Технология развивающих игр Б.П.Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Б.П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность – удается соединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно (Б.П.Никитин).
Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Технология ТРИЗ
ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Основателем, является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗа — теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗа — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта
Следующий этап — это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо; что-то вредно; что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап — разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ — это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает; ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Российское профессиональное образование в настоящее время активно встает на путь системных инновационных преобразований. Оно обоснованно претендует на одно из ведущих мест в развитии социально-экономических процессов России. Для выполнения этой миссии за последнее десятилетие в профессиональном образовании столицы произошли качественные перестройки.
Современное образование — это образование с все большей долей участия информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий. Необходимость обеспечения полноценного участия ИКТ и ДОТ в процессах образования и обучения — это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики [1, с. 12]. Информационные технологии меняют образ мышления, меняют привычки и взгляды, даже у взрослых.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике, а, следовательно, и в системе современного профессионального образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Одна из основных причин, по которой объективно необходимо повышать профессиональную компетентность педагогов колледжа, в том числе преподавателей экономических дисциплин, является внедрение в учебный процесс компьютерной техники и интерактивного оборудования.
В настоящее время актуальной становится реализация в нашем колледже модели обучения на основе применения информационных технологий в органичном комплексе с другими современными педагогическими технологиями, в рамках программы «один компьютер — один студент». ИТК не должны быть только вспомогательными средствами в педагогической или учебной деятельности, они должны стать средством создания обучающей информационной среды — главного инструмента современного образовательного процесса.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и студента. Роль современного преподавателя становится все более значимой, потому что в современном массиве информации студенту нужно помочь и с навигацией, и с валидацией [3]. Преподаватель сегодня должен больше знать, владеть ИКТ и ДОТ, уметь работать с новыми взглядами и потребностями студентов, должен уметь выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства ИКТ, в том числе Интернета, во всех формах получения образования. Также ИКТ и ДОТ можно использовать для создания презентаций, раздаточных материалов, учебных пособий, статей, практикумов, развернутых программ курсов, методических указаний. Этим обеспечивается постоянная актуализация знаний.
Всю деятельность преподавателя можно представить в виде трех этапов:
· Планирование и подготовка— данный этап предполагает диагностику потребностей студентов в сопровождении и поддержке, определение исходного уровня их знаний и умений, подготовку пакета методических материалов сопровождения.
· Сопровождение— углубление знаний, развитие навыков и умений студентов, консультирование по конкретным проблемам, информационная аналитическая поддержка, организация информационного обмена и контактов между студентами.
· Рефлексия— закрепление усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений, развитие опыта решения профессиональных задач, отслеживание успехов и изменений студентов, итоговая оценка эффективности процесса сопровождения.
Базовые экономические дисциплины, такие как«Экономика отрасли», «Основы менеджмента» и т. д., изучаются на втором курсе. Опыт показывает, что в основном студенты второго курса не умеют устно излагать свои мысли и в связи с этим испытывают затруднения при выступлениях на публике, даже если это своя группа. Защита реферата превращается в чтение текста с листа. При этом одним из требований рынка труда, к специалистам со средним профессиональным образованием является умение четко и связно излагать свои мысли в письменной и устной формах.
Для решения этой проблемы можно использовать активные методы обучения, такие как деловые игры, викторины, уроки-беседы, которые побуждают студентов к диалогу на заданную тему. Особое место отводится использованию в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, которые призваны активизировать познавательный интерес и познавательную деятельность студентов.
Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами, однако многие ученые считают познавательный процесс самым сильным мотивом учения [2].
Признаками, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения, являются:
· познавательный интерес — наиболее предпочитаемый студентами мотив среди других мотивов учения;
· познавательный интерес как мотив учения «раньше и более осознается ими»;
· познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер»;
· познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер протекания и результат»;
· познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними;
Учебный процесс в этом случае может строиться следующим образом. Перед началом изучения нового раздела студентам выдаются темы рефератов и определяются сроки их защиты. Далее проводятся уроки теоретического обучения с обязательными блиц опросами по каждой теме. Наиболее продуктивными будут опросы с привлечением информационных технологий, т. к. они сократят время преподавателя на проверку работ и позволят обучаемым самостоятельно проанализировать результаты своей работы. В конце освоения раздела на практических занятиях заслушиваются рефераты и проводятся дискуссии по наиболее интересным вопросам. В ходе таких дискуссий в разговор оказываются вовлеченными почти все студенты. При этом рушатся психологические барьеры, вызывающие страх студентов перед ведением диалога с преподавателем на заданную тему.
Далее имеет смысл переходить к такому активному групповому методу обучения, как деловая игра. В экономической деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Это также позволяет студентам включиться в диалог согласно установленным правилам игры и заданной роли. Однако деловая игра — это искусственно созданная ситуация, которая не может в полной мере заменить реальный диалог и отразить способности студентов к устному изложению своей мысли. Поэтому к деловым играм нельзя прибегать часто. Необходимо постоянно вовлекать студентов в диалог, используя другие методы обучения.
Важное место среди таких методов обучения занимает метод компьютерных деловых игр. Его суть — управление экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер.
