Методологический аппарат исследования и его представление во введении

Методологический (научный) аппарат исследования описывается во введении выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и включает в себя следующие структурные элементы:

- актуальность исследования;

- степень научной разработанности проблемы;

- проблема;

- тема;

- цель исследования;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- гипотеза;

- задачи;

- методологическая (теоретическая) основа исследования;

- методы исследования;

- этапы исследования;

- научная новизна и теоретическая значимость исследования;

- практическая значимость исследования;

- опытно-экспериментальная база исследования;

- структура работы.

Все элементы методологического аппарата должны быть представлены в четкой логической последовательности, что обеспечивает единство всех его компонентов.

Обоснование актуальности исследования предполагает ответ на вопрос: почему данную проблему в настоящее время необходимо исследовать? Исследование является актуальным лишь в том случае, если: во-первых, отвечает насущным потребностям практики, а во-вторых, заполняет пробелы в определенной области науки.

При анализе актуальности темы выявляется противоречие. Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Противоречие - это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой - либо педагогической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие. Формулируется оно при помощи предлога «между». Например, противоречие между возрастающей необходимостью осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании и отсутствие должного уровня психолого-педагогической подготовки учителей для его реализации.

Следующий шаг исследования - формулирование проблемы исследования. Проблема (от греч. problema - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения исследования. Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить одну из сторон противоречия, она логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки - оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: «каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?». Следует также иметь в виду, что тема исследования должна отражать проблему.

Тема - это лаконичная формулировка проблемы. Грамотная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему.

Далее обосновывается цель исследования. Цель - это предполагаемый научный результат, который должен быть получен в ходе исследования. Она формулируется четко и кратко, содержательно включая основной замысел исследователя. Цель представляет собой продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме и формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм - «разработать», «выявить», «обосновать», «определить» и др.

Вслед за целью исследования определяются его объект и предмет.

Объект исследования - методологическая характеристика исследования; процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного педагогического процесса (в широком смысле слова): теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов, приемов и средств деятельности воспитателей и воспитанников, преподавателей и учащихся, студентов. Объектами исследования могут быть, например, развитие познавательного интереса у обучающихся; нравственное воспитание учащихся в процессе обучения; система воспитательной деятельности классного руководителя; система профессиональной адаптации студентов и т.д.

Предмет исследования - методологическая характеристика исследования; все то, что находится в границах объекта исследования. Если, определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос «Что рассматривается?», то предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Это может быть или процесс, в нём происходящий, или аспект проблемы, который, собственно, и исследуется. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Так, объект «педагогический процесс» может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами, гигиенистами и т.д. Но у них у всех будут разные предметы исследования. Важно отметить, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Следующий важнейший шаг оформления методологического аппарата - построение гипотезы исследования. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием.

От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков. К ним относятся: а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана; б) проверяемость; в) применимость к возможно более широкому кругу явлений. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в ее доказательстве в рамках последующей экспериментальной работе, а подчас и теоретической проверке. Она становится фактом, концепцией, теорией при ее доказательстве, либо опровергается, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Чаще всего она строится по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются В, C, D». Формулируя гипотезу, автор строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется.

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Задачи исследования могут строиться в двух вариантах: 1) как относительно самостоятельные законченные этапы исследования; 2) как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к общей проблеме всего исследования, как частные цели (подцели) по отношению к общей цели исследования, заданные в конкретных условиях. Другими словами, задачи конкретизируют цель. Ни одна из задач не может повторять цель или быть шире ее. Каждая задача соотносится с определенной главой (параграфом) исследования. Единых требований и алгоритмов к формулировке задач исследования не существует, можно назвать лишь общие ориентиры для их определения:

1. Первая задача, как правило, связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта, например: выявление, знакомство, исследование, описание.

2. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей, например: выработка, дополнение, использование, обобщение, подтверждение, оценка, построение, развитие, разработка, рассмотрение, создание, сравнение.

3. Третья задача направлена на разработку, создание конкретных методик педагогического действия, выработку практических рекомендаций: проверка, внедрение, применение, использование.

Иерархически организованная последовательность решения задач определяет логику исследования и соответствует её содержанию.

Далее следует описание методологии и методов исследования.

Методология - 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; 3) - учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Методология каждой науки раскрывается через ее специфические относительно самостоятельные подходы или принципы. В основе любой научной работы лежат концептуальные, исходные положения, с позиций которых изучается объект, т.е. методологическая основа. В качестве методологической основы исследования могут выступать концепции, теории, научные идеи ученых-теоретиков, методологов отечественной и зарубежной науки, которые составляют фундамент любого исследования.

