Картинный и текстовый материал

Который может быть использован логопедом

При закреплении правильного произношения

звуков ц, ч, щ

ц

Цепь, цапля, цифры, цветок, цветник, заяц, кузнец, конец, па­лец, птенец, молодец, колодец, овца, улица, курица, огурцы, ака­ция, кузница, таблица, пуговица, конница, крыльцо, мельница, мыльница, хлебница, одиннадцать (12, 13, 14, 15, 19, 20), мили­ционер, мотоцикл.

Яйцо—яйца; кольцо — кольца; блюдце — блюдца; цыпле­нок — цыплята.

С, ц

Скворец, синица, сахарница, салатница; воспитательница, пи­сательница, мотоциклист.

* * *

ц

Кузнец кует цепь. В конце улицы колодец.

На пальце кольцо. На блюдце леденцы.

В цветнике цветут цветы. У курицы одиннадцать цыплят.

ц, с, т'

На стене висит таблица. Птицы летят на юг.

У леса пасутся овцы. Цыбик сидит на цепи.

Синицы питаются насекомы­ми. Заяц к зиме не готовится.

Цветы

В детском саду на окнах стоят цветы. Они и зимой цветут. Дети сами поливают цветы. Летом в саду будет цветник.

Цыбик

У нас есть собака. Ее зовут Цыбик. Цыбик кусается. Весь день Цыбик сидит на цепи. Цыбика все боятся.

Заяц

Заяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под ку­стом. Лисицы, совы, люди — вес охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Зайца спасают его длинные ноги.

_______________

Забрели к нам в детский сад Курица, курица!

Двенадцать маленьких цып­лят. Ты ошиблась улицей.

Привела их с улицы Это детский сад.

Пестренькая курица. Но не для цыплят.

Звуков много мы узнали, Цирк откроется в субботу,

Добрались до звука ц. Уж приехали борцы;

Есть слова, где ц — в начале, В цех явились на работу

Есть слова, где ц – в конце… Молодые кузнецы. —

…Цапля ходит по болоту, Где слова, где ц — в начале?

Ждут в гнезде ее птенцы; Где слова, где ц— в конце?

ч

Чай, чайник, чайка, чашка, чулки, чемодан, черепаха, кирпи­чи, качели, учитель, тачка, очки, бочка, удочка, бабочка, девочка, почтальон, ручка, перчатка, пчелы, летчик, мальчик, речка, пче­ла, грач, врач, мяч, обруч, ключ, пограничник, ткачиха.

щ

Щенок, щетка, щегол, щавель, щепки, щит, щека,щука, пе­щера, овощи, вещи, ящик, плащ, лещ, пильщик, каменщик.

С, щ, ц

Носильщик, стекольщик, часовщик, уборщица, продавщица

Ч, с

Часы, спички, чеснок, свечи, расческа, кисточка, сачок, снегу­рочка, ласточка, скворечник, стрелочник, кусачки.

Ч, ц

Горчица, буфетчица, летчица, учительница, яичница, цепочка, чернильница.

* * *

С, с', ц, ч, щ

Стакан — стаканчик, миска — мисочка, стул — стульчик, са­ни — саночки, лиса — лисичка, коса — косичка, коляска — коля­сочка, замок — замочек, коза — козочка, звезда — звездочка, кольцо — колечко, пуговица — пуговичка, цветок — цветочек, па­лец — пальчик, шапка — шапочка, кувшин — кувшинчик, шкаф — шкафчик, щенок — щеночек, ящик — ящичек.

Ч, щ

Предметы черного цвета

мужской род женский род множественное число

грач чернильница ручки

плащ авторучка перчатки

выключатель щетка щенята

Предметы коричневого цвета

чемодан тачка плащи

чайник бабочка чулки

мяч черепаха качели

* * *

ч

Девочка пьет чай. Девочка играет в мяч. Мальчик учит уро­ки. Леночка качается на качелях. У мальчика новая удочка. Ми­ша чинит тачку. Мальчик идет па почту. На тачке лежат чемода­ны. Печник кладет печь. Девочка идет с чайником за водой. Де­вочка купила чайник ичашки. Учитель учит учеников.

Ч, с

Девочка ловит бабочку сачком. Мальчик стучит в окно. Лас­точка чистит клюв. Стрелочник вышел навстречу поезду. Де­вочка включила электрический свет.