Компьютерная деловая игра — это учебно-тренинговая компьютерная система, построенная на основе математической модели, описывающей хозяйственный процесс и иные приближенные к реальности ситуации по определенным правилам. Эта игра позволяет отрабатывать навыки принятия управленческих решений и комплексного экономического анализа в меняющейся ситуации. Компьютерные деловые игры являются частным случаем деловых игр. Как правило, в таких играх пользователь управляет виртуальным предприятием, действующим в условиях конкуренции. При этом компьютер предоставляет подробную информацию о результатах деятельности предприятия на каждом шаге игры в виде разнообразных отчетно-аналитических форм. Систематически анализируя связку «решения — результаты», что необходимо для успеха в игре, пользователь приобретает конкретные навыки и знания по производственному и финансовому менеджменту, маркетингу, учету и отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности. Из этого следует, что такого рода игры носят межпредметный характер, активизируют познавательный интерес и познавательную деятельность в ходе целой группы учебных дисциплин.
Роль современного преподавателя только возрастает, а использование ИКТ и ДОТ в образовательном процессе оптимизирует труд преподавателя и повышает эффективность обучения. Для активизации познавательной деятельности и познавательного интереса студентов колледжа следует применять активные методы обучения экономическим дисциплинам, в том числе и компьютерные деловые игры.
Таким образом, одним из основных направлений формирования перспективной системы образования в России наряду с повышением качества образования, обеспечением большей доступности образования для всех групп населения, повышением творческого начала в образовании является обеспечение нацеленности обучения на новые технологии, в первую очередь, на ИКТ.
2. Произведения искусства как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Формирование эстетического отношения к ним.
Не всегда все, что видит ребенок, даже в рамках искусства, влияет благотворно. Примеров этому множество: боевики с экранов, разрушительная, агрессивная музыка и многое другое.
Воспитатель – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающих этот мир.
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовного развития личности ребенка дошкольника, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство. Общение с изобразительным искусством, отражающим действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания, то есть позволяет ребенку подняться над психофизическим восприятием произведений искусства и перейти к аналитическому отношению к нему: корректировать свой эстетический идеал художника, скульптора, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Ребенок дошкольник открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объем информации. Как писал Л.Н. Толстой: «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние». Путь дошкольника – очень ответственный. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.
Природное желание ребенка узнавать новое иногда сталкивается с педагогической халатностью, с неточным подбором эталонов изобразительного искусства, с упрощенной и сухой подачей материала об окружающем и явлениях вообще. У ребенка по этой причине не реализуется одна из главных способностей этого возраста – эмпирическое, то есть чувственное познание мира. Если ребенок становится обладателем не пережитого опыта, это сказывается на его творческом развитии, на развитии эстетических чувств, духовных качеств.
Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.
Задача эстетического и духовного развития в образовании должна сводится к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к изобразительному искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.
Доказано, что без разумного обучения, приобщения ребенка к изобразительной культуре и художественной культуре вообще нельзя говорить о личностном развитии малыша.
Человек как личность формируется в системе разнообразных отношений в условиях художественной деятельности. Изобразительное искусство, а собственно освоение его – это огромное пространство общественных отношений, в которые вступает ребенок. Искусство дает возможность проследить эволюцию художественной культуры, ибо само является элементом духовной культуры. И.Н. Вересов, рассуждая о развитии личности как процессе приобщения к культуре, подчеркивал, что культуру нельзя сводить к созданным человеком способам деятельности, овладение деятельностью и знаниями в ее условиях – это развитие интеллекта.
Изобразительное искусство наглядно, это доступно и понятно ребенку дошкольного возраста. Искусство говорит образным языком, а, всматриваясь в знакомые образы, ребенок вступает в диалог с произведением, воспринимая эмоциональное состояние, характер произведения, овладевает азбукой специфического языка изобразительного искусства, через собственную жизнедеятельность, личные интересы и потребности дошкольников, помогут ребенку не только открыть окружающий мир как великую экспериментальную и творческую лабораторию, но и развить эмоционально-чувственное отношение к жизни, искусству.
К. Роуланд утверждал, что изобразительное искусство способствует культурному в частности и духовному развитию личности. Э.Крамер подчеркивал значение искусства для интеллектуального развития и формирования зрелой личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное искусство и американский ученый Лоунфельд, указывая и на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, эстетическое развитие, иначе оно не искусство. Не случайно В.Г. Белинский отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца и души – это в равне, что понять его ногами. Эмоциональное воздействие искусства заложено уже в истоках художественного творчества.
Поэтому, в процессе формирования личности ребенка-дошкольника, а именно эстетических и духовных основ, важно помнить, что чувства прекрасного можно сформировать лишь в том случае, когда красота предмета или явления представляет перед детьми в силу конкретного образного мышления в конкретном выражении, поэтому необходимо наполнять слово «красивое» конкретным содержанием, что делает предмет, явление красивым.
Будущее страны – это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень эстетического, духовного сознания закладывается сейчас.
Эстетическое воздействие на детей изобразительного искусства зависит от того, что отбирается для восприятия – это те произведения, которые вызывают радостное удивление, восхищение ребенка, а это способствует целенаправленности этих чувств и знаний на развитие творческой личности ребенка дошкольника.
Таким образом, значение изобразительного искусства в жизни ребенка невозможно переоценить, т.к. в дошкольном возрасте закладываются основы:
Ø интеллектуальной сферы
Ø формирования художественной культуры
Ø творческих способностей
Ø эмоциональной сферы
Ø духовных качеств
Ø эстетических чувств.
3. Практико-ориентированное задание или задача.
Билет № 18
1. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и педагогическом колледже.
Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, что-
бы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2 целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. . Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Основные аспекты целостности педагогического процесса
В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.
В организационном плане . педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструк-тивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);
2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;
3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на Уровне личных отношений (неформальное общение);
4) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.