Ознакомление детей дошкольного возраста с величиной предметов. Методика обучения измерительной деятельности.
Величина –это отлич признак предмета, представляющий обобщение понятий длины, объёма, массы, скорости. Обладает колич хар-кой.это св-во предмета. Величина в дош пед-ке подразумевает размер предмета. Св-ва величины: сравнимость, изменчивость, относительность (может быть больше и меньше относит другого. С которым сравнивается), транзитивность(если а > в, в> с, то а > с). Особенности восприятия величы дош-ками: с трудом овладевают относительностью, могут игнорировать признак величины, воспринимают по наиболее ярко выраженному признаку. Это длина, высота и ширина затрудняют, воспринимают предмет целостно, не дифференцируют длину, ширину, высоту,
При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во 2 мл гр для сравнения достаточно взять 2 предмета, предлагая детям определить как абсолютную (длинный — короткий), так и относительную величину (длиннее — короче). Основное требование к дидакт мат-лу в этой гр — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено. На первых занятиях предпочтительно исп-ть плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сфор-ть у детей представление о том, что при сравнении предметов они определяются как длинные — короткие, длиннее — короче; широкие — узкие, шире — уже и т. д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы. Действия с разд мат-ом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов реб-м. Большое значение придается обуч мл дош способам сравнения: приложению и наложению. Необходимо учить детей называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу:
Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую)служит ср-вом построения упорядоченного ряда.
В ср гр детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.). первоначальнодети действуют по образцу затем по правилу. Большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают задания найти из 4-5 предметов, выбор самой длинной, самой короткой, такой же длины. Выстраивая ряд по убывающ или возрастающ последовательности дети каждый раз сравнивают величину с соседней. Далее следует перейти к фор-ю представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов
В ст и подг гр продолжается решение задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом с усложнением (элемент сравнивается не только с соседним, но и с др) Кол-во упорядочиваемых в ряд предметов увеличивается до 10, а разница их размеров еще более уменьшается (от 3 до 1 см). Усложнение заданий состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку. Ст дош выполняют и более сложный приём на развитие глазомера: найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец; подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др.
Новой задачей для вос-ля ст гр является задача уточнения представлений детей об изменении предметов по длине, ширине, толщине, высоте и практикует в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в конструировании, при изготовлении игрушек и т. д.
До измерения дети должны хорошо ориентироваться в понятиях длины, ширины, высоты, реб-к должен владеть счётом, движения рук, глаз должны быть скоординированы. это содержание вполне доступно детям ст, а отчасти и ср гр.
Обучение. 1 необходимо выбрать объект для измерения, 2 создать пробл ситуацию, с какой целью – для чего нужно измерить. 3 чем будем измерять. 4. измерять будем меркой-предметом для измерения. Она обладает след треб-ями: должна быть удобной и соответствовать измеряемому св-ву. Правила изм линейных величин: определ точки отсчёта, сделать отметку у конца мерки, при последующем измерении прикладываем мерку точно к отметке, перемещать мерку строго прямой линии, не сдвигая, в процессе измерения считать кол-во мерок, сказать о рез-те измерения. Правила измер сыпучих велич: при измер сып велич мерка должна заполняться до опр уровня, в проц измер считать мерки, уметь сказать о ре-те,
3. Практико-ориентированное задание или задача.
Билет № 11
1. Психологическая характеристика, основные новообразования и трудности юношеского возраста как основа организации профессионального обучения.
Характеристика юношеского возраста. Проблемы самоопределения, самопознания, самосознания.
14-18 лет. Наступление физиологической и физич-й зрелости. Исчезает непропорциональность тела.Высокая мышечная сила, координация движения = взрослым. Гармональное созревание. Соц-е положение: 14 лет паспорт, 18 лет можно голосовать. Преобладает абстрактное мышление. У юношей возникает желание познать сущность каких-то яв-й. Познавательные интересы устойчивые. На высокую ступень поднимается развитие чувств и воли. Формируются нравственные и эстетические чувства. Интересует их внешность, много внимания уделяют нарядам.Возраст первой любви. Потребность в эмоциональном контакте. Девочки в большей степени способны к сопереживанию, чем мальчики.Ч-к становится л-тью. Тело заявляет о себе(самка, самец), первый сексуальный контакт. 3 пути преодоления пропасти:1) гармоничный – спокойно преодоление в любви, 2)искусственно гармоничный путь – придумывание любви, 3) дисгармоничный – отвергает свою духовность, свое нравственное начало(разочарование).Девочки чаще скрывают свое увлечение.Выбор проф-и предпологает наличие информации двоякого образа: о мере проф-и и о себе. 3 фактора влияющие на выбор прф-и:1) возраст в котором осуществляется выбор проф-и,2) уровень информиров-ти(плохо знают круг проф-й),3)уровень притязаний(оценить свои возможности, обычно завышен).Дружба важный вид привязанности(избирательность, устойчивость, интимность).Юноши и девушки тянутся к старшим по возрасту. Повышеный уровень требований к дружбе. Проблемы возраста:это отношения со взрослыми, учителями, родителями. Ранняя юность эмоциональные проблемы, вызывает родительское отчуждение, взаимоотношения с отцом. Демократический стиль воспитания. В образе учителя на первом плане чувства, на 2м знания, умения, профессиональная компетентность, на 3м справедливо распоряжаться властью. Отказаться родителям от авторитарного стиля воспитания(лошадь можно подвести к водопою, но заставить ее пить невозможно).Юность-время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в ВУЗе, иногда создание семьи. Юношество – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отложить в сторону и начать всё писать заново. Это период, когда появляется ответственность.3 варианта жизненного пути.1. Обучение в ВУЗе;2. Служба в армии;3. Поиски работы (приобретение материальной независимости), но невозможность найти интересную работу. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в обществе взрослых людей. Юность – первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого – то в юности начинается реализация жизненных планов, чётко намеченных ещё в старших классах школы, идёт проверка их правильности в жизненной проверке. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным новообразованием юности.