Ч, ц

Ученица читает стихи. У курицы четыре цыпленка. Птичница кормит птиц.

щ

Овощи лежат в ящике. В ящик положили щенка. Из щетины делают щетки. Щенок тащит щетку. Щегол летает над клеткой.

Щ, ш

На площади продают шары. На вешалке висит плащ. Миша вытащил клещами из ящика гвоздь.

Щ, с

Рыбаки тащат сети. Носильщик несет вещи. Стекольщик вставляет стекло.

* * *

ч

П о т е ш к и, з а г а д к и, с т и ш к и

Что это у Галочки? Нам шагать по лестнице

Ниточка на палочке, Незачем с тобой,

Палочка в руке, Лестница-чудесница

Ниточка в реке. (Удочка.) Бежит сама собой.

Подогрела чайка чайник, Наша Таня громко плачет:

Пригласила восемь чаек. Уронила в речку мячик.

Прилетели все на чай! - Тише, Танечка, не плач:

Сколько чаек — отвечай? Не утонет в речке мяч.

Идет бычок, качается, На сучках, сучочках,

Вздыхает на ходу. На пеньках, пенечках

Ой, доска кончается, Воробышки сидят.

Сейчас я упаду. Чик-чирик!

Чик-чирик!

Закопченную кастрюлю Чик-чирик

Юля чистила песком. Кричат.

Два часа мочалкой Юлю

Мыла бабушка потом. Если мальчик плачет,

Значит, есть причина.

Колокольчик голубой Если слезы прячет,

Поклонился нам с тобой. Значит, он – мужчина.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты? Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и кошки.

Мячик.

Мальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился.

Разбитая чашка

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Лодочка.

Наступила весна, потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.

Очки

Дедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу чи­тать книжки».

Посылка

Олечка пошла на почту. Почта была далеко. Олечка получи­ла на почте посылку. В посылке были чулки и шапочка. На ша­почке была вышита бабочка. Вот какую посылку получила Олечка.

Летом на даче

Наша дача у речки. Мы часто ходили на речку и в лес. В лесу мы видели зайчика и чижа. Чиж сидел на веточке и пел. Зайчик прыгал по кочкам. Мы захлопали в ладоши. Чиж улетел, а зайчик скрылся в кустах.

щ

П о т е ш к и

Два щенка, щека к щеке, Ты нас, мама, не ищи.

Щиплют щетку в уголке. Щиплем мы щавель на щи.

Щенок

Леша и Миша нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Леша напоил щенка молоком, а Миша положил его в ящик.

Роща

К Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели.

Ч, щ

П о т е ш к и, с к о р о г о в о р к и, з а г а д к и

Щеткой чищу я щенка Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

Щекочу ему бока. А моется всех чище. (Кот.)

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой - башмаки, Черной ночью черный кот

Этой щеткой чищу брюки, Прыгнул в черный дымоход.

Все три щетки мне нужны.В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Курицы и цыпленок

Не кричи, не пищи, А под старым кирпичищем

Червячка поищи, Мы с тобой вдвоем поищем.

____________

Я по травке на лугу Ну-ка, тапки сброшу я.

В белых тапочках бегу, Ой, трава щекочется,

А трава хорошая, Мне смеяться хочется!

Весной

Сильно греет солнце. В роще кричат грачи. Стучат дятлы. В кустах трещат сороки. Весело поют чижи. В гнездах пищат птенцы.

Кот и мышка

Лежит кот и чутко дремлет. В чулане запищали мышки. По­чуял кот добычу. Вот бежит мышка. Кот цап ее.

Саша и Сережа

Саша и Сережа взяли гвозди и дощечки. Они сделали ящик и полочку. Щепки они сложили у печки. Саша и Сережа товари­щи. Они часто работают вместе.

Ч, щ, с', с, т’, ш

Мальчик и часы

М а л ь ч и к. Нельзя ли, часики, сказать —

Мне очень хочется узнать,

Какой зверек внутри сидит

И все «тик-так, тик-так» твердит?

Ч а с ы. Узнаешь скоро, мой дружок,

Что тут совсем и не зверек.

Меня уж в давний-давний век

Придумал умный человек.

И всех заставил повторять:

«Не надо времени терять».

_______________

Мы на саночках катались, Попрощались мы с зимой,

то прощались, то встреча­лись. Повстречались мы с весной.

