Как провести интерактивное занятие
ü Правила групповой работы.
Организация групповой работы включает определенный этикет совместной деятельности, чтобы не затрачивать много усилий для обсуждения сути Уроков правила устанавливаются в начале занятий. Приведенные ниже правила один из вариантов того, что можно предложить участникам «Уроков добра»:
Я внимательно слушаю, когда говорит другой.
Я критикую идеи, а не людей.
Я выслушиваю каждого, даже если я с ним не согласен.
Я изменяю свою точку зрения тогда, когда факты дают мне на это основания.
Я побуждаю каждого к обсуждению, чтобы придти к решению.
Я обосновываю мнения и убеждения.
Я учитываю в своем выступлении то, что говорили другие выступающие.
Я говорю, обращаясь к аудитории.
Что делать? При работе с группой определи, какие правила групповой работы целесообразны использовать для каждой конкретной аудитории и для каждого конкретного Урока. В конце каждого Урока поблагодарите участников и ответьте на их вопросы.
ü Методы групповой работы.
При поведении урока использованы разные методы, для чего они?
Лекции – 5% усвоения. Это быстрый способ донести информацию большого объема. Основным недостатком является – пассивная позиция участника.
Чтение – 10 % усвоения. Чтение в одиночку или в компании позволяет получить информацию, но не выработать навык.
Аудиовизуальные средства – 20% усвоения. Увлекательно, эмоционально, но сложно подобрать средство, чтобы одинаково восприняли все участники группы.
Использование наглядных пособий – 30% усвоения. Работают все каналы восприятия. Основной недостаток – есть категории, которые сложно показывать через наглядные пособия.
Интерактивные формы, обсуждение в группах – 50 % усвоения. Позволяет поделиться мыслями, впечатлениями, ощущениями. Дает возможность думать, высказывать и выслушивать различные мнения, в процессе осуждение может выйти далеко за рамки темы, и затратить больше запланированного времени.
Обучение в упражнении – 70% усвоения. В ходе ролевых игр, проигрывания ситуаций, практических занятий и заданий, самостоятельных исследований приобретается навык. Основной недостаток – формирующийся навык может быть ситуативным, т.е. выйдя за пределы аудитории, участник может вести себя по-прежнему.
Выступление в роли обучающего. Организация подготовленного добровольческого мероприятия – 90% усвоения. «Хочешь выучить сам – объясни другому».
Что делать? Программа сбалансирована и позволяет использовать различные методы для организации пространства «Уроков добра». Необходимо придерживаться простых правил:
1) в начале занятия удели внимание правилам групповой работы;
2) используй разнообразные формы работы;
3) отслеживай динамику Урока, он должен быть интересным и познавательным;
4) четко давай инструкции;
5) внимательно и безоценочно выслушивай позицию участников;
6) задавай направляющие вопросы, чтобы Урок проходил в нужном русле;
7) обсуждай сходство и различия позиций;
8) благодари аудиторию за вопросы;
9) подытоживай рассуждения всех сторон;
10) уточняй, что нового узнали участники.
ü Мотивация
Зачем мне тратить свое время на этот Урок? Вопрос который может возникнуть у участников группы, и оставаться в той или иной степени актуальным на протяжении всей работы.
Что делать? Эффективным приёмом для укрепления мотивации, создания обстановки безопасности в группе является уточнение целей Урока, уважительное отношение к участникам, лаконичные и полные инструкции к играм и заданиям. Также участников мотивирует их собственная активность в группе.
На когнитивном уровне (знание, познание) - возможность сопоставлять, принимать решения, спорить, осознавать и пр.
На эмоциональном уровне - это переживание сплочённости с другими, эмпатии, привнесение своих эмоций, удовлетворение любопытства, потребности в любви и признании и пр.
На поведенческом уровне – экспериментирование с различными ролями и ситуациями, удовлетворение потребности в физической активности.
ü Привлечение внимания (позерство).
Целью отдельных участников может быть желание быть в центре внимания всей группы. Особенно подростки, это кстати твои свертники, в этом часто нуждаются и пытаются добиться этого всеми возможными иногда даже негативными способами.
Что делать? Избегай невербального подкрепления (улыбок, одобрительных кивков) когда видишь, что участник «работает» на публику. Направь его энергию в мирное русло (например, можно попросить его фиксировать на ватмане (доске) ответы группы). Установи для каждого участника лимит времени. Подчеркни, что в сейчас важно мнение каждого. Не оставляй без внимания других участников группы, особенно застенчивых.
ü Постоянные вопросы.
Вопросы полезны только тогда, когда они углубляют взаимодействие, заставляют размышлять, обозначают несогласие. Вопросы бесполезны и даже вредны, если они являются попыткой рационализировать чувства, завуалировать критику, выразить враждебность по отношению к другим.
Что делать? Ведущий должен понимать, что такой способ ведения хотя и комфортен, но не эффективен, поэтому необходимо предлагать таким участникам переформулировать вопросы в утвердительные высказывания.
ü Самобичевание.
Некоторые участники постоянно обвиняют либо сами себя, либо группу, делая неблагоприятные прогнозы. Таким способом они маскируют свою потребность в помощи и внутреннее одиночество.
Что делать? Тебе следует поддержать, приободрить участника, обратить внимание даже на незначительный прогресс в его деятельности (знаниях и т.п.), похвалить за усилия, повысить его уверенность в благоприятном развитии событий.
ü Посторонние разговоры.
Многие участники склонны порой шептаться со своими соседями, когда другой говорит. Эти разговоры вызывают недоверие и раздражение у других.
Что делать? Спросить шепчущихся участников, готовы ли они сообщить содержание своего разговора всей группе. Обрати внимание участников на правила.