речи, грамматического строя, автоматизации поставленных звуков), занятия будут способствовать объединения детей, их умению взаимодействовать между собой, развивать умение слышать собеседника, учиться вести беседу, развивать чувства соучастия, сопереживания, общения и коллективного творчества. Вот некоторые темы занятий:
— «Я в мире не один» — беседы о том, что слово веселит, утешает, огорчает, спор — не драка, общение на занятии между детьми с использованием «хороших» слов.
— Речевой этикет — формирование умения разнообразного и уместного использования формул приветствия, прощания, эффективной просьбы, разговора по телефону, умения подарить подарок и принять его и т. д.
— Активная речь — рассказы из своей жизни по теме, формирование умения переспрашивать, если не понял, сочинение коллективной сказки и др.
— Навыки чёткой речи — интонационная выразительность, речевое дыхание, комплекс «речь и движение», чтение стихотворений, развитие мелкой моторики.
— Речевая культура поведения — в театре, магазине, школе и др.
— Игры-драматизации — настольный театр, драматизации сказок, пластилиновый театр, создаём мультфильм. Формы проведения занятий — разыгрывание ситуаций, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, спектакли, викторины и др.
Для наиболее эффективной работы с ребёнком с ОВЗ с первых дней в школе, необходимо знать проблемы, особенности развития, успехи этого ребёнка с дошкольного возраста. Желательно, чтобы ребёнок приходил в школу с рекомендациями специалистов, которые с ним уже занимались, что поможет в планировании работы с этим ребёнком, как специалистов, так и учителя. Крайне необходима подготовка, повышение квалификации, изучение положительного опыта, методическое сопровождение учителей и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.
Шалимова Е.Н., учитель математики, классный руководитель 5 «А» класса.
На мой взгляд, очень важно в учащихся воспитывать толерантность, терпимость к другим людям, особенно к детям-инвалидам. Этому способствует инклюзивное образование, направленное на включение в процесс обучения детей, имеющих трудности в адаптации в общеобразовательной школе (во время урока или во внеурочное время при взаимодействии со сверстниками). Когда среди «здоровых» детей учится ребенок-инвалид, важно сделать все возможное, чтобы всему коллективу было комфортно. Под мудрым управлением учителя, слаженного коллектива педагогов обычные дети должны научиться не замечать недостатки другого, в общении и дружбе опираться на достоинства «особого» ребенка, который в свою очередь раскроется и станет полноценным членом общества.
Участвуя в проекте, я, прежде всего, обратила внимание на необходимость разработки и проведения различных классных мероприятий, в которых активным участником стал бы «особый» ребенок наряду со всем классным коллективом. Кроме этого необходимым стало использование групповых форм работы на уроках по всем предметам, что было бы невозможно без слаженной работы в команде специалистов.
Такое ежедневное взаимодействие ребенка-инвалида с одноклассниками на уроках и во внеурочное время, а также его психолого-педагогическое сопровождение в рамках проекта сплотили детский коллектив.
Приложение 3
Планирование примерных тем проведения родительских собраний и педсоветов, касающиеся вопросов инклюзивной практики
Сентябрь.