Методы исследования - это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности, являющиеся орудием получения научных фактов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на: общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формализованные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования. Для каждого этапа исследования следует применять наиболее оптимальный комплекс методов, при этом рекомендуется руководствоваться следующими требованиями:

- необходимо использование разнообразных методов исследования и такого их сочетания, которое позволяет получить разносторонние сведения об изучаемом явлении;

- методы должны отражать динамику развития определенных качеств предмета исследования;

- методы должны быть направлены не только на анализ результатов, но и условий, при которых они были получены.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования также представляются во введении. Их определение осуществляется по завершению диссертации как самоанализ непосредственной деятельности и полученных результатов.

Определение научной новизны исследования проводится на основе его оригинальности и отличия от других, проведенных по сходной проблеме. Этой новизной может быть:

- эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи;

- предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;

- методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении данных педагогических явлений;

- выявленные закономерности и принципы;

- впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами никем ранее не описанными и т.д.

Здесь проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема, выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил, каков его конкретный вклад в науку.

Практическая значимость исследования - это методологическая характеристика, которая отражает представление о том, как и для каких практических целей можно применить результаты данного исследования.

Научная и теоретическая новизна, практическая значимость исследования, определяемые самим диссертантом, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются автором работы.

Опытно-экспериментальная база исследования - это образовательное учреждение, в котором осуществлялась экспериментальная работа.

Структура работы - элемент научного аппарата, в котором отражены разделы исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

РАЗДЕЛ 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РУКОПИСИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ)

Требования к стилю изложения

В работе по оформлению текста выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) следует придерживаться общих правил:

- название и содержание глав, а также параграфов должно соответствовать теме исследования;

- содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов - главу в целом;

- избегать наукообразности, не злоупотреблять специальной терминологией, не «играть» в эрудицию;

- стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

- соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все то, что открыто предшественниками в разработке изучаемой проблемы, честно и объективно оценить свой вклад в науку.

При составлении текста в научном стиле не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а также вести изложение от первого лица («я», «мною»). Желательно употреблять предложения неопределенно-личные («считают, что…»), безличные («известно, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…») и т.п.

При оформлении текстовых документов рекомендуется соблюдать формы, установленные соответствующими стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

В соответствии с ЕСТД в тексте не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

2.2. Требования к оформлению текста

К оформлению текста работы применяют особые требования.

Форма научного текста - это совокупность следующих его аспектов:

- композиция (построение текста, объединяющее все его элементы в единое целое);

- рубрикация (деление текста на структурные единицы: части, разделы, главы, параграфы);

- логика (соответствие рассуждений, выводов и определений автора нормам логически правильного мышления);

- язык и стиль (соответствие правилам, нормам научного стиля, адекватность употребления терминологии);

- графическое оформление (качество таблиц, иллюстраций и т.п.).

Текст набирается на компьютере, печатается на одной стороне бумаги формата А4 (210х297), размер шрифта 14, Times New Roman, обычный; междустрочный интервал - 1,5.

Страницы должны иметь следующие поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список литературы) начинается с новой страницы.

Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются арабскими цифрами на середине нижнего поля страницы по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т. д.

В содержании указывается только первая страница главы или параграфа.

Главы обычно являются основной рубрикой научной работы. Каждая глава начинается с новой страницы. Они нумеруются насквозь по всей работе арабскими цифрами. После номера главы ставится точка, далее следует выраженное словами заглавие. Заголовки располагают посередине страницы без точки на конце. Подчеркивание заголовков и переносы слов не допускается. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки глав печатают прописными буквами, а заголовки параграфов - строчными (кроме первой буквы - прописной).

Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера собственно параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также ставят точку, например: 2.3. (третий параграф второй главы).

Приложения приводятся в конце научной работы после списка использованной литературы. Материалы в приложении не анализируются и авторским текстом не сопровождаются. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет свой тематический заголовок и располагается в порядке появления ссылок на них в тексте с соответствующей нумерацией. В правом верхнем углу прописными буквами печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и указание его порядкового номера без обозначения №, например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1», а в тексте делают ссылку без знака №, например, (Приложение 2). Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании (оглавлении) работы с указанием их номеров, заголовков и страниц.

2.3. Правила оформления рисунков, схем, таблиц, нотных примеров

Таблицы. Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в работе в виде таблиц. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Небольшие таблицы печатаются внутри текста, большие - на отдельных листах (в этом случае они входят в общую нумерацию страниц).

Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера (например, «Таблица 1») без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте работы всего одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут.

Таблица обычно содержит следующие элементы:

1. Порядковый номер таблицы (без знака «№»).

2. Название таблицы.

3. Заголовочная часть, расположенная в верхней части (так называемая головка).

