IV. Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.
-Итак, какие части слова мы с вами знаем? (Ответы.) Попробуйте найти знакомые части слова в слове «подберезовики» и «поделка». (Работа в парах.)
Проверка.
— Почему вы решили, что под- в словах «подберезовики» и «поделка» — это приставка? Докажите. (Высказывания детей.)
V. Изучение нового материала
-С чего нужно начинать разбор слова? Какую часть слова надо находить первой? Какую следующей? Почему? На эти вопросы мы ответим сегодня на уроке. А для этого я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.
- Вначале мы поделимся на 3 команды. Каждой команде дается слово. Ребята думают, а потом на листочке определяют и записывают порядок разбора слова по составу. Затем один человек от команды на доске записывает это слово и объясняет порядок разбора слова. Остальные слушают объяснение, определяют, согласны или нет, объясняют почему.
1 команда — подснежники.
2 команда — подсолнухи.
3 команда — посадка.
Сверим наши предположения с правилом в учебнике на с. 124.
— Почему сначала находим окончание? (Оно служит только для связи слов в предложении, это изменяемая часть слова.)
Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку.
* * *
Слово по составу верно разбирай:
Первым окончание всегда выделяй.
Затем приступай к выделенью основы,
Следом ищи, находи корень слова.
Ну, а потом ты не зевай:
приставку и суффикс ты выделяй.
Физкультминутка
Ученики выполняют под ритмичную музыку произвольные упражнения.
VI. Закрепление изученного
Упражнение 210, с. 123.
-Прочитайте шуточное стихотворение.
— Какова главная мысль этого стихотворения?
— Кто такой прогульщик? Подберите однокоренные слова к этому слову.
— Какой совет вы дали бы прогульщику? Выпишите из текста слова с приставками, обозначьте их. Слово «прогульщик» разберите по составу.
Работа в группах
Разберите слова по составу. (По одному ученику из каждой группы работает у доски.)
1 ряд — воронята, травушка, наушники, беспарусный, дырища.
2 ряд — лисята, ивушка, подберезовики, ручной, травинка.
3 ряд — тигрята, березонька, подводный, бездушный, лыжница
Второй вариант работы в группах
Составьте слово, запишите его, разберите по составу.
1 группа.
Приставка, как в слове «пожелать».
Корень, как в слове «накупить».
Суффикс, как в слове «открытка».
Окончание, как в слове «лыжи». (Покупки.)
2 группа.
Приставка, как в слове «покрасить»,
Корень, как в слове «варенье».
Суффикс, как в слове «тигренок».
Окончание, как в слове «зайчик». (Поваренок.)
3 группа.
Приставка та же, что и в основе «раскраска».
Корень тот же, что и в слове «сказка».
Суффикс тот же, что и в слове «извозчик».
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик.)
4 группа.
Корень мой находится в «цене».
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
Самостоятельная разноуровневая работа
Прочитайте текст.
..шла зима. Леса и поля ..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ..летели они к жилью людей. Ребята ..весили для пернатых кормушки. Они ..готовили для птиц корм.
1-й уровень — спишите, вставляя подходящие по смыслу приставки, обозначьте их.
2-й уровень — спишите, вставляя подходящие по смыслу приставки, обозначьте их; в 5-м предложении найдите и подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания.
3-й уровень — выразите свое отношение к тексту, подобрав заглавие; составьте 1—2 предложения, завершив текст.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Чему мы научились сегодня? Расскажите о порядке разбора слов по составу.
слово
Ø | Ç | Ù | □ |
VIII. Домашнее задание
Упражнение 212, с. 124
ТЕМА: Разбор слов по составу
Цель: закрепить знания и умения по выделению состава слова;
совершенствовать умение пользоваться алгоритмом разбора слов по составу;
формировать орфографический навык.
Ход урока
I. Организационный момент
-Прочитайте высказывание: «Слова, как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!» (М. Горький.)
— С чем сравнивает М. Горький слова? Почему?
— Чему призывает учиться? (Ответы.)
II. Чистописание
На доске написаны слова: нос, мед, кот.
-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Буква «м» в слове «мед».)
Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду (строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки).
мб мв мг мд мж
Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
III. Словарная работа
-Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словами. Вы сможете их назвать, если расшифруете запись. (Слова «можно» и «нельзя».)
НМЕОЛЖЬНЗОЯ
— Что вы можете сказать об этих словах? (Это антонимы.)
— Что такое антонимы? (Ответы.)
- Найдите эти слова в орфографическом словаре. Напишите их в строчку. Поставьте ударение. Отметьте особенности написания.
- Назовите орфограммы в слове «можно»; «нельзя».
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините при помощи стрелок слова-антонимы.
Х..р..шо Вредно
П.лезно Плохо
Можн.. Жарко
Хол..дно Н..льзя
Просто Весло
Грустно Сложно
- Составьте предложения со словарными словами-антонимами «можно» и «нельзя» на тему «Правила дорожного движения».