Вопрос 2. Учение о фонеме в современной лингвистической литературе. Классификация гласных звуков и фонем. Система гласных звуков древнерусского и современного русского языка.

Фонема (Ф.)- это яз-ая ед-ца, представ-ая рядом позиционно чередующихся звуков, служ-ая для различения и отождествления слов ее морфем.

Функции Ф.: 1) сигнефикат-я – это способность различать разные слова. (Пр. [мал] - [а] - <а>; [мол] - [о] <о>; [мул] - [у] - <у>).

2) перцептивная – это способ-ть отождеств-ть одни и те же слова и морфемы (Пр. [воды] - [о], [в/\да] - [/\], - [о] – одн. фонема <о>.

Фонемный ряд (Ф.Р.) – это совок-ть позиционно-чередующих звуков, представл-щих собой варианты одной Ф.(Пр.<о>: [о], [/\] – фонемный ряд).

Типы Ф.Р. 1) параллельные – это ряды не имеющие общих членов (Пр. Петра, Петру, Петр, о Петре <р>: [р]//[р]//[р]// [р,]): 2) пересекающиеся Ф.Р. – имеющие общие члены (Пр. зубы, зубу, о зубе, зуб [п]и супы, супу, о супе, суп [п] –пересик-ся в звуке[п]). Сильная позиция – это позиция в кот. фонема способна выполнять свои функции различения слов и отождествления морфем. (Пр. воды - <о> - сильной позиции). Абсолютно сильная позиция –(сигнефикативно и перцептивно сильная). Ф.способна различать слова и отождествлять морфемы в полной мере (Пр. [мал]). В абсол. сильн. позиции Ф.выступает в основном виде т.е. реализуется основным представителем – доминантной. Доминантна Ф.Р. – это зв. выступающий в абсол. сильной позиции (Пр. [ч] – это доминанта Ф.Р.фонемы <ч>). Относит. сильная позиция -(сигнефикативно-сильная, но перцептивно слабая). Фонема способна в полной мере различать слова, но не вполне отождествлять морфемы.(Пр. [л,эд,ж бы] - [д,ж) - <ч,>). В относительно сильной позиции фонема выступает в своей разновидности - [д,ж) явл. разновидностью фонемы - <ч,>. Слабая позиция –это позиция, в кот. фонема не способна в полной мере выполнять функции различения слов и отождествления морфем. (Пр. [в/\да] - [/\] – это представитель <о,>, кот. нах-ся в слабой позиции. В слаб. позиции Ф.представлена своимивариантами ([/\] – вариант <о,>). Все зв., образующие Ф.Р. наз. аллофонами. Архифонема(слабая фонема) – это общая часть нейтрализованных Ф. Несмотря на то, что некоторые Ф.нейтрализуются т.е. совпадают в одном зв. они не утрач-ют способности противопост-ся др. Ф. Гиперфонема– это слабая Ф. не приводимая в данных морфемах к сегнификативно-сильной позиции. Чтобы определить, какой Ф.соответ-ет зв. сигнификативно-слабой позиции нужно изменить слово таким образом, чтобы слабая позиция заменилась сильной, однако это можно сделать не во всех словах. (Пр. [в/\да] - [воды] [/\] – <о>).

В фонологии существует 2 школы – Московс. (Кузнецов, Аванесов, Иванов, Сидоров, Хмельницкая и др.) и Лениград. (Щерба, Зиндер, Матусевич, Гвоздев, Буланин, Вербицкая). Эти шк. придерживаются разных взглядов относительно фонем и их аллофонов.

Московская

Ленинградская

1. [травы] - [тр/\ва]

[/\] – представ. <а>

1. [травы] - [тр/\ва]

[/\] – представ. <а>

[воды] - [в/\да]

[/\] – представ. <о>

[воды] - [в/\да]

[/\] – представ. <а>

<о>, <а> совп. в [/\]

[а] // [/\] [о] // [/\]

Происх. черед-е зв. в пред. одной Ф.

- актикуляц. подход . В одну Ф.объед-ся зв. совершено разн. артикуляции

+ функц-ый подход т.е. обеспечение тождества морфем, содерж. одну и ту же Ф., иногда очень далекие от доминанты Ф.Р.

<а> - [/\] <о> - -

<а> // <о>

- функц. подход не обеспеч. тождество морфем, кот. с т.з. содержит разные Ф., т.е. происх-ит черед. Ф.

+артикуляц-ый подход, т.е.в однуФ.объедин-ся артикуляц-но близкие аллофоны.

2. не признает существование <ы>

1) Ы – не вступает в абсолют. сильной позиции

2) Ы и И - не могут выступать в одн. и то же фонетич. позиции Ы может стоять только псоле тверд согл. И только после мяг. согл.

3) <и> - оказавшись после тверд. согл. реализ-ся зв. Ы

2. .признает существование <ы>

1) Ы – выступ. в абсолют. в нач. слова в некот. заимств-ых словах (Пр. ык).

2) Ы – четко различ-ся под ударением как и др. фонемы (Пр. был, сны)и

3) <и> - оказавшись после тверд. согл. черед. с <ы>

3. .не признает существование <г,> <к,> <х,>

3. признает существ-е этих фонем

4. Выдвигает понятие гиперфонемы.

4. Не приним. понятие гиперфонемы.

Классификация гласных звуков

В образовании гл. зв. участвует голос.

I. По месту подъема звука

* переднего ряда: [и], [и], [i], [u], [и], [ь], [э], [э];

* передне-среднего ряда: [у], [о],[э], [а];

* среднего ряда: [ы], [ы], [ы], [ы], [ъ], [/\], [а], [а], [а]

заднего ряда: [у], [у], [у], [у], [о], [о], [о], [о];

II. По степени подъема языка

* верхнего подъема: [и], [и], [i], [u], [у], [ы], [ы], [ы], [у], [у], [у], [у],;

* верхне-среднего подъема: [и], [о], [ы];

* средне-верхнего: [ь];

* среднего подъема: [э], э], [э], [ъ], [о], [о], [о], [о];

* средне-нижнего подъема: [а];

* нижне-среднего подъема: [/\];

* нижнего подъема: [а], [а], [а];

III. По участию губ:

* лабиализованные: [у], [у], [у], [у], [у], [о], [о], [о], [о], [о];

* нелабиализованные: все остальные.

Наши рекомендации