Птичий домик

У нас такой обычай: И здесь, в саду, за домом,

Чуть выпадет снежок, Среди седых ветвей,

Дощатый домик птичий Готов обед веселый

Повесить на сучок. Для птичек у детей.

Девочка и щенок

Девочку-крошку щенок увидал,

Хвост-закорючку от страха поджал,

Глупенькой мордочкой тянется, тянется —

Страшно, да очень уж девочка нравится.

Девочка видит: ушки торчком,

Шкурка пушистая, хвостик крючком.

Глаз не спускает и мнется, и топчется.

Как бы погладить?— И страшно, и хочется.

Долго тянула ладошку несмелую,

Вот и погладила мордочку белую.

Заяц-портной

Серый заяц под сосной До январских холодов.

Объявил, что он портной. Заяц режет, заяц шьет,

И портному через час А медведь в берлоге ждет,

Медвежонок сдал заказ. — Срок прошел. Пришел медведь,

Будет ваш заказ готов А штаны нельзя надеть.

В школу

Листья желтые летят. Отцвели цветы у нас,

День стоит веселый, Улетели птицы.

Провожает детский сад Вы идете в первый раз

Ребятишек в школу. В первый класс учиться.

ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Буква ь

Изучается на 25-й неделе обучения.

Приведем материал, который может быть использован логопедом при усвоении детьми ь как знака мягкости предшествующегосогласного.

I. В начале первого занятия логопед предлагает детям произнести слова с мягким звуком в конце слова и назвать этот звук, например: соль— л'.

Примерные слова: пыль, уголь, пень, конь, букварь, кровать,карась, тополь, окунь, хорь, огонь, зверь, олень, лось, моль, гусь,руль, корень, ноготь, камень.

Логопед требует четкого, неторопливого произнесения каждою слова извука.

II. Логопед предлагает детям внимательно слушать и хлопатьв ладоши, если в сказанном слове последний звук мягкий согласный.

Дается примерно такой ряд слов: стол, уголь, ноготь,диван,конь, кот и т. п.

III. Логопед сообщает детям, что они будут учиться писатьи читать слова, которые оканчиваются на мягкий согласныйзвук. Затем он произносит два-три таких слова. Логопед объясняет, что если последний согласный произносится мягко, то после него ставится значок ь. Он называется мягкий знак. Дети получают, рассматривают и прячут в свои кассы буквы ь.

IV. Детям предлагается сравнить по значению и звуковому составу слова угол и уголь, а затем выложить эти слова из букв разрезной азбуки. Внимание детей обращается на то, что в слове угол — четыре звука и четыре буквы, а в слове уголь – четыре звука, а букв пять. Буква ь никак не произносится.

Аналогично выкладываются и другие пары слов: пол -пыль, лес — гусь; нос — лось.

Для чтения предлагаются слоги с твердыми и мягкими согласными: ар — арь; ор — орь; ас — ась; ус — усь; от — оть и т.п. Слова для чтения: угол — уголь; пол — пыль; лес — гусь; нос - лось; хор — хорь; стол — соль; клён — конь; стул — руль.

Детям предлагается читать слова и устно составлять с каждым из них по одному предложению. Образец: Дедушка косит траву. Слова, с которыми дети составляют предложения возить,возит, носить, носит, пилить, пилит, косить, косит, лепить,лепит,рубить, рубит.

Для чтения предлагаются тексты: 1. Уха. Витя и Ваня ловили рыбу. У Вити карась. У Вани окунь. Дети сказали: «Мама, вот рыба, вари уху». Хороша вышла уха. 2. Ель на ёжика похожа.Ель в иголках, ёжик тоже.

Мягкий знак в середине слова.

I. Логопед предлагает детям вспомнить, какие гласные буквы пишутся после мягких согласных (и, я, е, ё). Затем задает вопрос: «Какой знак пишется, если мягкий согласный в конце слова?»

II. Затем логопед говорит: «Сейчас мы будем учиться писать и читать слова с мягким знаком в середине слова».

Потом он предлагает детям сложить слово конь, а затем до­полнить его так, чтобы получилось слово коньки. Аналогично выкладываются еще два-три слова (пень — пеньки; зверь — зверь­ки; день — деньки).

III. Логопед предлагает детям хлопать в ладоши, если в сло­ве, которое они услышат, надо написать мягкий знак. Пример­ные слова: полка, пальто, арбуз, зверьки и т. п.

