И задачи коррекционно-развивающего

ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................. 51

Психолого-педагогические особенности

коррекционно-развивающего обучения.................................................................. 51

Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста

при подготовке к школе........................................................................................... 57

Задачи коррекционно-развивающего обучения

детей младшего школьного возраста...................................................................... 58

Задачи коррекционно-развивающего обучения

детей на основной — II — ступени обучения......................................................... 60

Глава IV

ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ...................................................................... 62

Концепция коррекционно-развивающего обучения.............................................. 64

Организация и задачи диагностико-

консультативной работы.......................................................................................... 70

       
  и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru
 
    и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru

Организация коррекционно-развивающего

учебно-воспитательного процесса.................................................................. 75

Задачи лечебно-оздоровительной работы.................................................... 87

Организация социальной службы и задачи

социально-трудовой подготовки учащихся.................................................. 88

Организация индивидуально-групповых коррекционных занятий и основные

направления работы с детьми ........................................................................ 90

Обеспеченность учебно-методическими

материалами государственных федеральных

программ для специальных школ VII вида и классов КРО...................... 95

Глава V

НОРМАТИВНО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО

ОБУЧЕНИЯ.......................................................................................................... 109

Типовое положение об общеобразовательном

учреждении (выписка) ................................................................................. 109

Выписка из решения коллегии Министерства образования

Российской Федерации от 17.05.94 г........................................................... 110

Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях

г. Москвы.............................................................................................................. 110

Рекомендации по отбору детей в классы

коррекционно-развивающего обучения...................................................... 116

Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп

продленного дня................................................................................................ 119

Московский типовой учебный план

для классов коррекционно-развивающего

обучения на 1997/98 учебный год................................................................ 120

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................... 123

I. Представления на учащегося ................................................................. 123

II. Анкеты............................................................................................................. 127

III. Терминологический словарик ........................................................... 131

Рекомендуемая литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекци­онно-развивающего обучения детей, испытывающих трудно­сти в освоении учебных программ, в адаптации к школе и со­циальному окружению.

В резолюции II Всероссийской научно-практической кон­ференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, пер­спективы», состоявшейся в Москве 16—18 апреля 1997 г., органам управления образованием рекомендуется рассматри­вать коррекционно-развивающее образование детей с трудно­стями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики (Вестник образования. — 1997. — № 8).

По данным МО РФ (1997) среди детей, поступающих в пер­вый класс, свыше 60% относятся к категории риска школь­ной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах дет­ского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за после­дние 20 лет возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики за 10 лет обучения в школе (с первого класса по девятый) количество здоровых школьников сокращается в 4—5 раз, составляя лишь 10—15% от общего числа учеников. Слабое здоровье дошкольников (в 1994 г. здоровыми были признаны лишь 15% детей) стано­вится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.





и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru Проблемой оказания помощи детям с трудностями в обу­чении педагоги занимаются многие десятилетия. Классы вы­равнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педа­гогической поддержки, адаптации, здоровья и др. — все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям уча­щихся. Заметим, что указанные формы, кроме классов вы­равнивания, создавались в основном на II ступени обучения, начиная с 5 класса.

Делались попытки изменить содержание образования: вво­дились новые курсы, разделы типа «Как учить учиться», «Как подготовиться к контрольной работе», сокращались курсы математики, физики, но значительного повышения эффектив­ности в приобретении знаний, особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обучении, не происходило.

Предпринятые в 1991—1993гг. опросы учителей, работа­ющих в классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удовлетворены своим трудом: они не знают пси­хологических особенностей детей; только медицинская диаг­ностика не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; отсутствуют специ-) альные методики, новые технологии, а удачные находки, как правило, мало внедряются в школьную практику.

Все это привело к тому, что многие школы сохраняли и сохраняют такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся. В 1993—1995 гг. в общеобразовательных школах Москвы, по данным МКО, компенсирующее обучение продол­жали вести из 525 учреждений лишь 48.

Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связанные с новыми приоритетами социального развития об­щества, также имели негативные последствия. В результате объективно положительного фактора — развития гимназий, лицеев — происходит отток наиболее способных школьников в эти учебные заведения. В то же время наблюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого) в массовую школу, вследствие чего она превратилась в полифункциональную: обу­чающую, воспитывающую, развивающую (традиционные фун­кции) и в психокоррекционную, оздоровительную (совершенно новые функции).

Своевременное выявление причин, которые приводят к не­успеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение иннова­ционных технологий обучения могут улучшить условия обуче-

ния детей рассматриваемой категории. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психичес­ких, психосоматических расстройств, как последствий отрица­тельных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

V Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-раз-вивающей работы,основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах деятельности.

Важный вклад в разработку и внедрение системы коррек-ционно-развивающего обучения (КРО) начиная с 1994/95 учеб­ного года вносят дошкольные и школьные образовательные учреждения Москвы под руководством Московского комите­та образования (МКО) и Института коррекционной педагоги­ки Российской Академии образования (ИКП РАО).

Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе.Эта форма дифференциа­ции возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения. Последние позволяют обеспечить оптимальные педагогичес­кие условия для детей с трудностями в обучении и проблема­ми в соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направле­ний деятельности.

В настоящем пособии представлена типология детей с труд­ностями в обучении, дается анализ основных, рекомендуемых МО РФ, организационных форм дифференцированного обуче­ния (классы выравнивания, классы компенсирующего обуче­ния и классы коррекционно-развивающего обучения) этих школьников, раскрываются основные принципы и задачи коррекционно-развивающего обучения.



и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru и задачи коррекционно-развивающего - student2.ru Глава I

Наши рекомендации