Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям
Внимание неустойчивое, работоспособность пониженная, испытывает трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, трудности в понимании инструкции учителя, низкий уровень самоконтроля, самостоятельности и организации своей деятельности.
Заключение Несформированность всех сторон русского языка.
Заключение по результатам психологического обследования
С.М., 7 лет , 10 мес., ученик 1 класса. Родился от второй беременности. Воспитывался дома, детский сад не посещал. По физическому развитию соответствует возрасту имеет инвалидность по заболеванию печени.
Адаптация ребенка к школе проходит легко.. Школу посещает с удовольствием, коммуникабелен.
Общение в семье: живет в дружной семье, В отношениях учителя с родителями конфликтов не возникает. Семья двуязычная.
Поведение: дисциплину не нарушает; не конфликтен, с одноклассниками умеет договариваться. В контакт со взрослыми и детьми вступает легко, с одноклассниками очень дружелюбен.
Учеба: на уроках мальчик неусидчив, отвлекается на внешние предметы. Учительница постоянно, оказывает С. помощь. На уроках физкультуры, ритмики, музыки активен, неплохо занимается. Дисциплинированность С. зависит от того, какой урок его заинтересует. На уроках С. пытается сосредоточиться на выполнении заданий, но в силу не понимания изучаемого предмета предпочитает списывать у соседке по парте. К концу учебного дня становится невнимательным, рассеянным. Математика дается с большим трудом, но если решение заданий получается, то вызывает положительную реакцию, когда что-то не получается, ребенок не расстраивается т. к. не сформировано чувство неудач. На уроках чтения он плохо следит за читающим учеником, отвлекается на различные слуховые и зрительные раздражители.
Особенности организации деятельности, сформированность регу- ляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль): основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.
Моторная ловкость: соответствует возрасту, мелкая моторика руки плохо сформирована.
Латеральные предпочтения преимущественно правосторонние.
Работоспособность на уроке: снижена, деятельность неустойчивая, работает формально
Особенности внимания: на уроках внимание привлекается с трудом, оно неустойчивое, переключаемость снижена. С. отвлекается, рассеян.
Особенности памяти: медленно запоминает даже небольшой по объему материал, плохо сохраняет и воспроизводит с ошибками информации. Память в основном механическая. Развита слуховая память.
Особенности мышления: присутствует наглядно-образное, испытывает трудности и не может самостоятельно выделить главное, существенное. Помощь со стороны учителя принимает. Затрудняется в выполнение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения). Разрезанную на 4 части картинку сложил методом проб и ошибок. С более сложным заданием не справляется. Выводы и умозаключения совершает плохо.
Сформированность представления о пространственных и временных отношениях: Отношения сформированы недостаточно, затруднено использование пространственных предлогов и наречий, понимание сложных речевых конструкций, не знает последовательности времен года, дней недели и т. п.
Речь: словарный запас беден, не развита связная речь; нарушены процессы языкового анализа и синтеза темп речи нормальный, речь невыразительна. С. умеет поддерживать тему разговора, отвечает на вопросы. Читает С. плохо, чтение слоговое не сформировано. Пишет медленно. Под диктовку не пишет (путает буквы по сходству в написании и произношении). Письмо неаккуратное, может обводить буквы несколько раз, не удерживает строку.
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности: самооценка низкая, мотивационно-волевая сфера сформирована недостаточно.
Школьная мотивация низкая, так как у ребенка не сформировано желание учиться, слабо сформирована у мальчика и позиция школьника. Положительное качество С. — исполнительность.
Приложение 1.2
Пример разработки индивидуальной образовательной программы и компонента психолого-педагогического сопровождения на включаемого ребенка С.М.
