И оценка коррекционно-развивающего занятия
Коррекционно-развивающее обучение рассматривается многофакторно, с позиции содержательного, процессуального, коммуникативного компонентов.
Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству факторов каждого компонента в процессе обучения. Педагог проводит самооценку своего опыта работы, а представитель администрации оценивает образовательное учреждение по отдельному занятию.
Цель посещения урока (занятия) руководителем образовательного учреждения может быть разной:
- выявить сильные (слабые) стороны творческого потенциала
каждого конкретного педагога, уровень его профессиона
лизма;
- определить специалистов, способных к управлению педа
гогическим коллективом;
- подобрать кадры для работы с родителями, председателями
методических объединений;
- отметить педагогов, способных придать учреждению свой
авторский имидж;
- осуществить динамическое наблюдение за развитием высших
психических функций конкретного детского коллектива.
Примерная схема анализа и оценки работы педагога при проведении коррекционно-развивающего занятия.
Число____ месяц___ год____в классе ____ педагог_______
Занятия по предмету _________________________________
на тему____________________________________________
Цель посещения_____________________________________
Задачи занятия: дидактическая, коррекционная, воспитательная.
№ п/п | Факторы процесса обучения | Самооценка педагога | Оценка администратора |
Содержательный компонент | |||
Точность фактического материала и уровень его владением | |||
Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида урока (занятия) | |||
Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и задачам урока, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизического состояния класса: важно знать особенности слухового, зрительного восприятия класса; на какой анализатор делать опору). Для этого педагог ведет профиль состояния высших психических функций (ВПФ) каждого обучающегося, на основании которого делается вывод о сохранных и нарушенных функциях и планируются различные виды заданий и упражнений | |||
Объем полученных знаний (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала, задания с опорой на несколько анализаторов, задания, предусматривающие смену доминантного анализатора; задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.) | |||
Степень самостоятельности работы обучающихся и умение педагога подвести детей к самостоятельному открытию, поиску решения задачи | |||
Использование наглядности как источника знаний, средства для мотивации интеллектуального компонента |
Продолжение табл.
Коррекиионная направленность занятия: специальные упражнения на развитие ВПФ ребенка | |||
Использование при изучении программного материала личного опыта ребенка | |||
Поэтизация (эстетизация) процесса учения | |||
Процессуальный компонент | |||
Подготовка педагога, обучающихся, классной комнаты к занятию | |||
Проверка выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала (количество опрошенных, затраченное время, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, использование разнообразных методов проверки знаний) | |||
Изложение нового материала (правильный выбор метода сообщения знаний, связи нового учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа «от простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использование технических средств обучения, наглядность и оборудование. Степень владения педагогом методами обучения | |||
Дифференцированность учебного материала (использование разных форм и методов закрепления изучаемого материала, эффективность этих методов для совершенствования познавательной деятельности, реализации индивидуального и дифференцированного подходов) | |||
Домашнее задание (наличие разъяснения по его выполнению, объем, его дифференциация, целесообразность и доступность задания) |
Окончание табл.
Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ | |||
Поддержание активности восприятия учебного материала (смена видов деятельности, динамические и релаксационные паузы) | |||
Владение педагогом самопрезентацией | |||
Достижение цели, коррекционно-развивающее назначение занятия, усвоение обучающимися знаний, умений и навыков | |||
Коммуникативный компонент (умения педагога) | |||
Умеет создавать у обучающегося чувство, что его принимают и понимают, поднимать самооценку ребенка; обладает достаточной энергетической силой (голос, мимика, речь, внушение) | |||
Владеет невербальными средствами общения | |||
Умеет выдержать паузу после формулировки вопроса, задания, чтобы не мешать думать, принимать решение детям | |||
Спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые проблемы | |||
Не повторяет ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль | |||
Умеет находить позитивные моменты в неточных ответах детей | |||
Умеет использовать пространство класса как сценическую площадку | |||
Умеет держать в поле своего зрения весь детский коллектив и отдельных учащихся | |||
Для поведения педагога характерны: уверенность, собранность, инициатива, такт, культура речи, положительный эмоциональный тон, правильно выбранный и гибко регулируемый темп ведения занятия и ритм педагогического общения | |||
Поведение детей на занятии спокойное и естественное |
Условные обозначения: «+» - наличие нарушения, «n» - норма.
Примечания:
в логопедическом заключении нарушения произношения отмечаются или нет — в зависимости от их наличия;
если ребенок с ЗПР, умственной отсталостью (УО) имеет нормальное звукопроизношение и не обучался по особой программе, то ему не пишется логопедическое заключение. Такой ребенок задействован в логопедическую работу в случае выявления у него стойкой неуспеваемости по родному языку и чтению в русле соответствующей программы обучения;
при наличии в заключении таких компонентов, как ЗПР, УО, сенсорные нарушения, ранний детский аутизм (РДА) и т.п. — нарушения речи всегда вторичны;
для отграничения первичного и вторичного нарушений детей целесообразно направлять в диагностический класс образовательного учреждения;
отсутствие на сегодняшний день специальной классификации речевых нарушений при УО компенсируется условным использованием клинической и педагогической классификаций. Возможность такого подхода базируется на общности основных закономерностей речевого развития и действия этиологических факторов, нарушающих речевую функцию в норме и при УО.