Вариант.

Детям предлагается из трех-четырех слов выбрать слово, в котором надо написать мягкий знак. Например: кукла, письмо, весна; пальто, палка, белка; арбуз, зверьки, карта и т. п.

IV. Чтение слогов типа ал — аль; ар — арь; от — оть и т. п.

V. Чтение слов: конь — коньки; день — деньки; огонь — огоньки; палка — пальто; весна — письмо; карта — зверьки.

VI. Предложения для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки, письма (ь в конце и середине слов): У Нины конь­ки. Я написал письмо. На дворе тополь. У меня букварь. Мы будем писать. Около ёлки пеньки. Вера нашла большой гриб. Мама купила пальто. На поляне олень. Пора обедать.

VII. Чтение текстов: 1. Коньки. Вера каталась на коньках. А Лида оставила свои коньки дома. Увидела Вера Лиду и сказала: « «Возьми, Лида, мои коньки. Прокатись». 2. Школьник. Коле шесть лет. Коля уже школьник. У него букварь. Коля умеет писать. Папа уехал в другой город. Коля написал папе письмо.

Звук и буква ч

Изучаются на 26-й неделе обучения.

После первого занятия на звук ч планируется занятие по грамоте, на котором дети знакомятся с буквой ч.

В начале занятия одним детям можно предложить вспомнить слова со звуком ч в начале слова, другим — в середине, третьим — в конце.

Затем логопед напоминает об артикуляции звука ч, при этом он акцентирует внимание детей на том, что звук ч — мягкий и у него нет твердой пары. После того как дети познакомятся с бук­вой ч, для выкладывания используются слоги и слова.

Особое внимание обращается на сочетания ча и чу. Дети узнают, что после ч пишутся буквы а и у (вывешивается таблица с этими сочетаниями).

Примерные слова, которые можно использовать для чтения и выкладывания из букв разрезной азбуки: чай, чайник, чайка, чашки, час, часы; чулан, чулки, чугун; очки, тачка, ручка, бочка, качели, лётчик, девочка, мальчик, бабочка, удочка, чемодан, пчела.

Предложения для чтения и выкладывания: Дети пили чай. На столе чайник. Около реки чайки. Миша разбил чашку. В чулане мыши. Леночка надевает чулки. Мальчик решил задачу. Девочка играет в мячик.

Слова для чтения: ваза — вазочка; утка — уточка; рамка - рамочка; булка — булочка; лодка — лодочка; платок — платочек; кусок — кусочек; звонок — звоночек; замок — замочек; стакан - стаканчик.

Детям может быть предложено читать предложения, а затем составлять (устно) аналогичные предложения, но с местоимением мы. Образец предложения: Я хочу играть в мячик. — Мы хотим играть в мячик. Я хочу сделать тачку. Вовочка хочет иметь часы.Леночка хочет слепить чашку. Танечка хочет купить чулки. Девочка хочет научиться читать. После выполнения этого задания можно предложить ребенку найти в прочитанных предложениях ча и чу и подчеркнуть их.

Для чтения может быть предложен такой, например, текст:Лодочка. Наступила весна. Потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.

Для чтения можно использовать текстовой материал, предлагаемый для закрепления правильного произношения звуков (см. с. 163).

Буква ю

Изучается на 27-й неделе обучения.

Значение буквы ю при употреблении ее после мягких согласных выясняется путем сравнения слогов типа лу— лю (см. материал на букву ё). Буква ю выставляется в таблицу гласных букв под буквой у.

Детям раздаются буквы. Затем проводятся упражнения ввыкладывании и чтении слогов с буквой ю. Для выкладывания и сравнения могут быть использованы слова лук —люк; Люба - Луша, а также те, которые рекомендуются для чтения.

Слоги и слова для чтения: лю — Люда; зю — изюм; дю - индюк; тю — утюг; лу—-луна, зу—-зубы; ду — дубы; ту — тумба;Катюша, Илюша, Ванюша, Валюша.

Чтение слов и договаривание незаконченных предложений: Пили. — Я пилю... . Вари. — Я варю... . Соли.— Я солю… . Лови. — Я.ловлю ... .

Один ребенок произносит слово-предложение, а другой договаривает незаконченное.

Для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки и письма могут быть использованы следующие предложения: Я гоню козу. Я ловлю рыбу. Я солю кашу. Я люблю изюм. Я варю обед. Я пилю сук.