Цель: получение образования 1-ой ступени в инклюзивной форме в ГБОУ СОШ № 2043 Основные данные
Родители | |
Основной педагог | Горохова Юлия Геннадиевна |
Специалисты сопровождения | Учитель-дефектолог: Соломахина Евгения Александровна |
Учитель-логопед: Хитрина Марина Александровна | |
Педагог-психолог: Бондарева Светлана Ивановна | |
Цели на текущий период (учебный год) | Овладение базовым программным материалом за 1 класс |
Режим пребывания в образовательном учреждении | 1—3 урок |
Условия включения |
Место в классе | • классно-урочная форма; • сопровождение педагога-психолога (тьютора); • парта около выхода. |
Представление заданий | • пониженный уровень сложности; • сокращенное/адаптированное (увеличенное в размере, одно задание на одном листе А4) задание. |
Предъявление инструкций | • чёткие, лаконичные инструкции |
Материалы | • наглядный материал • раздаточный материал • ИКТ |
Поведение | • поощрение • чётко определенные границы |
Поддержка персонала | • Участие педагогов школы в методических мероприятиях, организованных ЦПМСС «Зеленая ветка» (ОРЦ) и Городским ресурсным центром по развитию инклюзивного образования |
Психолого-педагогическое сопровождение, как компонент ИОП
|
Формирование слогового анализа и синтеза слов. — Формирование понятия о речевых единицах. — Расширение активного словаря. — Формирование умения адекватно и связно формулировать свои мысли. | |||
Педагог- психолог С.И. Бондарева | Необходимым направлением является обеспечение положительной личностной сферы ребенка, создание эффективной мотивации ребенка к учебной деятельности, повышение самооценки, сформировать через игровую и учебную деятельность умения и навыки. — Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение ребенка в учебную деятельность; Знакомство со способами выражения эмоций ( 2 занятия). — Учимся говорить себе «стоп» (2 занятия). — Формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки, в предметной и учебной деятельности. — Умение самостоятельно помогать себе (1 занятия). Коммуникабельность, самооценка, взаимоотношения(1 занятия). — Нахождение или придумывание пред- | Индивидуальная, 2 раза — в неделю по 30 мин. | Мониторинг, отчет промежуточных результатов. Положительная динамика развития ребенка, отмеченная специалистами и родителями. Структурированное наблюдение за ребенком специалистов во время занятий, на переменах, во вне учебное время. Тесты и индивидуальные задания. Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях. |
Математика | Предмет (образовательная область) |
Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; | Требование стандарта (общеобразовательной программы) для текущего периода обучения |
Ориентироваться в тетради | Конкретная задача для ребенка на период |
Индивид. | Форма организации учебной деятельности (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная и т. д.) |
Помощь при выполнении индивидуальных заданий | Участие родителей |
1, 2 неделя | Сроки реализации |
Соблюдение орфографического режима ведения тетради | Критерии достижений |
Графический диктант | Форма оценки результата учебной деятельности (тест, устный опрос, контрольная) |
8ТТ
составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: П ± 1, П ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». Выделять задачи из предложенных текстов Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увели- | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в пря мом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. У станавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. | Работа в малых группах | 1, 2 неделя | Математический диктант | |||
Писать цифры. Соотносить цифру и число. | Фронтально | Контроль за соблюдением правил посадки при письме. | 1, 2 недели | Уметь записывать цифры под диктовку, обозначать количество предметов цифрами | Математический диктант |
чение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Выполнять сложение и вычитание вида П ± 3. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Контролировать и оценивать свою работу | Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | Фронтально + работа в парах | Закрепление умения с помощью цифровых ресурсов | 1- 3 недели | Прибавлять и отнимать 1 | Тест | |
Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.). Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами | Фронт. | Совместное выполнение проектной работы «План комнаты» | 4 неделя | Различать и называть многоугольники | Практическая работа | ||
Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=» | Индивид. | 1- 3 неделя | Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=» | Проверочная работа |
Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 —это 2 и 2; 4 — это 3 и 1). | Индивид., работа в парах | Отработка умения с помощью мате матических тренажеров, игр | 1- 4 неделя | Знать состав чисел 1—5, использовать при вычис= лении | Проверочная работа | ||
Выполнять сложение и вычитание вида П ± 2, 3 | Комплексно | Использование математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры» | 4- 8 неделя | Выполнять сложение и вычитание видаП± 2, 3, используя числовой отрезок | Контрольная работа | ||
Контролировать и оценивать свою работу | Фронтально | Использование алгоритма самооценки при выполнении заданий | 1- 8 неделя | Применять алгоритм самооценки (программа «2100») | Оценивание результата своей работы на уроке | ||
Письмо/ обучение грамоте | Сравнивать печатную и письменную буквы. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмер- | Сравнивать печатную и письменную буквы Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы М, з, д, я, г, ч, ь, ш, ж, е (йо), йх, ю в соответствии с образцом. | Фронтально | Работа с разрезной азбукой | 1- 8 неделя | Уметь записывать слова с изученными буквами | Диктант |
