Готовность ребенка к школе как психолого-педагогическая проблема. Показатели готовности. Современные методы диагностики готовности ребенка к школе.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем образования. Учитывая то, что одних детей готовят в д/с, других – в учреж доп образ, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем мл классов встает задача "выравнять" их знания. Между тем это не осн проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивид возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родит считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно исслед педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деят, физич, физиологическом и психолог развитии дош-ка. доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дош возре реб-ку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деят. Традиционно выделяются 3 аспекта психол готов к школе: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной готов понимают: дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логич запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию. Эмоциональная готов понимается как возможность длит время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной готов относится потребность реб-ка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. В отеч психологии теорет проработка проблемы психолог готовности к школе основана на трудах Л.С. Выготского. Божович Л.И. выделяет несколько параметров психич развития реб, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Но самым важным ус-ем успешного обуч в нач школе яв-ся наличие у реб-ка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить реб к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дош детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окруж, стремлении узнавать новое. Подготовка к школ обучению. Одной из задач ДУ явл подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Психологи и педагоги выделяют: общую (психол, нравственно-волевая, физ. Психол гот-ть предп сформ-ть мотива учения. Физ гот-ть предп: общее крепкое здоровье, низкую утомл-ть, работосп, выносливость. В содерж соц-психол, нравств-вол гот-ти м/о выделить: гот-ть к учению (обучению), и готовность к новому образу жизни. Гот-ть к учению: самостоятельность; умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисципл-ым, усидчивым; наличие интереса к знаниям; спос-ть к произв действиям. Гот-ть к новому образу жизни: «+» взаимоотн со сверстниками; умение общаться с детьми и взрослыми; личностные качества: честность, инициативность, умелость, оптимизм); спец гот-ть (приобретение Р З и У, кот обесп ему усп-ть овладения содержанием обучения в 1м классе по осн предметам. Чтобы дети были интеллектуально подг к школе, необх дать им опред З, выстроенные в сис-му, обесп достаточный уровень мыслит деят-ти. Следует также развивать у ребенка любозн-ть, познават интересы и спос-ть осознанно воспринимать новую инф-ю).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Проблемой психологической готовности ребенка к школе занимались такие исследователи как Божович Л.И, Венгер Л.А., Гуткина Н.И., Запорожец А.В., Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности ребенка к школе:
· понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
· выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
· распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
· отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
Психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.