Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский край, Кузбасс, Омскую, Новосибирскую и другие области нашей страны. С детьми приезжали учителя, воспитатели, дошкольные работники. Всем давали приют и питание. Взрослых трудоустраивали, а детей зачисляли в школы, открывали для них детдома и интернаты.
Весь комплекс вопросов эвакуации, приема и устройства детей в интернатах получил государственно-правовую основу в ряде правительственных документов. Важнейшим из них явилось постановление Совнаркома СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Оно явилось обобщением разработанных и изданных ранее Наркомпросом Российской Федерации руководящих документов и инструкций. Среди них следует выделить общее положение об интернатах при неполных средних и средних школах, правила внутреннего распорядка дошкольных и школьных интернатах, примерные режимы общежития в интернатах разного типа, образец титульного списка для регистрации и учета этих учреждений, их штатные расписания и т.д.
Реализация всеобуча проходила в трудных условиях и затруднялась многими обстоятельствами: мобилизацией учителей в армию, использованием школьных зданий военными госпиталями, нехваткой учебного инвентаря, значительным оттоком учащихся из школ, иными причинами. Для решения этих проблем правительство приняло ряд мер.
Вначале войны Наркомпрос дал органам народного образования конкретные указания по учету всех детей школьного возраста на их территории, в том числе и прибывших в порядке эвакуации. Разрешалось открывать дополнительные классы и школы, специальные общеобразовательные школы, где дети находились на полном государственном обеспечении. В отдельных случаях допускалось создание однокомплектных начальных школ в населенных пунктах, насчитывающих не менее 15 детей школьного возраста и отдаленных друг от друга на 3-5 километров.
Особый контроль велся за учениками, покидающими школы. Причины были самые разные: выезд родителей, поступление в специальные учебные заведения, трудоустройство, отсутствие одежды и обуви, загруженность домашней работой, болезнь. Все отражалось в годовых отчетах органов народного образования.
В апреле 1942 г. состоялось межобластное совещание руководителей некоторых областных (краевых) отделов народного образования и Наркомпросов АССР, а затем последовали распоряжения Народного комиссариата просвещения РСФСР. Эти меры и ряд других мобилизовали органы местной власти, школьную администрацию комсомол, родительскую общественность на борьбу с отсевом учащихся из школ, неполным охватом детей всеобщим обучением. В школы РСФСР вернулось 360 тыс. учащихся. В 1942-43 учебном году отток учеников из общеобразовательных учреждений значительно сократился. Этому во многом способствовала активная позиция учительства. Педагогические коллективы разрабатывали и осуществляли систему мер, обеспечивающих эффективную работу с семьями. Она состояла из следующих конкретных дел: систематической поверки микрорайона школы, изучения домашних, условий детей, постоянной материальной помощи нуждающимся ученикам из фонда всеобуча и фонда военкомата, обучение больных на дому. Учителя приходили к больным детям после учебного дня, проверяли домашнее задание, объясняли новый материал, давали задание для самостоятельной работы. К больным детям, обучающимся на дому, прикрепляли пионеров и комсомольцев, которые в порядке шефства помогали выполнять домашние задания.
И все же осуществление всеобщего обучения приходилось реализовывать с огромными трудностями. Партийные органы требовали от отделений народного образования проведения конкретных мер по решению проблемы всеобуча. Основные из них - создание в школах фондов материальной помощи, обеспечение школьников (в первую очередь детей фронтовиков) одеждой и обувью, организация школьных буфетов и горячего питания учащихся, поддержание элементарных гигиенических условий в школьных помещениях, для обеспечения ученике школьными принадлежностями.