Библиотека журнала «Логопед»
Приложение 2
Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт
№ п/п | Фамилия, имя | Класс | Дата обследования | Логопедическое заключение | Принятые меры | Примечания (примерные) |
1 | Общее недоразвитие речи (III ур.) у ребенка с | Консультация врача-ортодонта | ||||
^ | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Выбыл в связи с переходом в другое учреждение |
Основание:
Ефименкова Л Л., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
Приложение 3
Вариант заполнения и ведения речевой карты
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя:______________________________________
Класс:_____________________________________________
Дата рождения, возраст:____________________________
Домашний адрес, телефон:___________________________
Дата зачисления на занятия:_________________________
Дата рождения:____________________________________
1. Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук
[р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит
стихи.
2. Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня
тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по
ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не
попал, болел).
3. Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту
обследования): неудовлетворительно (2-й класс).
4. Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.),
токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение,
асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8—9 бал., гр. здор.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого развития:
лепет — в 6 месяцев; первые слова — к 2 годам; фразовая речь — после 3 лет; речевая среда — удовлетворительная.
6. Состояние слуха: в норме.
7. Состояние зрения: в норме.
8. Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.
9. Состояние общей моторики: двигательная неловкость,
медлительность, нарушение координации движения, чувства
ритма.
Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, пробы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисунках линии неровные, прерывистые.
10. Ведущая рука: правая.
11. Состояние артикуляционного аппарата (строение и под
вижность):
губы — большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;
зубы — крупные, неровные, сменные, верхние резцы большого размера, перекрывают нижние;
прикус — прогнатия;
язык — массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается легкий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гиперсаливация;
подъязычная связка — укорочена;
твердое нёбо — высокое, готической формы;
мягкое нёбо — подвижное.
12. Характеристика речи.
12.1. Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол
няет задания по словесной инструкции.
12.2. Общая характеристика речи (запись беседы): называ
ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче
ства родителей. Домашний адрес: «102 — 7» (не знает назва
ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво
их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах
транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са
мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.
12.3. Словарный запас (количественная и качественная ха
рактеристика): объем словарного запаса не соответствует
Библиотека журнала «Логопед»
возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщающие понятия, не знает понятий «дикие и домашние животные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные уборы, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечисляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилагательные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет местоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ составляет только с помощью логопеда.
12.4. Грамматический строй речи: недостаточно сформи
рован.
12.5. Тип употребляемых предложений: простые, нерас
пространенные.
12.6. Количество слов в предложении: 2—3.
12.7. Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен
существительных во множественном числе ( «окны» — окна,
«сома» -- сомы, «ухи», «ухов» — уши, ушей, «ремнев, реме-
ней» — ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель
ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях
существительных и прилагательных единственного и мно
жественного числа, в употреблении предлогов.
12.8. Характеристика звукопроизношения: нарушение зву-
копроизношения полиморфного характера — ротацизм (ве
лярное [р], [р'], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем
положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч],
[щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].
12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован.
Смешение свистящих — шипящих, твердых — мягких звуков.
Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за — «са-са-са», са-
са-ша — «сша-ша-ша», па-ба-па — «па-па-па», да-да-та-та -
«та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.
12.10. Уровень сформированности навыков звукобуквенно-
го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас
ный звук в словах, первый согласный — называет весь пер
вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых
слов типа СГС, СГ-СГ.
12.11. Воспроизведение слов сложного звукослогового со
става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу
ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги;
отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» -
аквариум, сковорода, пропеллер.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
12.12. Темп речи: замедленный.
12.13. Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит
нечетко.
12.14. Характеристика дыхания: дыхание грудного типа,
поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается
дискоординация речи и дыхания.
12.15. Характеристика голоса: слабо модулированный, ос
лабевает к концу фразы.
12.16. Проявление заикания: не заикается. Иногда повто
ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се
мантике.
12.17. Письмо (наличие и характер специфических оши
бок) — 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и
слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(-
ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме
шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу-
(о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных:
усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф),
скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку-
стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет,
оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п),
ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на
дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.
12.18. Чтение (уровень сформированности навыка чтения):
1 класс — не читает; 2 класс — способ чтения побуквенно-
слоговой, ударение — с ошибками.
12.19. Темп чтения — низкий; понимание прочитанного -
неполное.
12.20. Наличие специфических ошибок: чтение механи
ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най
ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус
ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме
шение оптически сходных букв, аграмматизмы.
13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча
щегося: контакту доступен.
Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное восприятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объеме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас сведений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.
14. Заключение логопеда.
Библиотека журнала «Логопед»
1 класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не
доразвитие речи (III ур.).
2 класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об
щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией
(минимальные проявления).
Дата обследования____________ Подпись_______________
Приложение 4
Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Группы обучающихся | Предельная наполняемость (чел.) | |
Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе | Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности | |
С общим недоразвитием речи (ОНР) | ||
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) | ||
С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выраженным общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи | ||
Заикающиеся | ||
С недостатками произношения отдельных звуков |
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.
Приложение 5
Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Окончание табл.
Приложение 6