IV. Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.

-Итак, какие части слова мы с вами знаем? (Ответы.) Попробуйте найти знакомые части слова в слове «подберезови­ки» и «поделка». (Работа в парах.)

Проверка.

— Почему вы решили, что под- в словах «подберезовики» и «поделка» — это приставка? Докажите. (Высказывания детей.)

V. Изучение нового материала

-С чего нужно начинать разбор слова? Какую часть слова надо находить первой? Какую следующей? Почему? На эти вопросы мы ответим сегодня на уроке. А для этого я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести ал­горитм.

- Вначале мы поделимся на 3 команды. Каждой команде да­ется слово. Ребята думают, а потом на листочке определяют и записывают порядок разбора слова по составу. Затем один че­ловек от команды на доске записывает это слово и объясняет порядок разбора слова. Остальные слушают объяснение, опре­деляют, согласны или нет, объясняют почему.

1 команда — подснежники.

2 команда — подсолнухи.

3 команда — посадка.

Сверим наши предположения с правилом в учебнике на с. 124.

— Почему сначала находим окончание? (Оно служит только для связи слов в предложении, это изменяемая часть слова.)

Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку.

* * *

Слово по составу верно разбирай:

Первым окончание всегда выделяй.

Затем приступай к выделенью основы,

Следом ищи, находи корень слова.

Ну, а потом ты не зевай:

приставку и суффикс ты выделяй.

Физкультминутка

Ученики выполняют под ритмичную музыку произвольные упражнения.

VI. Закрепление изученного

Упражнение 210, с. 123.

-Прочитайте шуточное стихотворение.

— Какова главная мысль этого стихотворения?

— Кто такой прогульщик? Подберите однокоренные слова к этому слову.

— Какой совет вы дали бы прогульщику? Выпишите из текста слова с приставками, обозначьте их. Слово «прогульщик» разберите по составу.

Работа в группах

Разберите слова по составу. (По одному ученику из каждой группы работает у доски.)

1 ряд — воронята, травушка, наушники, беспарусный, дырища.

2 ряд — лисята, ивушка, подберезовики, ручной, травинка.

3 ряд — тигрята, березонька, подводный, бездушный, лыжница

Второй вариант работы в группах

Составьте слово, запишите его, разберите по составу.

1 группа.

Приставка, как в слове «пожелать».

Корень, как в слове «накупить».

Суффикс, как в слове «открытка».

Окончание, как в слове «лыжи». (Покупки.)

2 группа.

Приставка, как в слове «покрасить»,

Корень, как в слове «варенье».

Суффикс, как в слове «тигренок».

Окончание, как в слове «зайчик». (Поваренок.)

3 группа.

Приставка та же, что и в основе «раскраска».

Корень тот же, что и в слове «сказка».

Суффикс тот же, что и в слове «извозчик».

Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик.)

4 группа.

Корень мой находится в «цене».

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.

Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Самостоятельная разноуровневая работа

Прочитайте текст.

..шла зима. Леса и поля ..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ..летели они к жилью людей. Ребята ..весили для пернатых кормушки. Они ..готовили для птиц корм.

1-й уровень — спишите, вставляя подходящие по смыслу приставки, обозначьте их.

2-й уровень — спишите, вставляя подходящие по смыслу при­ставки, обозначьте их; в 5-м предложении найдите и подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания.

3-й уровень — выразите свое отношение к тексту, подобрав заглавие; составьте 1—2 предложения, завершив текст.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

-Чему мы научились сегодня? Расскажите о поряд­ке разбора слов по составу.

слово

Ø Ç Ù

VIII. Домашнее задание

Упражнение 212, с. 124

IV. Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока. - student2.ru

ТЕМА: Разбор слов по составу

Цель: закрепить знания и умения по выделению состава сло­ва;

совершенствовать умение пользоваться алгоритмом разбо­ра слов по составу;

формировать орфографический навык.

Ход урока

I. Организационный момент

-Прочитайте высказывание: «Слова, как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!» (М. Горький.)

— С чем сравнивает М. Горький слова? Почему?

— Чему призывает учиться? (Ответы.)

II. Чистописание

На доске написаны слова: нос, мед, кот.

-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из дан­ных слов и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Буква «м» в слове «мед».)

Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду (строчная м чередуется с буквами, обозначающи­ми звонкие парные согласные звуки).

мб мв мг мд мж

Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

III. Словарная работа

-Сегодня мы познакомимся с двумя новыми сло­вами. Вы сможете их назвать, если расшифруете запись. (Слова «можно» и «нельзя».)

НМЕОЛЖЬНЗОЯ

— Что вы можете сказать об этих словах? (Это антонимы.)

— Что такое антонимы? (Ответы.)

- Найдите эти слова в орфографическом словаре. Напишите их в строчку. Поставьте ударение. Отметьте особенности написания.

- Назовите орфограммы в слове «можно»; «нельзя».

- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините при помощи стрелок слова-антонимы.

Х..р..шо Вредно

П.лезно Плохо

Можн.. Жарко

Хол..дно Н..льзя

Просто Весло

Грустно Сложно

- Составьте предложения со словарными словами-антонима­ми «можно» и «нельзя» на тему «Правила дорожного движения».

Наши рекомендации