Предметом особой заботы являлось питание. Изыскивались различные способы для обеспечения учащихся пищей. При школах открывали столовые, буфеты, кормили детей в классах. Как правило, горячий завтрак в большинстве городских школ состоял из 50 граммов хлеба или булочки с чаем без сахара. В сельских - пустые капустные щи или жиденькая картофельная похлебка, а также картофельная каша, зачастую без хлеба. Хорошим источником продуктов питания для учащихся стали подсобные хозяйство с пришкольными участками и специально отведенными землями. Коллективы школ выращивали картофель, различные овощи, просо и др. Благодаря этому часть школьников получала бесплатные обеды. Другими источниками были благотворительные концерты, разовые сборы, специальные стипендии райкомов и горкомов ВЛКСМ. Полученные деньги перечисляли в фонд детям фронтовиков на организацию питания. Для учеников собирались с населения картофель, овощи и молоко. Одной из причин, усугубляющих решение проблемы всеобуча, стала нехватка одежды и обуви. Иногда дети из одной семьи ходили в школу по очереди, т.к. была лишь пара ботинок или валенок на 2-3 ученика. Партийные и советские органы старались исправить положение и обязывали товаропроизводителей выпускать больше детской одежды и обуви, а торгующим организациям осуществлять целенаправленную продажу. Военные комиссариаты и отделы социального обеспечения взяли под особый контроль помощь детям фронтовиков. В школы стали поступать детские пальто, ботинки, валенки, различные швейные и трикотажные изделия.
Важное место в развитии учебного процесса имел содержательный контроль за работой школ и учителей со стороны органов народного образования во всех его звеньях. На его совершенствование был направлен приказ Наркомпроса РСФСР «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и постановки учета знаний учащихся» от 16 октября 1943 г. Приказ предписывал обеспечить на местах регулярное посещение школ и уроков инспекторами отделов народного образования и руководством школ; рекомендовал при этим обращать особое внимание на качество работы учителя и проверку знаний учащихся, переводя выборочный опрос, проверять подготовку учителя к уроку и т.д. При этом инспектора освобождались от проверки организационно-хозяйственной работы в школах. Для улучшения контроля за обучением и воспитанием в школах увеличивалось количество инспекторов школ в районных, городских, областных, краевых отделах народного образования, наркомпросах союзных и автономных республик. Инспектора назначались и увольнялись наркомами союзных республик.
Годы войны породили проблему детской безнадзорности. Она была обусловлена призывом отцов на фронт и длительной работой матерей и других членов семей на производстве. Специальным постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Он предусматривал создание при областных (краевых) исполкомах авторитетных комиссий по борьбе с безнадзорностью, назначение инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создание сети приемников и детских домов, организацию трудоустройства детей. Среди мероприятий по предупреждению детской безнадзорности эффективной формой стали организованные в 1943 г. учебно-производственные мастерские. В них производительный труд подростков сочетался с общеобразовательными и физкультурными занятиями. Учащиеся овладевали технологией производства, производственно-техническими навыками, необходимыми для массовых профессий, получали общественно-политическое воспитание.
Значительную роль в решении проблемы всеобуча сыграли школьные интернаты. Они не только спасли много тысяч детей, но и способствовали их воспитанию в исключительно благоприятных условиях. В большинстве интернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь.
С 1943 г. для работающих в промышленности подростков и юношей, которые, следовательно, не имели возможности посещать обычную школу, был создан новый тип общеобразовательной школы -- школа рабочей молодежи, дававшая неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства.
15 июля 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». В соответствии с документом и по инициативе комсомола в РСФСР начиная с 1943-44 учебного года было организовано более тысячи школ рабочей молодежи.
Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1943 г. с 1944-45 учебного года было введено обязательное обучение детей, начиная с семилетнего возраста. Понижение возрастного уровня на год имело важное народно-хозяйственное значение. Оно давало возможность закончить семилетнее образование в 14-летнем возрасте, поступить в учебное заведение трудовых резервов и получить профессию на год раньше. Это новшество ликвидировало существовавший разрыв между детским садом и школой, являлось целесообразным с педагогической стороны. Понижение возраста начала обучения в школе на один год, безусловно, отвечало общему уровню развития и подготовки детей к усвоению школьной программы и потому рассматривалось как новый важный шаг в осуществлении всеобщего обязательного обучения в стране.
Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на все трудности и лишения военного времени.
военный школа педагогический патриотический