Для чтения (читают в лицах) и пересказа предлагаются сле­дующие тексты:

Люда и Катюша играли, У Илюши пила.

У них посуда: - Илюша, возьми доску.

— Катюша, вари суп. - Я взял доску.

— Я варю суп. - Илюша, пили доску.

— Катюша, посоли суп. - Я пилю доску.

— Я солю суп.

Чтение слов с буквой ю в начале слова и после гласных: Юра, Юля, юла; рою, мою, пою.

Чтение слов и составление предложений (устно) с каждым из них:. играю, копаю, катаю, купаю, сажаю, собираю, рисую, гуляю, делаю; играют, копают, катают, купают, сажают, собира­ют, рисуют, гуляют, делают.

Предложения с буквой ю для выкладывания, письма, чтения: У Коли юла. У Нюры кукла. Дети играют. Я строю дом. Луша и Юра прыгают.

Предложения для выкладывания, письма, чтения с буквами и, я, е, ё, ю: Ваня рисует красную звезду. Люба рисует красивую ёлку. Я собираю клюкву. Дети ели вкусную клубнику.

Текст для чтения: Весна. На-сту-пи-ла весна. Дети ра-бо-та-ют в саду. Они ра-бо-та-ют хорошо. Юра и Ванюша ко­пают ямки. Юля и Люся сажают ростки малины. Тут будет ма-лин-ник. Летом дети вы-рас-тят вкусную малину. Малину будут есть все вместе.

Перед чтением текста предварительно выкладываются слова наступила, вырастят, работают, малинник.

Звук и буква ц

Изучаются на 28-й неделе обучения. Буква с временно иск­лючается.

В начале занятия детям предлагается вспомнить слова со зву­ком ц. Затем повторяется артикуляция звука. Дети вспомина­ют, что звук ц согласный, всегда твердый. После знакомства с буквой ц выкладываются и читаются отдельные слова и пред­ложения. С этой целью используются те слова, которые рекомен­дуются для закрепления правильного произношения (за исклю­чением наиболее сложных по слоговому составу).

Предложения для чтения и выкладывания: В гнезде птенцы. На болоте живут цапли. В хлебнице хлеб. Мыло лежит в мыльни­це. В цветнике много цветов.

Материал для чтения и устного составления предложений: На пальце кольцо. В вазе цветы. У птицы птенцы. У курицы цыплята. На грядках огурцы.

Дети читают предложения и составляют к каждому из них предложение с использованием слов в уменьшительной форме. Например, читается предложение На пальце кольцо. Затем сос­тавляется предложение На пальчике колечко.

Звук и буква ф

Изучаются на 29-й неделе обучения. Буква в временно иск­лючается.

На звуки ф и ф' не проводилось занятий по произношению. Поэтому занятие по грамоте следует начать с привлечения вни­мания детей к артикуляции этих звуков. Дается характеристика звука ф (согласный, глухой, твердый) и звука ф' (согласный, глу­хой, мягкий).

Затем детям предлагается четко произнести (по картинкам или подобрать самостоятельно) ряд слов со звуками ф и ф'.

Примерные слова: кофта, фикус, фабрика, шофёр, футбол, фи­лин, фиалка, фуфайка, фартук, форма, фокусник, ферма, фуражка, туфли, туфельки, шарф, телефон, флот, флаг, фонарь.

Следующее задание — отобрать из названных выше слов слова со звуком ф, а затем со звуком ф'.

После знакомства детей с буквой ф некоторые из перечислен­ных слов выкладываются из букв разрезной азбуки (например, флот, кофта, фабрика, телефон, фуфайка, фиалка).

По усмотрению логопеда проводится предварительный анализ слов и выкладываются схемы.

Предложения для выкладывания, чтения, записи: Мальчики иг­рают в футбол. На нашей улице фабрика. Моя фамилия .... (до­полнить). На полянке зацвели фиалки.

Текст для чтения: Фабрика. На нашей улице фабрика. Там много разных машин. На фабрике делают кофты, шарфы, фуфай­ки. Фёдор работает на фабрике. Он — рабочий.

Звук и буква щ

Изучаются на 30-й неделе обучения.

Начало занятия может быть построено по примеру занятия на букву ч. После того как дети ознакомятся с буквой щ и будет вывешена таблица с сочетаниями ща, щу, проводятся упражнения в выкладывании, преобразовании и чтении слогов с буквой щ.

