Расходы на реализацию товаров, принципы их классификации, факторы, влияющие на их размер. Методика анализа расходов на реализацию товаров

Расходы на реализацию товаров(ИО) – это выраженные в ден форме затраты живого труда, сопровожд-е осуществление связи между производителем и потребителями или доведение товаров от производителя до потребителя.

Принципы классификации:

- по экономическому содержанию: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на соц. нужды, амортизация основн. средств и нематериальных активов, прочие затраты.

- по отраслям деятельности: издержки обращения розничной торговли, общепита,

оптовой торговли, по заготовкам с/х продуктов, по завозу, длительному хранению и оптовой реализации плодоовощной продукции.

- по товарам и товарным группам:р-ды по прод и по непрод товарам.

- по влиянию изменения V т/о на сумму и уровень расходов:-условно-переменные и условно-постоянные;

- по хар-ру общественного труда,связанного с образованием стоимости: дополнительные и чистые;

- По коч-ву торгового обсл-я: обусл повышением кач-ва обсл-я и не связ с его повышением;

- по статьям расходов (Номенклатура вкл 19 статей) - транспортные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря, амортизация основных средств, расходы на ремонт основных средств, расходы на санитарную, специальную одежду, столовое белье, посуду, приборы (если учитывается в оборотных средствах), расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд, расходы на хранение, упаковку и подработку товаров, проценты за пользование кредитом, расходы на рекламу, потери товаров и технологические отходы, расходы на тару, прочие расходы;

На издержки обращения влияют внешние и внутренние факторы. Внешние: цена на товары, тарифы на услуги других отраслей, денежные доходы и покупательная способность населения, объем производства и степень насыщенности рынка товарной массой, ставки налогов и отчислений, включаемых в издержки обращения, проценты за пользование кредитом и др.

Внутренние: - объем и ассортиментная структура т/о, оборачиваемость товаров, ценовая политика орг-и, производительность и интенсивность труда торговых работников; эфф-ть исп-я МТБ, орг-я и технология товародвижения, формы и методы продажи товаров. Между объемом т/о и уровнем издержек обращения существует обратная зависимость.Если повышается удельный вес издержкоемких товаров, то уровень издержек независимо от роста т/о будет повышаться.

Традиционно факторы, влияющие на расходы на реализацию, объединяют в две группы: общехозяйственные, действие которых связано с решением основных социально-эко-их проблем; внутриотраслевые: действующие в рамках отдельной отрасли и конкретной организации: изменение объема и структуры розничного товарооборота, размеры торговых организаций, формы товародвижения и состав оптового товарооборота, производительность труда работников, скорость обращения товаров, звенность товародвижения, уровень свободных розничных цен на товары и услуги. Одним из основных факторов, влияющих на общий уровень и сумму расходов на реализацию торговой организации, является объем товарооборота. Влияние данного фактора заключается в том, что с увеличением объема продаж увеличивается общая сумма расходов на реализацию, в том числе услов-переменных статей расхода. Однако условно-постоянные затраты с увеличением объема товарооборота по сумме растут незначительно, а уровень их может снижаться. Влияние изменения объема т/о на расходы на реализ. По усл-пер ст. = разность между пересчит суммой и плановой. По ус-пост ст = разность между пересчит ур и плановым ур.

Методика и задачи анализа: -оценка общей суммы и уровня р-дов за отч период,а так же в сравнении с орг-ями-конкурентами и со среднерыночным пок-лем р-дов;

- изучение расходов на реализацию в разрезе отдельных статей по абсолютной сумме и по уровню, оценка их доли в совокупных р-дах за отч период и в динамике;

- выявление и кол-ная оценка влияния ф-ров на общий уровень и отдельные статьи р-дов на реал-ю;

-оценка эффективности затрат и ее влияние на конечные фин. Результаты хоз деят-ти;

-поиск и расчет резервов экономии расходов на р-ю тов-в, определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и предстоящем периоде.

Планирование расходов на реализацию товаров торговой организации в сумме и по основным статьям (транспортные расходы, амортизация основных средств, проценты за пользование кредитом, расходы на оплату труда).

Планирование величины расходов осущесвляется с исользованием экономико-математических, экономико-статистических и расчетно-аналитических методов, а также метода технико-экономических расчетов (нормативного), оптимизации плановых решений и др.

Транспортные расходы:

Железнодорожные перевозки – определяют грузооборот в тоннах, включая вес тары. Рассчитывают необходимое количество вагонов (контейнеров), умножают его на тариф за один вагон (контейнер).

Автомобильные перевозки – расходы собственного транспорта учитываются на других статьях. Расходы по централизованной поставке определяются по тарифу (процент к стоимости завозимых товаров) или с учетом массы товаров, средней цены за тонну и тарифа. Привлеченный транспорт – расходы планируются с учетом количества машин, часов работы машины в день, дней работы в плановом периоде и тарифов за каждый час работы. Если на договорной основе по тарифам за тонно-километр, то рассчитывается в зависимости от класса груза, тарифов и объема транспортного грузооборота. + стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.

Расходы по оплате труда (предусматриваются в плане по труду и заработной плате):

УРфзп = ФЗП * 100 / Т

Амортизация основных средств – рассчитываются исходя из норм амортизационных отчислений, нормативных сроков службы или сроков полезного использования объектов основных средств и их среднегодовой стоимости.

АОос = ∑ АС * АОн

АОос –сумма амортизационных отчислений по соответствующей группе основных средств

∑ АС – амортизируемая стоимость

АОн – норма амортизационных отчислений по соответствующей группе основных средств.

Проценты за пользование кредитом – потребность в кредитах определяется как разница между общей потребностью в оборотных средствах и наличием собственных оборотных средств. Сумма процентов за кредиты рассчитывается делением на 100 произведения потребности в кредитах и ставки банковского процента.

Отчисления на социальные нужды – планируются в размере 34 % расходов на оплату труда.

Расходы на содержание сооружений, помещений, инвентаря планируются на основе заключенных договоров, предусматривающих количество потребляемых ресурсов, тарифы и ставки за одну потребляемую единицу.

Затраты и отчисления на ремонт основных средств – планируются исходя из объемов ремонтных работ, предусмотренных в плановом периоде.

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров – планируются отдельно по каждому элементу, а их общая величина определяется суммированием.

Наши рекомендации