V. методика коррекции оптической дислексии

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анали­за, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразви­тие пространственного восприятия и пространственных представлений.

В связи с этим при устранении оптической дислек­сии проводится работа в следующих направлениях:

- развитие зрительного восприятия и узнавания (зри­тельного гнозиса), в том числе и буквенного;

- уточнение и расширение объема зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса);

- формирование пространственного восприятия и представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- формирование речевых обозначений зрительно-про­странственных отношений;

- дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).

А. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Назвать контурные изображения предметов.

2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.

4. Определить, что неправильно нарисовал худож­ник (см. с. 190).

5. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (по типу фигур Попельрейтера).

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

6. Распределить изображенные предметы по величи­не (при реальных соотношениях величин предметов).

7. Распределить изображения предметов по их реаль­ной величине (предлагаются одинаковые по величине изоб­ражения предметов, реально различающихся по величи­не).

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цве­та: красного, зеленого, желтого, синего, а также картин­ки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист; цыпленок, репа, дыня; мак, помидор, клубни­ка; слива, василек, синяя лента и др.

9. Игра "Геометрическое лото".

Детям выдаются большие карты. На каждой карте в центре нарисована одна из геометрических фигур:

Кроме того, имеются картинки с изображениями раз­личных предметов. Логопед показывает картинку, дети определяют, на что похож изображенный на ней предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.). Картинка кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картин­ки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, кни­га и др. Дается задание по­ложить картинку на свою "лужайку":

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

9. Игра "Геометрическое лото".

Детям выдаются большие карты. На каждой карте в центре нарисована одна из геометрических фигур:

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

Кроме того, имеются картинки с изображениями раз­личных предметов. Логопед показывает картинку, дети определяют, на что похож изображенный на ней предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.). Картинка кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картин­ки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, кни­га и др.

10.Подбор одинаковых полосок. Детям предлагают­ся полоски, состоящие из двух разноцветных частей: крас­ной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной и т.д. Логопед показывает свою полоску – дети находят аналогичную ей.

11.Определение правой и левой части разноцветных полосок (см. п.10). Предлагаются следующие виды зада­ний:

а) покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет;

б) назови цвет правой части полоски;

в) найди полоску, где слева красный цвет, а справа - желтый и т.д.

12.Подбор парных карточек с геометрическими фи­гурами.

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

Сначала детям предлагаются карточки с тремя гео­метрическими фигурами, затем с четырьмя, пятью. В бо­лее простом варианте каждая фигура раскрашена опреде­ленным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зе­леный круг, желтый овал и т.д. В усложненном варианте одна и та же фигура может быть разного цвета (круг крас­ный, или желтый, или зеленый и т.д.). Каждому ребенку дается серия из 3 или 4 карточек. Логопед показывает свою карточку. Дети должны подобрать парную карточку.

13.Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

14.Срисовывание изображений, состоящих из треу­гольников и линий (см. п.13).

15.Срисовывание серий изображений из полуовалов и линий (по С.Борель-Мезонни), сначала из 2-3-х (см. с. 193), далее из 4-5 элементов (см. с. 194).

16.Рисование серии изображений по представлению! (после кратковременной экспозиции).

17.Узнавание серий среди сходных изображений (см.1 п.15).

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

18.Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе пред­ставляет собой зеркально расположенное изображение.

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

19.Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

20. Дорисовывание симметричных изображений.

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

21. Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6,7 частей и т.д.).

22. Игра "Открывание окон в домике".

Логопед показывает макет домика, в котором можно открывать окна (см. с. 197). В домике 4 окна - два вверху, два внизу. Детям предлагается открыть правое верхнее окно, открыть нижнее левое окно, верхнее левое окно, закрыть правое нижнее окно и т.д.

В окнах - изображения различных животных: кош­ки, собаки, цыпленка, утки. Дети должны сказать, где сидит кошка, собака, цыпленок, утка. Например: кошка сидит около верхнего левого окошка и т.д.

23. Дополнение рисунка.

Предлагается нарисованный домик. Дается задание дополнить рисунок: например, нарисовать справа вверху солнце, слева от домика - забор, справа от домика - дере­во, слева впереди нарисовать цветы, а справа впереди - лужу и т.д.

24. Выполнение тестов Равена.

Детям предлагаются матрицы Равена с вырезанными частями и несколько вставок (см. с. 198-203). Следует по­добрать соответствующую вставку.

25. Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

26. Конструирование из кубиков Кооса.

На каждом кубике имеются как грани, раскрашен­ные одним цветом, так и грани, разделенные по диагона­ли и раскрашенные двумя разными цветами (например, красным и желтым, синим и белым). Предлагается соста­вить из кубиков различные узоры (из 2,4,8 16 кубиков)

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru
V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

27. Найти различия в двух картинках.

V. методика коррекции оптической дислексии - student2.ru

Наши рекомендации