РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Основные требования к организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда группы №7 МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 83 «Фея»:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Основные принципы организации среды
Оборудование группы № 11 безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:
• центр сюжетно-ролевых игр;
• центр театрализованных игр;
• центр книги;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• центр науки (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
Аналитическая справка
По результатам мониторинга развивающей предметно-пространственной среды
Подготовительной к школе группы № 11 сентябрь 2017 года
Нами, воспитателями группы №11 Гудзовской Л. С., Нуртдиновой К. М. был проведен мониторинг развивающей предметно – пространственной среды с целью развития группы на новый 2017-2018 учебный год и организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС.
При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Учебная зона
В учебной зоне размещены: центр конструирования, «Центр науки», центр дидактических игр, дежурства
В центре творчества имеется большой спектр изобразительного материала для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изо деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Группа оснащена материалами и оборудованием для продуктивной деятельности на 90%. Необходимо расширить ассортимент изобразительных материалов в расчете на каждого ребенка, ополнить цветной бумагой разной фактуры, красками, глиной.
Имеется материал и оборудование для общения детей с природой. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе материал для экспериментирования «Центр науки» с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года, энциклопедии, дид. игры по экологии, … По результатам мониторинга данные уголки оснащены на 80%, совместно с родителями были собраны коллекции «Материалов», «Камней», «Семян», «Ракушек», в процессе коллекции «Тканей», «Природного материала», «Гербарий» и др. Необходимо пополнить материалами по экспериментированию с магнитами, с воздухом, светом, головоломками, измерительным материалом
Так же в группе имеется материал для физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. Материал сформирован на 76%. Необходимо пополнить материалами для игр по правилам, совместно с родителями изготовить массажные коврики для закаливающих мероприятий.
Игровая зона
Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях , взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности , развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, в том числе «Школа», подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.Игровая зона оснащена материалом и оборудованием на 90%. Необходимо полнить игрушками – предметами оперирования – автомобили, корабли, самолеты, роботы – трансформеры, сборно – разборные модели, ширмами. Совместно с родителями выполнено создание ландшафтного макета, обогащение предметами-«насельниками», «прикладом».
В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления. Центр оснащён на 82% совместно с родителями продолжить сбор бросового материала, упаковочного материала, природного материала. Необходимо пополнить среду мягкими модулями, мелким строительным материалом.
Центр искусства помогает детям осваивать изодеятельность, играть в театр, рассматривать и читать книги. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; плоскостной театр), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Совместно с родителями был оснащен уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.
Центр патриотического воспитания способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, республики и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, страны, республики Татарстан, а так дид. игры по патриотическому воспитанию, «Человек в истории и культуре», «Быт и культура наших предков». Этот центр сочетает в себе «Уголок национального воспитания» с дид играми по УМК, аудио и видео материалом.
Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей).
Центр безопасности включает в себя макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.