ность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-зву- ковой анализ слов с новыми звуками. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с печатного шрифта. Дополнять предложения, данные в прописи, словами, закодированными в схемах-моделях и записывать их, используя приём комментирования. Грамотно оформлять на письме все виды предложений. Разгадывать ребусы. Выполнять правила работы в группе, в паре. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Отвечать письменно на | Списывать без ошибок с печатного шрифта. Писать слова под диктовку | ||||||
Выполнять сло- го-звуковой анализ слов с новыми звуками | Индивид. | Игра в слова (назови слово, которое начинается и т. д.) | 1- 8 неделя | Выполнять слого-звуко- вой анализ слов | Выполнение задания из электронного приложения к Азбуке | ||
Образовывать форму единственного и множественного числа существительных с опорой на слова один—много и схему-модель | Фронтально, в паре | Изготовить набор карточек: стул- стулья, ведро—ведра и т. д. | 6 неделя | Образовывать форму единственного и множественного числа сущ. | Устный опрос с опорой на картинки | ||
Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку | Фронтально, индивидуально | 1- 8 неделя | Умение писать слоги и слова с изученными буквами под диктовку | Диктант (слоги, слова) | |||
вопрос текста, записывать ответ грамотно. Образовывать форму единственного и множественного числа существительных с опорой на слова один—много и схему-модель. Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами. Толковать значение многозначных слов {язык), правильно употреблять их в устной речи. Дополнять текст, данный в прописи, своими предложениями. Наблюдать за личными местоимениями я, они, изменением формы числа глагола. Разгадывать кроссворды Писать грамотно слова с сочетаниями ча, чу, жи, ши. Писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова. | |||||||
Читать слова и предложения с изученными буквами | Фронтально, индивид. | Чтение слов и предложений | 1- 8 неделя | Читать осознанно слова и предложения | Чтение вслух | ||
Читать слова и предложения с изученными | Фронтально, индивид. | Чтение слов и предложений | 1- 8 неделя | Читать осознанно слова и предло- | Чтение вслух |
Записывать под диктовку без ошибок 1—2 предложения после предварительного анализа. Составлять рассказ по иллюстрации, записывать 2—3 предложения с комментированием. Образовывать сравнительную степень наречий по образцу, данному в прописи {низко—ниже). Правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?»в речи, грамотно отвечать на данные вопросы. Образовывать от существительных-названий животных сущест- вительные-названия детёнышей с помощью суффиксов по образцу, данному в прописи. Составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок, записывать по одному предложению к каждой из них с комментированием. Правильно интониро-
вать восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.
Называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных. Записывать текст с использованием прилагательных, заменять существительное личным местоимением он в необходимых случаях. Грамотно обозначать буквой на письме парный согласный, находящийся в конце слова, подбирать проверочное слово, обосновывать выбор буквы согласного. Называть признаки предмета, характеризовать предметы с помощью прилагательных. Подбирать антонимы- прилагательные по образцу, данному в прописи.
Записывать текст с использованием прилага-
кг
тельных. Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Читать слова и предложения с изученными буквами |
Формирование социальной компетентности
|
(на уроке, во внеурочное время) | уметь ждать и слушать, когда отвечает другой ученик | вивающая | учебный процесс, на переменах бесконфликтно общается со сверстниками | бенке специалистов. Наблюдение за ребенком | |
Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников | Умение начинать и оканчивать разговор, слушать, ждать, вести диалог, играть в коллективной игре с развивающим сюжетом. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других | Учитель, психолог | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах на уроке | Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать, адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. Продуктивное взаимодействие в паре, в группе | Опрос и беседа с мамой, ребенком, учителем. Наблюдение за ребенком на уроке, на перемене |
Формирование самостоятельности | Формирование умственного плана действий, как основа любой сознательной и самостоятельной деятельности. Умение брать инструкцию и следовать установленным правилам самостоятельно при выполнении простых заданий; уменьшение помощи взрослого при выполнении более сложных заданий. Умение планирования, контролиро- | Учитель, психолог | Учебная, игровая, трудовая, коррекци- онно-раз- вивающая | Меньше ошибок при выполнении учебных заданий. Умение понять инструкцию к заданию, составить программу действий, оценить полученный результат при решении текстовых задач, пока с помощью взрослого. | Оценка учебных, тестовых заданий. Метод структурированного наблюдения за ребенком во время учебной, игровой деятельности |
вания, оценки результатов учебной деятельности (самостоятельно при выполнении простых заданий, с помощью взрослого при выполнении более сложных) | Самостоятельно устанавливает дружеские контакты при общении со сверстниками | ||||
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность | Формирование умственного плана деятельности. Умение понимать инструкцию, выделять и удерживать до конца цель деятельности, составлять программу действий с использованием наглядных алгоритмов деятельности, планов, умение проверять полученный результат (с поддержкой взрослого и самостоятельно) | Учитель, психолог | Учебная, трудовая, коррек- ционно-раз- вивающая | Имеется готовый продукт деятельности | Положительные оценки; тестовые задания, структурированное наблюдение за деятельностью ребенка |
Работа с родителями
|
родителями, владеть приё | |
мами воспитания и взаимо | |
действия с детьми. | |
Психолого-педагогическое | |
просвещение родителей. | |
Привлечение родителей в | |
учебно-воспитательный процесс |
литературе; основные духовные потребности членов семьи.