Слова для чтения, выкладывания, письма: вещи, щётка, щенок, ящик, товарищ, щенята.

Предложения для чтения, выкладывания, письма: Вася поймал щуку. Сеня поймал леща. Дети пошли в рощу. Щука — хищная рыба.

Детям предлагается прочитать (сложить) предложения и вы­брать слова с сочетаниями ща и щу.

Тексты для чтения: 1. Щенок. Лёша и Юра нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка до­мой. Лёша напоил щенка молоком. Юра положил щенка в ящик. Щенок заснул. 2. Роща.К Мише пришёл товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели. 3. С к о р о г о в о р к а: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Перед чтением первого текста выкладываются слова пожалели, потащили.

Ь разделительный

Проходится на 31-й неделе обучения.

Каждому из детей предлагается повторить вслед за логопедом сочетание из двух слогов типа ля — лья; пьё— пё; вю — вью; сье — се. Логопед следит за четкостью произношения.

Затем логопед выкладывает на наборном полотне слово Коля. Задается вопрос: «Как сделать из слова Коля слово колья?» Выясняется, что между буквами л и я надо поставить ь — это мяг­кий знак разделительный, он отделяет согласную букву л от глас­ной буквы я. Логопед раздвигает буквы и вставляет ь. Детям предлагается прочитать получившееся слово — колья. Слово колья убирается. Детям дается задание самостоятельно сложить два слова.

Слова еще раз сравниваются и прочитываются отдельными детьми. Можно предложить детям сложить парами слова: пить — питьё; брать — братья; лист — листья; колос — колосья.

Для упражнения в чтении предлагаются слоги типа пя — пья; лё — льё; ню — нью и т. п. Слоги печатаются на доске или пла­кате.

Слова для выкладывания, чтения, письма: перо, крыло, дерево; перья, крылья, деревья; платье, муравей, воробей; платья, муравьи, воробьи.

Предложения для выкладывания, чтения, письма: Дети пьют молоко. Наша семья большая. Татьяна гладит бельё. Весной пти­цы вьют гнёзда. Целый день льёт дождик. За ручьём сосновый лес.

В результате ознакомления со словами с ь разделительным делается вывод — разделительный мягкий знак ставится после мягкого согласного звука перед гласными и, е, ё, я, ю, т. е. перед гласными второго ряда.

Тексты для чтения: 1. З а г а д к и: Один льёт, другой пьёт, тре­тий растёт. (Дождик, земля, трава.) Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.) 2. Наша семья. У нас большая семья. Папа и брат Илья работают на заводе. Мама ведёт хозяйство. Сестра Татьяна — учи-тель-ни-ца. Я учусь в школе. Младшие братья Миша и Толя ходят в детский сад.

Ъ разделительный

Изучается на 32-й неделе обучения.

Накануне проводится занятие по подбору однокоренных слов (см. с. 175). В начале занятия по грамоте логопед просит детей вспомнить, какие слова, обозначающие действия, похожие на сло­во ехать, подбирались накануне. Слова подъехать, съехать, въехать проговариваются хором и отдельными детьми.

Детям предлагается сложить слово ехать, а затем слово отъ­ехать. Выясняется, что нужен знак, отделяющий согласную бук­ву т от гласной буквы е. Внимание детей привлекается к тому, что твердый знак ставится при образовании новых слов.

Детям предлагается вспомнить стихотворение, которое заучи­валось накануне («Шутка»), и выбрать из него слова, в которых надо поставить ъ.

Слова съехали, въехали и другие читаются (с доски) и выкла­дываются из букв разрезной азбуки. С этими словами дети сос­тавляют предложения, некоторые из них выкладываются и печа­таются.

Примерные предложения: Дети съехали с горки. Дети подъеха­ли к дому. Дети объехали яму. И т. п.

Аналогично выкладываются слова ели — съели и предложения Мы ели яблоки. Мы съели все яблоки.

Текст для чтения: Старик. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Послебукварный период обучения. Основная задача этого периода обучения (май)— закреплять и совершенствовать все полученные детьми знания и навыки. К этому времени сказыва­ется усталость детей. Поэтому на занятиях в этот период еще в большей мере, чем до этого, необходима частая смена упражне­ний. Учебные упражнения должны чередоваться с игровыми.

