Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:
oсанитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
oвозможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
oсанитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
oсоциально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);
oпожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:
1.Организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
2.Организации временного режима обучения;
3.Организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4.Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);
5.Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).
Данная задача постепенно решается в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175, а также соответствующих региональных программ развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В большинстве субъектов Российской Федерации за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, включающие в себя приспособление зданий, а именно:
oустройство пандусов;
oрасширение дверных проемов;
oзамена напольных покрытий;
oдемонтаж дверных порогов;
oустановка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки;
oоборудование санитарно-гигиенических помещений;
oпереоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов;
oсоздание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов;
oустановка подъёмных устройств и др..
Для реализации мероприятия по оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата субъектами Российской Федерации приобретается специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт, программное обеспечение:
oспециальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте;
oспециализированные аппаратно-программные комплексы для детей-инвалидов;
oкомпьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;
oучебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
oнаборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития;
oоборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции;
oмобильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;
oинтерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;
oкомплектыкомпьютерного,телекоммуникационного,
oспециализированного оборудования и программного обеспечения;
oреабилитационное оборудование:
oкислородные концентраторы и коктейлеры;
oреабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки);
oспециализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы;
oкабинеты логотерапевтический коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;
oуниверсальные цифровые устройства для чтения;
oцифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD;
oдокумент-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;
oпортативные устройства для чтения плоскопечатных текстов;
oнастольные электронные увеличительные устройства;
oцифровые модульные системы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства;
oслуховые тренажеры «Соло-01В» (М);
oаудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»;
oлингводидактические комплексы;
oавтобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.