Круг интересов, хобби членов семьи.
• Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей. Взаимоотношения родителей с классом.
• Участие членов семьи в жизни класса.
• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
• родительские собрания;
• индивидуальные консультации;
• круглые столы;
• беседы;
• обучающие тренинги;
• родительско - ученические капустники;
• конференции;
• обмен мнениями;
• обучающие семинары;
• устные журналы;
• семинары-практикумы;
• оформление памяток для родителей.
• дни творчества детей и родителей;
• открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
• совместные праздники;
• творческие лаборатории родителей;
• походы, экскурсии в природу;
• игры-соревнования
Приложение 1.3
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР Токарева С.В.
« » 2012 г.
Пример разработки компонента психолого-педагогического сопровождения ведущего специалиста (учитель-дефектолог Е.А. Соломатина) для ребенка С.М.
Направления коррекционной работы | Задачи на период | Режим и форма работы | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы |
Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала | Развитие навыков чтения; Формирование элементарных математических представлений и счётных операций; Формирование связной речи | Индивидуально/ фронтально ловом ряду; | Счёт в пределах первого десятка; формировать умение сравнивать предметы по основным признакам; формировать умение сравнивать числа, ориентироваться в чис- тренировать умение присчитывать и отсчитывать числа; расширение и обогащение словарного запаса; формирование умения отвечать на вопросы и задавать их; формирование умения строить простое высказывание; правильно подбирать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делает? Какой? | Этапная диагностика; уровень успеваемости по программе |
Формирование универсальных | Формирование стереотипа работы в условиях класса | Индивидуально/ фронтально | Отвечать на индивидуальный и фронтальный вопрос учителя; | Этапная диа гностика; |
учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста | поднимать руку для ответа; самостоятельно записывать домашнее задание; уметь работать по предложенному учителем плану, уметь списывать задание с доски и с учебника; уметь обращаться к учителю за помощью; уметь выполнить задание после показа; уметь ориентироваться на подсказку | уровень развития навыков социального взаимодействия | ||
Сенсорное и сенсомоторное развитие | Развитие и уточнение представлений о сенсорных эталонах величины, формы, цвета предметов, их положении в пространстве; развитие мелкой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук | Индивидуально | Овладение действиями идентификации; самостоятельно анализировать свойства предметов; выделять части объектов и воссоздавать целостный образ | Использование полученных умений в универсальных учебных действиях |
Навык социального взаимодействия | Развитие базовых навыков коммуникации и взаимодействия | Фронтально | развивать потребность в общении и взаимодействии формировать умение выражать просьбу, отказ, согласие, нежелание | Оценка навыка взаимодействия с социаль ным окружением |
формировать умение подражать и выполнять действия по показу обучение пониманию и выполнению фронтальной инструкции | ||||
Развитие пространствен- но-временных представлений | учить осознавать схему собственного тела и называть все части тела у людей, животных; определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради; учить ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов; определять последовательность графических знаков; формировать понятия об основных единицах времени, о возрасте человека; учить определять временную последовательность действий и событий | Индивидуально/ фронтально | ориентироваться в учебной ситуации; полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; произвольно регулировать своё внимание, вовремя включаться в общую деятельность, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп | Понимание инструкции; планирование своих действий по выполнению простых заданий; выявлять непонятное; обращаясь за помощью к учителю или сверстникам |
Зрительно- пространствен- ные функции и зрительно-мо- торная координация | Формирование графо-моторных навыков | Индивидуально/ фронтально | правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради; правильно писать буквы и цифры | Изучение качества письмен ных работ |
Число: Учитель-дефектолог: С программой занятий ознакомлен (а): |
Приложение 2