Основным содержанием обучения является: а) чтение слов, предложений и небольших текстов с соблюдением интонации (точ­ка, вопрос, восклицание), ответы на вопросы по прочитанному тексту и его пересказ, выборочное чтение, чтение по ролям, чте­ние деформированного текста (для чтения может быть использо­вана «Азбука» для первого класса массовой школы); б) выкла­дывание из букв разрезной азбуки и письмо слов различного звуко-слогового состава и предложений с применением пройденных правил (по типу предупредительных диктантов); в) выкладыва­ние слов по схеме; г) подбор слов, состоящих из твердых и мяг­ких звуков по пяти- и шестизвуковым схемам.

К тем игровым приемам, которые описывались выше, добав­ляется ряд новых.

Опишем некоторые упражнения, проводимые с целью совер­шенствования анализа звукового состава слов и чтения.

1. Упражнение в форме кроссворда. Кроссворды составляются логопедом по намеченному слову или по одному из предложенных детьми слов. Начальное слово пишется по вертикали — каждая буква в отдельной клеточке. Затем логопед от каждой буквы добавляет вправо и влево клеточки так, чтобы дети могли вписать в них буквы нового слова. Приведем два примера.

  Б        
    Е        
    Л    
    К    
    А        


Рис. 3.

    Р      
  У      
    Ч      
  Е      
    Й      

Рис. 4.

В первом примере (рис. 3) исходное слово белка. Свободные клеточки расположены так, чтобы дети были в состоянии подо­брать некоторое количество подходящих слов. Одно из предло­женных детьми слов вписывается в клеточки. В первом ряду кле­точек это могут быть слова булка, Бобик, бутон, батон; во вто­ром — лента, кепка, ветка, весна; в третьем — полка, пилка, вил­ка, палка; в четвертом — мука, река, рука, маки; в пятом — ба­ран, лампа, сапог, балка.

Во втором примере (рис. 4) исходное слово ручей. В первом ряду могут быть слова трава, грибы, груша, дрова; во втором — утка, ужин, утюг, урок; в третьем — речка, сучок, дочка, тачка; в четвертом — река, репа, пена, Лена; в пятом— майка, зайка, лейка, лайка.

При вписывании в клеточки подобранных детьми слов лого­пед напоминает детям о правилах правописания — о необходи­мости подбора проверочных слов к словам, оканчивающимся на глухой звук (сапог — сапоги; утюг — утюги) или имеющим в своем составе требующий проверки гласный звук (река — речка); кро­ме того, он напоминает, что после ш и ж пишется и (ужин).

2. Упражнение в добавлении пропущенных сло­гов. Это упражнение может быть проведено как соревнование команд.

На доске напечатано (или выставлено) три-четыре слога, например: ба, ро, ка. Доска делится на две части, в каждой из них напечатан ряд слов с пропущенным слогом. Слова в правой и левой частях примерно равны по трудности. К доске выходят два ребенка — представители от каждой команды. Они должны вписывать пропущенные слоги (в приводимых ниже примерах слоги даны в скобках). Подбирают слова все участники соревно­вания. Выигрывает та команда, которая быстрее дополнит все слова.

Примерные слова для первой команды: во(ро)на; ма(ка)роны; (ба)ран. Примерные слова для второй команды: ко(ро)ва; (ка)пуста; (ба)рабан.

Возможны и другие варианты проведения упражнений, на­правленных на анализ звукового состава слова, в занимательной форме. Приведем примеры.

Детям предлагается: а) добавить по одной букве к словам рот, вол, сон, ось так, чтобы получились названия животных (крот, волк, слон, лось); б) изменить одну букву в словах рот,липа, майка, булка так, чтобы получились названия животных (кот, лиса, зайка, белка); в) заменить глухой звук парным звонким(или наоборот) в словах точка, кора, Паня, корка, почка так, чтобы получились новые слова — дочка, гора, баня, горка, бочка и т. п.

При проведении перечисленных упражнений слова выклады­ваются из букв разрезной азбуки.

3. Упражнение в подборе слов по цепочке. Один из детей называет любое слово, следующий ребенок должен оп­ределить последний звук (подбираются слова, преимущественно оканчивающиеся на согласные звуки) и подобрать начинающееся на него слово. При этом если предыдущее слово оканчивалось на мягкий звук, то на этот же звук должно начинаться подбираемое слово (соль — лист; девять — телефон).

