Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

Логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций, нарушенных при дислексиях, должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. У детей с дислексиями формирование функций, необходи­мых для нормального овладения чтением, задерживается.

Особенности формирования речевых функций определяют постепенное включение трудностей в коррекционную ра­боту. Вначале формирование того или иного умственного действия проводится на простом речевом материале. И только когда умственное действие будет закреплено, мож­но перейти к его выполнению на сложном речевом мате­риале. Так, например, действие по определению звуко­вого состава слова вначале отрабатывается на однослож­ных словах (ус, на, дом), затем на простых двусложных, позднее на словах со стечением согласных и трехсложных и т.д.

Принцип системности

Методика устранения каждого вида дислексии пред­ставляет собой систему методов, направленных на преодо­ление основного дефекта, на создание определенной фун­кциональной системы. Использование каждого метода оп­ределяется основной целью и его местом в общей системе работы.

Принцип учета симптоматики и степени выраженности

Дислексии

Нарушения чтения различаются не только по меха­низмам, но и по степени выраженности. Особенности про­явления этого нарушения зависят и от этапа овладения чте­нием. Так, например, фонематические дислексии на сту­пени овладения звуко-буквенными обозначениями прояв­ляются в заменах звуко-букв при чтении, побуквенном чте­нии, на аналитико-синтетическом этапе, на ступени становления синтетических приемов чтения - в искажениях звуко-слоговой структуры слова. Причем степень выраженно­сти проявлений нарушений чтения может быть различной. В связи с этим логопедическая работа по устране­нию нарушений чтения должна учитывать особенности сим­птоматики, степень выраженности нарушения и этап овла­дения чтением. Так, при грубых проявлениях фонемати­ческих дислексии, связанных с недоразвитием фонемати­ческого анализа, логопедическая работа начинается с фор­мирования элементарных его форм (выделения звука на фоне слова, определения первого или последнего звука в сло­ве). При менее выраженных фонематических дислексиях элементарные формы фонематического анализа оказываются у детей сформированными. В этих случаях логопедическая работа направлена на развитие более сложных его форм {оп­ределение последовательности, количества, места звука в слове).

Принцип деятельностного подхода

Процесс чтения представляет собой сложную много­уровневую деятельность, которая включает ориентировоч­ный этап (мотив, программирование), операциональный и этап контроля. В коррекционно-логопедической работе необходимо воздействовать на все этапы этой сложной дея­тельности, основное внимание уделяя операциональному компоненту. Первоначально ставится задача формирова­ния отдельных нарушенных операций речевой деятельнос­ти. Постепенно, по мере автоматизации отдельных опера­ций, формируется целостная структура речевой деятельно­сти.

Онтогенетический принцип

В процессе формирования функций, обеспечиваю­щих овладение чтением, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

Так, при коррекции фонематической дислексии фор­мирование фонематического анализа осуществляется с уче­том последовательности формирования звукового анализа в онтогенезе. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляет­ся закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, в дальнейшем формируется умение определять ко­личество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

В работе по коррекции оптической дислексии необ­ходимо учитывать последовательность формирования зри­тельно-пространственных функций в онтогенезе: 1) разви­тие ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела; 2) ориентировка в окружаю­щем пространстве; 3) определение пространственных соот­ношений элементов графических изображений, букв, цифр.

П. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ

Наши рекомендации