Понятие детского изобразительного творчества, его искусствоведческие и психолого-педагогические основы; виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников.

Галина Григорьевна Григорьева отмечает, что понятие детская изобразительная деят-ть и изобразительное творчество одинаковы. Хотя, необходимо отметить. Что понятие деят-ть шире понятия творчество. Как отмечает Люблинская для овладения д-тью на уровне творчества нужно сначала узнать о ней, воспроизвести её под руководством, выйти на уровень самостоятельности и только потом уже творить. В связи с этим, рассматривая вопрос о развитии творчества детей в дошкольном возрасте необходимо раскрыть аспекты как содержания, так и организации данной д-ти. Изобразительное искусство-это отображение на плоскости или в пространстве предметов и явлений окружающей действительности, а также эмоционально-личностного состояния художника. ИЗО деят-ть- это д-ть по отображению на плоскости или в пространстве предметов и явлений окр действительности, эмоционально-личностного состояния художника посредством художественно выразительных средств и материалов. В д/с проходят занятия по ИЗО. Виды занятий: обучающие, З направленные на закрепление знаний, З напр-е на творчество детей. Обучающие и закрепляющие проводятся на иему предложенную воспит-м. З на развитие творчества, тему предлагается определить детям (заранее). Сначало З по лепке, затем аппликация, рисование. Реб прежде чем нарисовать сначала надо зрительно-двигательно обследовать (лепка). Апплик реб может подвигать, ориентируется на листе бумаги и узнаёт формы. Затем рисование. Результаты будут выше. Псих-пед основы: -ориентировка в пространстве, -ориентировка в пространстве относительно какого-либо предмета, -целенаправленное восприятие (обследование): Обслед-е - целостное восприятие-части-целостное, чтобы образ был целостным и завершённым. Лепка-обследование объёмное. Аплик-обсл по контуру справа налево. Рис -по контуру слева направо. - Развитие воображения (воспроизводящее и творческое) реб может рисовать то что реально сущ-т, и то чего нет. Саморефлексия (самоанализ) мы видим правильно ли реб это сделал, спланировал он д-ть или нет. ВИДЫ ИЗО Д-ТИ Д. 1) по содержанию д-ти: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд. 2) по новизне знания, по содержанию работы. 1. предметная изо д-ть (лепка, рис,апплик). 2. Сюжетная д-ть (рисуют какую -то сценку). 3) Декоративная д-ть. Направлена на украшение предмета. МЕТОДЫ: наглядные, словесные,практические. По Скаткиной : информационно- рецептивный, репродуктивный, проблемного усложнения материала, частично-поисковый, эвристический.

3. Практико-ориентированное задание или задача.

Билет № 17

1. Сущность педагогической технологии. Инновационные педагогические системы и технологии обучения дошкольников и студентов педагогического колледжа.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до "искусства прикосновения к личности", научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.).
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.



Наши рекомендации