Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· формирование рефлексии*.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Внеурочное занятие № (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения | План и сроки прохождения программы |
1-3 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. | Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» | Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | |
4-6 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи | Игры. Мини-выступления | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» | ||
7-9 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач | Беседа - размышление | Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» | ||
10-11 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | Работа в группах | Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное | Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации | ||
Работа над проектом «Что такое хорошо» Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации | Фронтальная работа | Руководить анализом темы, формулировать основополагающий вопрос | Придумать и записать творческое название проекта, выбрать помощников. Определить направление поиска ответа на вопрос (предположения) | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | ||
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом | Практическая работа | Объяснить, для чего нужна карта проекта. Что такое эмблема проекта и для чего она служит. | Разработать эмблему и карту проекта | |||
Этапы работы над проектом | Повторить понятия «тема», «цель», «выработка», «гипотеза», предположение». Помочь спланировать свои действия. Руководить деятельностью детей по выдвижению целей, гипотез детьми. | Выдвигать общую цель и личную цель (цели) в работе над проектом. Участвовать в составлении общего плана работы над проектом. Составлять свой план | ||||
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта | Повторить понятия «паспорт проекта». Помочь в составлении паспорта проекта. Как подготовить семиминутное выступление ? | Составлять паспорт проекта, готовиться к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией) | ||||
16-17 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя | |||
18-19 | Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование | Беседа-рассуждение | Познакомить с видами вопросов для анкет, формировать умения в составлении вопросов для анкет | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Составлять вопросы для анкет | ||
20-22 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | Беседа, практическая работа | Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды | Запоминать толкование новых понятий. Составлять памятки по теме проекта. | ||
23-25 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | Практическая работа | Познакомить с условиями размещения материала на постере, формировать умения в создании постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами. Учить создавать сообщения различной природы (устные и письменные) | Запоминать толкование новых понятий. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения. | ||
26-28 | Практическая работа. Создание мини-постера | Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | ||||
Работа над проектом «Милая сердцу старина» Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации | Фронтальная работа | Повторить понятий «тема», «цель», «выработка», «гипотеза», предположение»., «продукт проекта». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми и созданию продукта проекта. Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Руководить деятельностью детей по составлению паспорта проекта. | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Составлять паспорт проекта под руководством учителя | |||
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом | ||||||
31-32 | Этапы работы над проектом. Продукт проекта | |||||
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта | ||||||
34-35 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами. | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы | |||
36-37 | Программы МРР. Анимация. Настройка анимации | Формировать умения настраивать анимации на слайде | Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде | Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | ||
38-39 | Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн | Работа с компьютером | Показать вожзможности программы МРР-Microsoft Power Point. Обучить первым шагам составления презентации на компьютере Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами | Знать требования к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка» Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи. | Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | |
40-41 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | |||||
42-43 | Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. | |||||
44-45 | Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР | |||||
Работа над проектом «Юный патриот» Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации | Практическая работа | Руководить анализом темы, формулировать основополагающий вопрос. Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми и созданию продукта проекта. Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) | ||
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом | ||||||
48-49 | Этапы работы над проектом | |||||
50-51 | Подготовка паспорта проекта. Защита проекта | |||||
52-54 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | Творческая мастерская | Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» | ||
55-56 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | Творческая работа. Составление визитки | Ознакомление с понятием «выступление». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта. Учить создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта | ||
57-58 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Решение теста | Формирование умения оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику | Самостоятельно работать с последующей самопроверкой проверкой, уметь оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику | Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам | |
Твои впечатления от работы над проектом | Беседа | Формировать умения подводить некоторые итоги своей работы | Уметь подводить некоторые итоги своей работы | |||
Пожелания будущим проектантам. | Игры | Формировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам | Делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам | |||
61-62 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | Творческая работа | Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей Учить высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года | Рисовать открытки своим помощникам Выявлять объём накопленных знаний во время проектной деятельности, поверять на сохранность знаний. Уметь высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года | ||
63-64 | Советы на лето от Мудрого дельфина) | |||||
65-68 | Резервные часы по усмотрению учителя |
Перечень учебно-методического обеспечения
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
Ø Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
Ø 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Ø 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
Ø Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Ø С. Н. Тур, Е. И. Васюкова. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов. 3 класс.
Рекомендуемая литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор.
5. Интерактивная доска.
6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальной школы
от «30» августа 2013 г. № __.
Руководитель ШМО _______ /Мареева О.Н./
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР: ______ /Мордвинова И.Н./
«30» августа 2013г.