Б. Формирование синтаксической , структуры предложения

Логопедическая работа над предложением учитывает сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложения в онтогенезе. Она прово­дится в следующей последовательности:

1. Двусоставные предложения (субъект - предикат), включающие подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное глаголом 3 лица настоящего вре­
мени (Девочка играет).

2. Другие двусоставные предложения (Это дом. Дом большой).

3. Распространенные предложения из 3-4 слов:

а) субъект-предикат-объект (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение), например: Мальчик читает книгу,

б) субъект-предикат-объект-объект (подлежащее, сказуемое, прямое и косвенное дополнение), например: Лапа подарил сыну велосипед,

в) субъект-предикат-локатив (подлежащее, сказуе­мое, обстоятельство места), например: Дети катаются на горке;

г) субъект-предикат-объект-локатив (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство места), например: Девочка рвет цветы в саду,

д) субъект-предикат-объект-атрибут (Мама подарила дочке красивую куклу) и т.д.

4. Сложносочиненные предложения.

5. Сложноподчиненные предложения.

В процессе формирования синтаксической структу­ры предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы.

Согласно теории поэтапного формирования умствен­ных действий при обучении развернутым высказываниям на начальных этапах работы необходимо опираться на вне­шние схемы, идеограммы, т.е. материализовать процесс построения речевого высказывания. Графические схемы помогают с помощью значков и стрелок символизировать предметы и отношения между ними. Таким образом, гра­фическая схема занимает промежуточное место между ма­териальным действием и речью. В дальнейшем она инте-риоризуется, т.е. переносится из внешнего плана действия во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

Первоначально на материале 1-2 предложений детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам). Например, предлагается картинка Коза щиплет траву. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?), объект действия (что?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосред­ственно с изображенными предметами и действием.

Дети составляют предложение по картинке. В даль­нейшем они выкладывают схему предложения под картин­кой.

Затем те же фишки соотносятся с изображением на других картинках (Девочка рвет цветы. Мальчик рисует дом). По каждой картинке с опорой на фишки дети самостоя­тельно составляют предложение.

В дальнейшем предлагаются различные графические схемы: из трех элементов, типа "Мальчик гладит собаку"; из четырех элементов, типа "Девочка гладит платье утю­гом".

Рекомендуются следующие виды заданий с исполь­зованием графических схем:

1. Подбор предложений по данной графической схе­ме.

2. Запись предложений под соответствующей схемой (предлагаются две схемы).

3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.

4. Составление обобщенного представления о значе­нии предложений, соответствующих одной графической схеме. Например, предложения Левочка играет и Мальчик поет можно свести к одному- обобщенному смыслу - кто-то выполняет какое-то действие.

На основе обобщенного представления о значении предложений предлагается придумать аналогичное предло­жение. Например, дается задание придумать предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то дей­ствие.

После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других предложения, имеющие одинаковое с данным обобщен­ное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений - Девочка читает книгу. Мальчик ловит бабоч­ку сачком. Дети катаются на горке. Мальчик рисует дом -предлагается выбрать те, которые соответствуют значению и сходны по структуре с предложением Девочка рвет цве­ты.

Используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений, рас­пространение предложений.

В процессе работы над предложением необходимо давать аналогичные предложения и для чтения. Каждое прочитанное предложение при этом анализируется с помо­щью вопросов, уточняются и закрепляются грамматичес­кие связи между словами предложения.

Наши рекомендации