Эссе педагогов проектных классов

Гришина Ю.Н. учитель 2 класс

Я считаю правильным то, что здоровые дети должны общаются с де­тьми с ограниченными возможностями и учиться в одной школе. Но в то же время учитель должен уметь очень грамотно выстроить образова­тельный процесс для учащегося с ОВЗ, чтобы обеспечить личное разви­тие каждого ученика. Успешность детей с нарушением развития зави­сит от характера и степени имеющихся у них физических и психичес­ких нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учеб­ных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок включается. Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ре­бенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его ум­ственное, эмоциональное и социальное развитие. Знание системы отно­шений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обу­чении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их включе­ния в условия обычной школы.

Установки учителей и здоровых детей могут стать решающим ком­понентом успеха или провала учащихся с отклонениями в развитии в обычной школе. Поэтому должна быть курсовая подготовка учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями по проблемам коррекционно-развивающего обучения.

В своей работе я пробовала использовать разные приемы, методы, формы педагогической практики, на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, про­странственного воображения.

Наблюдая за учениками из своего класса, включенными в проект ин­клюзивного образования, я обратила внимание на то, что во время заня­тий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания не должны попадать новые, не имеющие отношения к этому материалу «раз­дражители». Например: надо продумать, где разместить стенды с инфор­мацией к уроку, с новым материалом. Также, малый объем внимания, ха­рактерный для Саши Б. и Данилы Г. требует уменьшения количества эле­ментов, которые должны отслеживаться учениками при выполнении раз­личных заданий. Крайне сложными являются такие требования, как под­держание разных интервалов на тетрадном листе,что часто осложняется нарушениями зрительно-пространственного характера.

Саше Б. и Даниле Г. с их неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью, необходимо уменьшить объем задания, например, ве­личину читаемого или письменного текста (по русск.языку). Так как напряженная работа на уроке у Саши и Данилы сопровождается резким снижением результативности и приводит к низкой успеваемости.

Я считаю, что таким детям необходимо дозировать нагрузку, как в школе, так и дома. А использование интересного, увлекательного мате­риала в начале урока (мультимедиа, различные презентации) способст­вует поддержанию внимания в течение более длительного срока. (На­пример, урок математики у нас был построен в форме путешествия по станциям, где ребята должны были совершать остановки и выполнять задания, в этом случае у учеников был момент ожидания чего — то ин­тересного на каждой станции и в конце урока).

При объяснении нового материала термин ввожу не через определе­ние понятия, а через образ. При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, плакатов с алгорит­мами, схем-таблиц. При закреплении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме. Ученики находят ответы в учебнике и отмечают карандашом. По окончании проверяем выполне­ние задания, корректируем, если нужно. Сильные ученики решают са­мостоятельно, а Сашу и Даниила консультирую. На уроке важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, лично- стно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испыта­ли чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызыва­ющим желание учиться.

Существенных трудностей по вхождению Саши Б. и Данилы Г. в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.

Иванова Н.А., педагог 4 «Б» класса

Я считаю, что детей с ограниченными возможностями здоровья надо включать в образовательный процесс.

Самое главное в жизни нормального человека, это счастливые дети, то есть будущее страны.

Тем более если это связано с образованием, со школой.

Есть в русском языке поговорка: «Один в поле не воин». Если пере­нести это на образовательный процесс, то можно сказать о том, что один учитель не может справиться на должном уровне с такой задачей. Самое главное — это сотрудничество с детьми, с родителями, со специалистами.

Участие в проекте для учителя важно, так как разрабатывается про­грамма для конкретного ребёнка с его особенностями, подключение специалистов в ходе обследования, формулирование рекомендаций, подбор методов и приёмов для данного ребёнка.

Хитрина М.А. Учитель-логопед

Введение образования в инклюзивной форме для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для нашей школы яв­ление новое и появилось только в этом учебном году. Конечно, такие де­ти в школе были и раньше, и работа с ними проводилась как специали­стами, так и учителем. Но, как правило, это была помощь в усвоении школьной программы. Сейчас же, несмотря на крайне короткие сроки использования инклюзивной практики, наблюдаются колоссальные из­менения, направленные на отношение к проблеме ребёнка и к самому ребёнку, как к личности.

