I. Сообщение темы и постановка цели урока
Оборудование для этапа урока:
1) плакат «Карта изучения темы “Речь. Предложение. Слово”»
(на плакате открыт только изученный остров «Речь»);
2) карточка с вопросительным знаком.
Учитель обращается к учащимся:
–Начинаем урок русского языка. На прошлом уроке мы с вами отправились в путешествие по этой удивительной стране. На нашей карте ещё много неоткрытых островов, за каждым из них прячутся секреты русского языка.
Первый остров нами уже «открыт» – мы узнали, что люди общаются друг с другом с помощью речи (обращается к карте, указывает на первый «открытый» остров). Узнали, что речь бывает устная и письменная (указывает на сюжетные картинки острова «Речь»).
Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране русского языка и обязательно сделаем новое открытие – «откроем» новый остров. Наша цель – узнать, из чего состоит речь. (Учитель демонстрирует карточку с вопросительным знаком. Можно прикрепить её на закрытый остров «Предложение». В течение урока учитель обращается к карточке с вопросом: «На какой вопрос ищем ответ?»).
Итак, отправляемся в путешествие.
II. Актуализация опорных знаний. Повторение изученного материала
Оборудование для этапа урока:
1) картинки с изображением письменной и устной форм общения:
Письменная форма общения | Устная форма общения |
Мальчик в тетради пишет слова | Мальчик и девочка разговаривают друг с другом |
Мальчик набирает текст на компьютере | Журналист (в руках микрофон) берёт интервью |
Девочка подписывает конверт. Рядом на столе лежит открытка | Театр: на сцене актёры, в зале – зрители |
Девочка читает книгу | Мальчик в наушниках перед компьютером. На экране – его друг |
Папа читает газету | Девочка в наушниках слушает магнитофон |
Мама читает журнал | Семья смотрит телевизор, на экране – диктор новостей |
Вывеска «Хлеб» над дверью магазина | Дедушка в лесу с корзиной грибов зовёт внуков |
Мужчина держит в руках телефон. На экране телефона – текст (сообщение) | Женщина разговаривает по телефону |
2) карточки с условными обозначениями для устной и письменной речи (по аналогии с условным обозначением на карте движения по теме) или две куклы (любые другие игрушки) – у одной в руках конверт (письменная речь), у другой – микрофон или наушники (устная речь).
Постановка конкретно-практической задачи.
Учитель обращается к учащимся:
– Отправная точка нашего путешествия – открытый нами остров «Речь». Прежде, чем начать движение вперёд, необходимо повторить то, что мы уже узнали.
В каких ситуациях речьпомогает людям общаться между собой? (Когда нужно что-то спросить, ответить, объяснить, поговорить, рассказать.)
Перед вами картинки с изображениемразличных ситуаций общения. Внимательно рассмотрите их и подумайте, какая речь помогает людям общаться в той или иной ситуации – устная или письменная.
Картинки необходимо разделить на две группы. В первую группу (левая часть доски) отнесём картинки с изображением письменной речи, во вторую (правая часть доски) – устной речи.
Для обозначения двух групп можно ввести условные знаки для устной и письменной речи (по аналогии с условным обозначением на карте движения по теме) или использовать двух кукол (любых других персонажей) – у одной в руках конверт (письменная речь), у другой – микрофон или наушники (устная речь).
Решение конкретно-практической задачи.
Варианты организации работы.
Вариант 1. Коллективная работа.
Работа организуется коллективно. Вызванный ученик размещает картинку в левую или правую часть доски. Все ученики проверяют (желательно использовать средства обратной связи для включения в работу всех учащихся).
Учитель предлагает учащимся доказать правильность своего решения.
Вариант 2. Индивидуальная работа.
Каждый ученик получает карточку с изображением ситуации общения. Учащиеся образуют два круга. В первый круг становятся ученики с карточками, на которых изображена письменная речь, во второй – устная речь.
Организуется командная взаимопроверка.
Вариант 3. Парная работа.
На каждой парте – набор картинок с ситуациями общения.
Первый вариант отбирает себе картинки, на которых изображена письменная речь, второй – устная речь.
Учитель поясняет правила игры. Картинки берутся по очереди и только по одной штуке. Прежде чем взять картинку, необходимо объяснить свой выбор соседу по парте. Если сосед соглашается с вашим объяснением, вы забираете картинку себе. Далее игра продолжается – теперь ваш сосед должен выбрать нужную картинку.
Повторяется задание: первый вариант (учащиеся встают) – письменная речь, второй вариант (учащиеся встают) – устная речь.