Всеволодова М. В., Дементьева О. Ю. Проблемы синтаксической парадигматики: коммуникативная парадигма предложения. М., 1997. С. 6–19

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ ПАРАДИГМЫ В СИНТАКСИСЕ

Понятие парадигмы, долго и плодотворно разра­батываемое в морфологии, появилось в синтаксисе сравнительно недавно - в 60-х годах. С тех пор оно привлекает внимание многих лингвистов, доказавших своими работами целесообразность парадигматичес­кого анализа основной единицы синтаксиса — пред­ложения. Введение в синтаксис парадигматического анализа в дополнение к изучению синтагматических отношений было серьезным шагом в изучении син­таксической системы языка.

В общем виде парадигму предложения определяют как совокупность форм предложения, относящихся к одной грамматической категории и употребляющихся в одинаковой позиции (Общее языкознание... 1972, с.334). Однако по поводу определения круга явлений,' охватываемых понятием синтаксической парадигмы' и состава категорий, парадигматически значимых для предложения, среди лингвистов существует больше разногласий, чем точек соприкосновения.

В становлении и развитии понятия парадигмы предложения можно выделить ряд этапов.

ПАРАДИГМА КАК ИЕРАРХИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ВИДОИЗМЕНЕНИЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Становление понятия парадигмы предложения про­исходило в 60-е годы в рамках трансформационного метода; первым исследованием, посвященным пара­дигме предложения, была работа Д. Уорта (The role of transformations... 1963), который включает в систему синтаксической парадигматики все синтаксические конструкции, связанные синонимическими, или трансформационными отношениями, как предикатив­ные, так и непредикативные.

Развитие идей синтаксической парадигматики свя­зано с именами ученых-пражцев Р. Зимека, В. Грабе, П. Адамца, впервые разработавших систему видоиз­менений (парадигму) предложения и давших опре­деление единицы синтаксической парадигматики — структурной основы предложения (Зимек 1966, Грабе 1966, Адамец 1966). Необходимо отметить, что к струк­турной основе они относили не только главные члены предложения, но и те второстепенные члены, нали­чия которых требует валентность глагола.

Наибольшее внимание вопросам синтаксической парадигматики уделено в работе П. Адамца.

Единицами синтаксических парадигм П. Адамец считает «синтаксические модели предложений на оп­ределенной ступени развернутости с компонентами, охарактеризованными в синтаксических классах, если это понадобится с точки зрения трансформационных возможностей этого предложения» (Адамец 1966, с.78).

Сама же парадигма — это иерархически организо­ванная система, включающая ядерное предложение — исходную форму парадигмы и его преобразования:

1) трансформации, характеризующиеся стабиль­ностью содержательной стороны и изменениями в структуре ядерного предложения: Директор утвердил приказ — Приказ был утвержден директором; Я за­помнил его лицо — Мне запомнилось его лицо;

2) модификации, предполагающие изменение мо­дального или фазисного значения в результате вве­дения нового элемента — модификатора: Я приду — Я могу прийти; Павел был в комнате — Павла не было в комнате;

3) вариации, предполагающие изменение морфо­логических категорий отдельных компонентов (вре­мя, вид, наклонение, число) при полном сохране­нии синтаксической структуры и количества компо­нентов: Я читаю /читал, буду читать книгу; Ребенок играет — Дети играют.

Развитием идеи синтаксической парадигмы в изло­женном понимании можно считать разработанную Г. А. Золотовой концепцию синтаксического поля предложения, которое включает:

1) грамматические модификации;

2) семантико-грамматические модификации;

3) экспрессивно-коммуникативные модификации;

4) монопредикативные синонимические вариации;

5) полипредикативные осложнения модели (Золотова 1982, с.182-183).

Наши рекомендации