4. Основная часть (боковик слева и прографка: вертикальные графы, колонки, столбцы и горизонтальные строки, ряды).

Заголовок отражает ее содержание, располагается посередине страницы и пишется с прописной буквы без точки на конце. Заголовки столбцов и строк в таблице пишутся полностью, за исключением общепринятых сокращений. Все классы цифр в графе находятся строго один над другим. Если цифровые данные в какой-то строке графы отсутствуют, вместо них ставится прочерк.

В тексте работы на все таблицы должны быть даны ссылки. Ссылка и таблица должны быть размещены на одном листе или в непосредственной близости в таком порядке: сначала приводится ссылка, потом следует таблица.

Пример: Распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития музыкальных интересов представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития музыкальных интересов

Уровень контрольная группа эксперимент группа
констат.этап контр.этап констат.этап контр.этап
Кол-во (чел.) Кол-во (%) Кол-во (чел.) Кол-во (%) Кол-во (чел.) Кол-во (%) Кол-во (чел.) Кол-во (%)
Высокий 33,3 - - 33,3 - -
Средний 33,3 33,3 33,3 66,6
Низкий 33,3 66,6 33,3 33,3
Всего

Иллюстрации могут быть представлены в виде схем, диаграмм, графиков и т.п. Иллюстрировать работу необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному плану, который помогает избавиться от случайных иллюстраций и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важным вопросам.

Все иллюстрации обозначаются термином «рисунок». Все рисунки в тексте помещаются там, где они упоминаются впервые.

Для рисунков используется сплошная нумерация арабскими цифрами, причем отдельно от нумерации таблиц. Номер указывается в центре под рисунком: Рис. 3. Слово «Рис.» помещается под иллюстративным изображением, затем оформляется порядковый номер рисунка (знак «№» и кавычки не ставятся; после цифры, обозначающей номер рисунка, точка не ставится).

Если иллюстрации или таблицы взяты у других авторов, следует указать у кого. Данное указание приводится в скобках после названия таблицы или иллюстрации.

Диаграммы составляют для наглядного изображения и анализа массовых данных. В соответствии с формой построения различают диаграммы и гистограммы:

- плоские;

- линейные;

- объемные.

Многословные надписи заменяются цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надпись нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх.

Пример: Уровень развития общих и музыкальных способностей детей, посещающих детский сад, представлен на рисунке 5.

Методологический аппарат исследования и его представление во введении - student2.ru

Рис. 5. Уровень развития общих и музыкальных способностей детей, посещающих детский сад (%)

Примечание:

  1. Познавательная активность
  2. Эмоциональность
  3. Наглядно-образное мышление и продуктивное воображение
  4. Социально-коммуникативная компетентность
  5. Музыкальный слух
  6. Эмоциональная отзывчивость на музыку
  7. Ритмическое чувство

Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов: общий заголовок графика; словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа; оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки. Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями; на концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой.

На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими.

Схемы - иллюстративное графическое средство изложения содержания исследования, представляющее собой плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Это приближенный наглядный образ чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-либо. Схемы - всегда соотношение частей в каком-либо целом объекте. Схемы, подобно другим иллюстративным материалам, за исключением таблиц, подписываются как рисунки, и имеют единую нумерацию со всеми другими рисунками. Помещаются они, как правило, под текстом, объясняющим схему. Ссылка на них обязательна. Если схема большая, ее можно поместить в приложении. Требования к схемам: удобочитаемость, красочность, логичность.

Нотные фрагменты оформляются с помощью компьютерных нотных редакторов («Finale», «Guitar Pro», «MagicScore», «Overture», «Sibelius» и т.п.) обозначаются в тексте термином «пример».

Для нотных примеров используется сплошная нумерация арабскими цифрами, отдельно от нумерации таблиц и рисунков. Слово «Пример» помещается в центре над изображением, затем оформляется порядковый номер рисунка (знак «№» и кавычки не ставятся; после цифры, обозначающей номер примера, точка не ставится). При указании наименования примера точка перед ним ставится.

Пример: Первая часть звучит в тональности d-moll - это тональность суровой, скорбной окраски, которая в сочетании с фактурой и темпом произведения создает представление о неумолимой, угрожающей силе (1-5 тт., пример 7).

Пример 7. Начальные такты хоровой миниатюры «Лес»

(Музыка М. Людига, слова К. Сеета)

Методологический аппарат исследования и его представление во введении - student2.ru

2.4. Правила оформления ссылок

Библиографические ссылки на источники оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.

Ссылки должны быть оформлены в виде квадратных скобок с отсылкой к списку литературы.