Прежде всего, это включение ребёнка, как в образовательный процесс, так и в социум сверстников, в котором формируется понимание и приня­тие особенностей данного ребёнка. Примером в данном случае является личность учителя, его положительное отношение к этому ребёнку, а так же отношение родителей других учащихся класса к появлению такого ре­бёнка в классе (здесь важна работа учителя со всеми родителями). Кроме того, на взаимоотношения со сверстниками большое значение оказывает успешность ребёнка с ОВЗ как на уроках, так и вне учебной деятельнос­ти. Очень важно, что появилась возможность создания ИОП для ребёнка с ОВЗ, которая позволяет усваивать ребёнком доступную ему информа­цию, создаёт положительное отношение к учёбе, школе, классу, создаёт ситуацию успеха. Стало возможным весь образовательный и коррекци- онно-развивающий процесс организовать таким образом, чтобы учебная нагрузка ребёнка не увеличивалась (как это было раньше), а, по необхо­димости, уменьшалась, в зависимости от индивидуальных потребностей ребёнка. Это выражается как в объёме учебных задач и заданий, так и в регуляции занятий. Так, по решению ПМПк занятия со специалистами (логопедом, психологом, дефектологом) для некоторых детей включают­ся в учебную сетку в зависимости от предмета. Например, логопедичес­кие занятия с М.И. (1-г класс) проводятся во второй половине урока по обучению грамоте, а с Г.Д. (2-в класс) — во второй половине урока лите­ратурного чтения. Для учителей разрабатываются рекомендации по пове­дению речевых игр, индивидуальных заданий, минуток релаксации. Кро­ме того, считаю важным активное включение родителей в образователь­ный процесс в качестве равных партнёров. Для логопеда — это обязатель­ные беседы с родителями в дни занятий и рекомендации на каждый день по работе с ребёнком дома (игры, упражнения).

Основная форма взаимодействия всех специалистов и учителя — ПМПк, на заседаниях которого определяется полная картина потребно­стей ребёнка, разрабатывается стратегия помощи, составляется ИОП. В течение этих двух месяцев консилиумы собирались почти каждую не­делю, по любым возникающим вопросам, где совместными усилиями искались пути решения этих вопросов, давались рекомендации.

Появление в школе инклюзивного образования определяет необхо­димость поиска новых форм развития коммуникации между детьми с ОВЗ и обычными сверстниками. Так, начиная со 2-й четверти, планиру­ется провести цикл занятий «Давай дружить» со всем классом (1-г, 1-в, 2-в, 4-б), на которых все учащиеся будут вовлекаться в активную рече­вую деятельность и общение между собой. Помимо решения речевых задач (пополнения словарного запаса, развития связной речи, грамма­тического строя, автоматизации поставленных звуков), занятия будут способствовать объединения детей, их умению взаимодействовать меж­ду собой, развивать умение слышать собеседника, учиться вести беседу, развивать чувства соучастия, сопереживания, общения и коллективно­го творчества. Вот некоторые темы занятий:

— «Я в мире не один» — беседы о том, что слово веселит, утешает, огорчает, спор — не драка, общение на занятии между детьми с исполь­зованием «хороших» слов.

— Речевой этикет — формирование умения разнообразного и уместно­го использования формул приветствия, прощания, эффективной просьбы, разговора по телефону, умения подарить подарок и принять его и т. д.

— Активная речь — рассказы из своей жизни по теме, формирование умения переспрашивать, если не понял, сочинение коллективной сказ­ки и др.

— Навыки чёткой речи — интонационная выразительность, речевое дыхание, комплекс «речь и движение», чтение стихотворений, развитие мелкой моторики.

— Речевая культура поведения — в театре, магазине, школе и др.

— Игры-драматизации — настольный театр, драматизации сказок, пластилиновый театр, создаём мультфильм. Формы проведения заня­тий — разыгрывание ситуаций, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, спек­такли, викторины и др.

Для наиболее эффективной работы с ребёнком с ОВЗ с первых дней в школе, необходимо знать проблемы, особенности развития, успехи этого ребёнка с дошкольного возраста. Желательно, чтобы ребёнок приходил в школу с рекомендациями специалистов, которые с ним уже занимались, что поможет в планировании работы с этим ребёнком, как специалистов, так и учителя. Крайне необходима подготовка, повышение квалификации, изучение положительного опыта, методическое сопровождение учителей и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.

Шалимова Е.Н., учитель математики, классный руководитель 5 «А» класса.

На мой взгляд, очень важно в учащихся воспитывать толерантность, терпимость к другим людям, особенно к детям-инвалидам. Этому спо­собствует инклюзивное образование, направленное на включение в процесс обучения детей, имеющих трудности в адаптации в общеобра­зовательной школе (во время урока или во внеурочное время при взаи­модействии со сверстниками). Когда среди «здоровых» детей учится ре­бенок-инвалид, важно сделать все возможное, чтобы всему коллективу было комфортно. Под мудрым управлением учителя, слаженного кол­лектива педагогов обычные дети должны научиться не замечать недо­статки другого, в общении и дружбе опираться на достоинства «особо­го» ребенка, который в свою очередь раскроется и станет полноценным членом общества.

Участвуя в проекте, я, прежде всего, обратила внимание на необхо­димость разработки и проведения различных классных мероприятий, в которых активным участником стал бы «особый» ребенок наряду со всем классным коллективом. Кроме этого необходимым стало исполь­зование групповых форм работы на уроках по всем предметам, что бы­ло бы невозможно без слаженной работы в команде специалистов.

Такое ежедневное взаимодействие ребенка-инвалида с одноклассни­ками на уроках и во внеурочное время, а также его психолого-педагоги­ческое сопровождение в рамках проекта сплотили детский коллектив.

Приложение 3

Планирование примерных тем проведения родительских собраний и педсоветов, касающиеся вопросов инклюзивной практики

Сентябрь.

Наши рекомендации