Интерактивное занятие по теме «ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Форма занятия – дискуссия, разбор конкретных ситуаций.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны знать место каждого органа местного самоуправления в системе органов местного самоуправления; уметь на основе анализа Конституции, Закона о местном самоуправлении 2003 г. давать общую характеристику правового статуса органов местного самоуправления; охарактеризовать порядок формирования и основные полномочия органов местного самоуправления; соотносить их полномочия между собой; анализировать и обобщать правоприменительную практику по организации местного самоуправления в современной России; иметь представление об особенностях правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования; владеть навыками профессиональной деятельности в органах местного самоуправ­ления; участия в разработке и проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, закрепляющих правовой статус органов местного самоуправления; юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов местного самоуправления.

Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.

Задание 1.

Выпишите из текста Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года и заучите наизусть определения «органы местного самоуправления», «депутат», «должностное лицо местного самоуправления», «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления».

Задание 2.

Назовите достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм местного самоуправления, заполнив таблицу. По каким критериям можно проводить сравнение?

Признаки для сравнения Сильный исполнительный орган Сильный представительный орган Комиссионная форма
Достоинства      
Недостатки      

Задание 3.

Дайте правовую оценку ситуации.

На муниципальных выборах были избраны 18 депутатов городской Думы (установленная численность депутатов городской Думы - 22 человека). На первом заседании Думы пять депутатов подали заявления о сложении полномочий.

Задание 4.

Дайте юридическую оценку ситуации.

Первую сессию поселкового Совета открыл и вел лидер партии, набравшей наибольшее число голосов на муниципальных выборах, а обязанности секретаря сессии выполнял председатель поселковой избирательной комиссии.

Задание 5.

Какие допущены нарушения при подготовке сессии?

В городской Совет должно быть избрано 25 депутатов. Через четыре дня после избрания в Совет 20 депутатов была созвана городской избирательной комиссией первая сессия. О времени и месте ее проведения было сообщено депутатам за 4 дня до сессии. На сессию совета прибыло 12 депутатов.

Задание 6.

Дайте правовую оценку ситуации.

Мэр города своим распоряжением образовал в структуре мэрии отдел по связям с общественными формированиями и назначил его руководителя. На сессии городского Совета это распоряжение было отменено как незаконное. Тогда мэр обратился с иском в суд с требованием признать не соответствующим закону указанное решение городского Совета.

Задание 7.

Мэр города №-ска, избранный непосредственно населением на выборах, допускал неоднократные нарушения финансовой дисциплины. За допущенные нарушения и несоблюдение норм действующего законодательства Губернатор области своим распоряжением освободил мэра города №-ска от занимаемой должности.

Задание 8.

Заполните таблицу сравнительного анализа

Признаки для сравнения Органы государственной власти Органы местного самоуправления Органы территориального общественного самоуправления
Понятие, виды      
Возможность и необходимость использования принципа разделения властей      
Нормативные основы      
Порядок формирования      
Сфера деятельности      
Порядок определения компетенции      

Задание 9.

Наши рекомендации