Отсылку приводят в квадратных скобках в строку с текстом диссертации. Например:

- в тексте: данные этого исследования приведены в работе М. С. Осенневой [34];

- в затекстовой ссылке (в списке литературы):

34. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с. - (Сер. Бакалавриат).

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которые ссылается автор в тексте: [34, с. 96].

2.5. Требования к оформлению списка литературы

Список использованной литературы является необходимым элементом оформления выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1 - 2003.

Библиографическое описание использованных источников составляется непосредственно по произведениям печати или выписывается из каталогов, картотек и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Построение библиографического списка осуществляется по алфавиту фамилий авторов или заглавий работ, если автор на титульном листе не указан.

Нумерация библиографического списка литературы сплошная от первого до последнего названия. В списке литературы перед фамилией автора или названием работы ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой. После фамилии ставятся инициалы автора, затем заглавие книги (как указано на титульном листе) и выходные данные: место издания, название издательства (без кавычек), год издания (без слова «год») и количественная характеристика (объем в страницах). Каждый литературный источник начинается с красной строки.

Допускается использование автоматической нумерации списка литературы.

Далее приведены примеры библиографического описания различных источников.

Запись под именем автора

Книга одного автора

Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с. - (Сер. Бакалавриат).

Книга двух авторов

Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - 2- е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с.

Книга трех авторов

Сапронов, Ю. Д. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / Ю. Д. Сапронов, А. Л. Дмитров, А. Ю. Прошин. - М. : Академия, 2003. - 320 с. - (Среднее профессиональное образование).

Книга четырех авторов

В сведениях об ответственности могут быть указаны все авторы или один со словами «[и др.]» - по усмотрению библиографирующего учреждения.

Автоматизированные информационные технологии в экономике / М. И. Семенов [и др.] ; под общ. ред. И. Т. Трубилина. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 415 с.

Книга пяти и более авторов

В сведениях об ответственности могут быть приведены один или три автора со словами «[и др.]»

Мировая художественная культура : 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Г. И. Данилова, А. А. Пашаев, В. Г. Рожновский и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Интербук, 2000. - 253 с. : ил. - (Московский учебник). - Авт. указаны на обороте тит. л.

Книги под фамилией, объединяющей двух или трех лиц

Вайнер, А. А. Визит к Минотавру / Аркадий и Георгий Вайнеры. - М.: Международная книга, 1993. - 400 с. - (Мастера советского детектива)

Книги авторов особых категорий (правители и духовные лица)

Владимир (Котляров В. С.). Обитель северной столицы : ист. очерк / митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; [послесл. игум. Николая и др.]. - СПб. : Домострой, 2002. - 322 с.

Запись под заглавием

Основное заглавие может бытьтематическим или типовым, т.е. состоять только из обозначения вида издания

Атлас мира / глав. ред. Я. А. Топчиян. - М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. - 71 с.

Книга без указания авторов на титульном листе

Информатика. Базовый курс : учеб. пособие для техн. вузов / под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 640 с. - (Учебник для вузов).

Сборники

Сборник с общим заглавием

Детективы классиков современной прозы : сборник. - М. : Республика, 1993. - 512 с. - Содерж.: Ведомство страха / Г. Грин. Смерть под парусом / Ч. П. Сноу. Весло / У. Фолкнер.

Сборник без общего заглавия и указания авторов

Карамзин ; Пушкин ; Гоголь ; Аксаковы ; Достоевский : биогр. очерки / сост. Н. Ф. Болдырева. - 2-е изд. - Челябинск : Урал, 1997. - 479 с. : ил. - (Библиотека Флорентия Павленкова. Биографическая серия, 1890-1915 ; т. 2).

Сборник одного автора без общего заглавия

Гиляровский, В. А. Мои скитания ; Люди театра / В. А. Гиляровский ; вступ. ст. А. Петрова. - Минск : Наука и техника, 1987. - 415 с.

Многотомные издания

Документ в целом

Гиппиус, З. Н. Сочинения : в 2 т. / Зинаида Николаевна Гиппиус. - М. : Лаком-книга, 2001. - (Золотая проза серебряного века).

Т. 1 : Романы. - 367 с. - Библиогр. в примеч.: с. 360-366. - Содерж.: Без талисмана ; Победители ; Сумерки духа.

Т. 2 : Романы. - 415 с. - Содерж.: Чертова кукла ; Жизнеописание в 33 гл. ; Чужая любовь.

Отдельный том

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / В. Д. Казьмин. - М. : АСТ : Астрель, 2002. - 503 с.

Официальные и законодательные материалы

Запись под заголовком

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.

Запись под заглавием

Конституция Российской Федерации. - М. : Приор, 2001. - 32 с.

Словари, справочники

Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Гуро. - М. : Инфра-М, 2004. - 578 с. - (Библиотека словарей).

Наши рекомендации