К словам, оканчивающимся на парные глухие звуки, подбира­ются проверочные слова (дуб— дубы), следующее слово должно начинаться на звук б.

Ряд упражнений проводится с целью дальнейшего усвоения детьми правил правописания слов с мягкими согласными, с ко­нечными глухими согласными, а также закрепления умения выделять в словах ударный гласный. Приведем примеры.

Выбрать из ряда слов (с помощью картинок) и сложить из букв разрезной азбуки слова, в которых все звуки мягкие. Пере­числим некоторые из таких слов: дети, сети, пять, семь, пени, девять, десять, неделя, лебеди, осень, орехи, кисель, метель, апель­син, лилия, сирень, тюлень, бельё, деревья, мяч, лещ, вещи.

Выбрать с помощью картинок и сложить слова, в которых слышится глухой звук, а надо писать буквы в, з, ж, б,, д, г. При­мерный ряд слов; дуб, суп, кот, зуб, нос, таз, нож, душ, воз, бык, гриб, ёж.

Подобрать (устно) или выбрать из ряда записанных слов слова с определенным местом ударения.

Эти и подобные упражнения также могут проводиться как игра или соревнование. За правильные ответы выставляются фишки. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее овладение словарем, грамматическим строем речи и умением рас­сказывать. В первом и втором периодах обучения материал по всем этим направлениям коррекционного обучения подбирался с учетом усваивавшихся детьми звуков, и включался в занятия по произношению. На третьем этапе развитие речи происходит на специальных занятиях (один-два раза в неделю). Все занятия по развитию речи так или иначе взаимосвязаны с дальнейшим совершенствованием ее звуковой стороны. В процессе проведения этих занятий постоянно обращается внимание на правильность произ­ношения звуков и слов различной звуко-слоговой сложности. Кроме того, часть времени (2—5 минут) может отводиться на отработку произношения наиболее трудных звукосочетаний, слов или словосочетаний (которыми насыщен материал данного заня­тия). С целью дальнейшего совершенствования дикции можно предложить детям заучивание скороговорок и потешек. Если в период закрепления правильного произношения звуков речь де­тей была несколько скандированной, замедленной, то теперь появ­ляется возможность поставить специальной задачей развитие ин­тонационной выразительности речи.

Развитие словаря. В третьем периоде обучения закрепляются знания и навыки, касающиеся морфологического состава слов. Выше, при описании упражнений в словообразовании при помощи приставок, суффиксов и словосложения, был дан разнообразный материал. Однако он был несколько ограничен, т. е. подбирался лишь на определенные звуки. Теперь, планируя эти занятия, ло­гопед имеет возможность значительно расширить материал уп­ражнений.

Различные упражнения в течение второго периода обучения проводились на подбор глаголов с данной основой, но разными приставками или с определенной приставкой, но разными основами. Подводя итоги проделанной работы, логопед планирует занятия, в процессе проведения которых внимание детей обращается на звуковой состав и смысловое содержание слов, образованных пу­тем присоединения приставок.

Приведем примерный план одного из таких занятий.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

Цель занятия: образование глаголов с разными пристав­ками; закрепление правильного произношения звука йот в усло­виях стечения согласных.

Примерный ход занятия

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

Дети постепенно садятся, после того как произнесут примерно такие сочетания: сья— сья— сью; бье — бья — бью; вья — бья— сья и т. п.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

1. Детям предлагается подобрать слова, сходные со словом ехать. Дается пример: уехать (приехать, подъехать, отъехать, въехать, съехать, объехать, переехать, поехать). Если дети испыты­вают затруднение, логопед произносит ту или иную приставку (об-, пере-), предлагая закончить слово, или просит подобрать слово с противоположным значением (уехать — приехать).

2. Затем логопед задает вопрос: «Какая общая часть у всех этих слов?» После этого он четко произносит несколько слов, интонационно выделяя общую часть — ехать. Дети дают ответ.

Логопед предлагает двум-трем детям еще раз назвать все род­ственные слову ехать слова.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

1. Логопед обращается к детям со следующими словами: «Я буду произносить предложения, в которых будет пропущено по одному слову. Вы должны догадаться, какое это слово, произ­нести его, а потом и все предложение». Примерные предложения: Дети на санках (съехали) с горки. Вчера из Ленинграда (при­ехал) мой брат. Грузовая машина (подъехала) к дому.

Наши рекомендации