Выделение гласных звуков из слова

На начальном этапе работы предлагаются лишь одно­сложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Рекомендуется со­ставить графическую схему слова, в которой слово обозна­чается прямой линией, гласный звук - кружком. В зави­симости от места гласного звука кружок ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце линии: о ; _ о ; __о.

В дальнейшем проводится работа на материале двух­сложных и трехсложных слов.

Рекомендуются следующие упражнения:

1. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются сло­ва, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста).

2. Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово корка обозначается так: о а. слово капу­ста - а у а.

3. Выделить гласные звуки из слова, подобрать соот­ветствующие буквы из разрезной азбуки.

4. Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки.
Предлагаются картинки на односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб, сом, сыр, рысь.

5. Разложить картинки под соответствующими гра­фическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: а а, о а,у а .

Предлагаются картинки на двусложные слова, напри­мер: рука, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, лужа, ложка, лапа.

6. Придумать слова по различным графическим схе­мам, на которых записаны гласные буквы.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

1. Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

2. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, дву­сложные, трехсложные, простые и со стечением согласных. Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, гамак, крыша, крышка, машина, самолет, капуста. Слова пред­лагаются в случайном порядке.

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, бу­кет, ворона, арбуз, береза, вилка.

4. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом ваго­не следует "разместить" слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. Предлага­ются картинки на односложные, двусложные и трехсложные слова.

5. Выделить первый слог из названий картинок, за­писать его. Объединить слоги в слово, слова - в предложе­ние и прочитать его. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается пред­ложение Мама купала Лару.

6. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: - ва, до - га, ра - га, бел -, - ведь, ка- даш, - рог, по - да.

7. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, па, ро; ша, прос, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, со.

8. Определить слово или предложение, произнесен­ное по слогам. Например: Де-ти иг-ра-ют в са-ду.

9. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух или трех слогов.

10. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов. Предварительно дети называют предме­ты, изображенные на сюжетной картинке.

На последнем этапе логопедической работы выпол­няются задания по формированию слогового анализа и син­теза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Рекомендуются следующие задания:

1. Придумать слова с двумя или тремя слогами.

2. Придумать слово с определенным слогом в нача­ле, например, со слогом ма.

3. Придумать слово с определенным слогом в конце, например, со слогом ка.

4. Определить количество слогов в названии картинки (без предварительного его воспроизведения).

5. Поднять цифру (1,2,3), соответствующую количе­ству слогов в названии картинки. Логопед показывает кар­тинки, не называя их.

6. По сюжетной картинке (без предварительного на­зывания предметов) назвать слова из одного, двух или трех слогов.

Полезными являются также упражнения по составле­нию слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов.

1. Составить слоги из букв разрезной азбуки. Пред­лагаются слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.

2. Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су - ус, ом - ма.

а) ух, ам, ор, ан, ум, ок;

А О У
  С  

б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.

3. Работа по таблицам.

  ш  
У о А

Логопед показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слитно слог.

4. Сложить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков, например: мо - ом, ша - аш, ур - ру, мы - ым.

5. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.

6. Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

7. Записать под диктовку открытые и закрытые сло­ги.

Нарушения чтения и письма у детей часто сопровож­даются большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у школьника язы­ковых обобщений, неумением использовать изучаемые пра­вила орфографии. В связи с этим очень полезными явля­ются упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Такие упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изуча­емых в начальной школе, - правила на правописание безу­дарных гласных.

Приведем некоторые упражнения на выделение удар­ного гласного звука:

1. Назвать ударный (самый громкий) слог слова. Вначале ударный слог интонируется логопедом, произно­сится с большей силой и длительностью. Прежде всего пред­лагаются слова, которые начинаются с ударного слога: а) Двухсложные, б) трехсложные. Далее даются слова с уда-Рением на последнем слоге: а) двухсложные, б) трехсложные. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с уда­рением в середине слова.

2. Длительно протянуть ударный слог слова (или удар­ный гласный).

3. Назвать ударный гласный слова. Последователь­ность работы та же, что и в упр.1.

4. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоуголь­ником, ударение - наклонной черточкой над соответству­ющим прямоугольником:

Выделение гласных звуков из слова - student2.ru

5. Подобрать слова к схемам двухсложных слов с раз­личным местом ударения.

6. Разложить картинки под схемами.

7. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Логопед называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.

8. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.

9. Придумать трехсложные слова с ударением на пер­вом слоге, на втором, на третьем.

10. Отобрать картинки на трехсложные слова с уда­рением на первом слоге, на втором, на третьем. Пример­ные картинки: воробей, старушка, капуста, машина, бере­за, кастрюля, потолок, простыня, ласточка, бабочка.

11. Разложить картинки на трехсложные слова под цифрами 1, 2, 3 в зависимости от того, на какой слог па­дает ударение.

12. Отметить в записанных словах ударение.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Наиболее распространенными ошибками при дислек­сии являются искажения звуко-слоговой структуры слова и побуквенное чтение, обусловленные несформированностью фонематического анализа и синтеза.

Анализ слова на составляющие его звуки представля­ет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языко­вого анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной. В связи с этим при коррекции дислексии особенно боль­шое внимание уделяется развитию фонематического ана­лиза и синтеза.

Фонематический анализ предполагает как элементар­ные, так и сложные формы звукового анализа. Элементар­ным считается выделение (узнавание) звука на фоне сло­ва. Эта форма анализа появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, без специального обучения (при нор­мальном речевом и психическом развитии). Более слож­ной формой является вычленение первого или последнего звука из слова и определение его места в нем (начало, се­редина, конец). Самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (пос­ле какого звука, перед каким звуком). Эта форма появля­ется у детей лишь в процессе специального обучения.

Указанные формы фонематического анализа выделе­ны на основе исследования В.К.Орфинской.

В логопедической работе по развитию фонематичес­кого анализа и синтеза необходимо учитывать сложность различных форм этой функции и последовательность ее формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие зву­кового анализа и синтеза проводится в следующей после­довательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Л в словах лодка, лыжи, дом, кошка, вилка, пол, собака, утка.

2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следую­щие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове. Например: определить, какой первый звук в слове рама, последний звук в слове карандаш; определить место звука, М в слове лампа (начало, середина или конец слова).

3. Определение последовательности звуков в слове.

4. Определение количества звуков в слове.

5. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данно­го звука). Например: после какого звука слышится Р в слове марка? Перед каким звуком?

Наши рекомендации