Выделение гласных звуков из слова
На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Рекомендуется составить графическую схему слова, в которой слово обозначается прямой линией, гласный звук - кружком. В зависимости от места гласного звука кружок ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце линии: о ; _ о ; __о.
В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трехсложных слов.
Рекомендуются следующие упражнения:
1. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста).
2. Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово корка обозначается так: о а. слово капуста - а у а.
3. Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.
4. Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки.
Предлагаются картинки на односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб, сом, сыр, рысь.
5. Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: а а, о а,у а .
Предлагаются картинки на двусложные слова, например: рука, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, лужа, ложка, лапа.
6. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
1. Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
2. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трехсложные, простые и со стечением согласных. Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, гамак, крыша, крышка, машина, самолет, капуста. Слова предлагаются в случайном порядке.
3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, береза, вилка.
4. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне следует "разместить" слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. Предлагаются картинки на односложные, двусложные и трехсложные слова.
5. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, слова - в предложение и прочитать его. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается предложение Мама купала Лару.
6. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: - ва, до - га, ра - га, бел -, - ведь, ка- даш, - рог, по - да.
7. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, па, ро; ша, прос, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, со.
8. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: Де-ти иг-ра-ют в са-ду.
9. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух или трех слогов.
10. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов. Предварительно дети называют предметы, изображенные на сюжетной картинке.
На последнем этапе логопедической работы выполняются задания по формированию слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Рекомендуются следующие задания:
1. Придумать слова с двумя или тремя слогами.
2. Придумать слово с определенным слогом в начале, например, со слогом ма.
3. Придумать слово с определенным слогом в конце, например, со слогом ка.
4. Определить количество слогов в названии картинки (без предварительного его воспроизведения).
5. Поднять цифру (1,2,3), соответствующую количеству слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.
6. По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слова из одного, двух или трех слогов.
Полезными являются также упражнения по составлению слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов.
1. Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлагаются слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.
2. Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су - ус, ом - ма.
а) ух, ам, ор, ан, ум, ок;
А | О | У |
С |
б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.
3. Работа по таблицам.
ш | ||
У | о | А |
Логопед показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слитно слог.
4. Сложить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков, например: мо - ом, ша - аш, ур - ру, мы - ым.
5. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
6. Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
7. Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.
Нарушения чтения и письма у детей часто сопровождаются большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у школьника языковых обобщений, неумением использовать изучаемые правила орфографии. В связи с этим очень полезными являются упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Такие упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе, - правила на правописание безударных гласных.
Приведем некоторые упражнения на выделение ударного гласного звука:
1. Назвать ударный (самый громкий) слог слова. Вначале ударный слог интонируется логопедом, произносится с большей силой и длительностью. Прежде всего предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога: а) Двухсложные, б) трехсложные. Далее даются слова с уда-Рением на последнем слоге: а) двухсложные, б) трехсложные. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с ударением в середине слова.
2. Длительно протянуть ударный слог слова (или ударный гласный).
3. Назвать ударный гласный слова. Последовательность работы та же, что и в упр.1.
4. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником, ударение - наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником:
5. Подобрать слова к схемам двухсложных слов с различным местом ударения.
6. Разложить картинки под схемами.
7. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Логопед называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.
8. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.
9. Придумать трехсложные слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.
10. Отобрать картинки на трехсложные слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем. Примерные картинки: воробей, старушка, капуста, машина, береза, кастрюля, потолок, простыня, ласточка, бабочка.
11. Разложить картинки на трехсложные слова под цифрами 1, 2, 3 в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
12. Отметить в записанных словах ударение.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Наиболее распространенными ошибками при дислексии являются искажения звуко-слоговой структуры слова и побуквенное чтение, обусловленные несформированностью фонематического анализа и синтеза.
Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной. В связи с этим при коррекции дислексии особенно большое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Эта форма анализа появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, без специального обучения (при нормальном речевом и психическом развитии). Более сложной формой является вычленение первого или последнего звука из слова и определение его места в нем (начало, середина, конец). Самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.
Указанные формы фонематического анализа выделены на основе исследования В.К.Орфинской.
В логопедической работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать сложность различных форм этой функции и последовательность ее формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Л в словах лодка, лыжи, дом, кошка, вилка, пол, собака, утка.
2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове. Например: определить, какой первый звук в слове рама, последний звук в слове карандаш; определить место звука, М в слове лампа (начало, середина или конец слова).
3. Определение последовательности звуков в слове.
4. Определение количества звуков в слове.
5. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука). Например: после какого звука слышится Р в слове марка? Перед каким звуком?