II. Коррекционно-развивающий этап.
Игра «Найди себе пару».
Дети ходят по группе, ищут такие же игрушки и расставляют парами на своих столах. Логопед просит внимательно послушать, как эти предметы называются, когда их много, и определить, у кого: гриб — грибы; самолёт — самолёты; шар — шары; кубик — кубики; карандаш — карандаши и т. д. Затем логопед предлагает поднять руку тем детям, у кого шар, кубик, стол; шары, кубики, столы и т. д. Далее дети выполняют двухступенчатую инструкцию типа: «Себе возьми шар, а мне дай шары; Лене дай кубик, а Наташе — кубики» и т. д. Логопед даёт образец правильного выполнения задания.
III. Закрепляющий этап.
Игра «Шаловливый ветер».
Дети стоят в центре группы, а в это время появляется «шаловливый ветер», разбрасывающий разрезанные картинки. Дети по одной части картинки угадывают и находят соответствующий предмет, называют его (после образца речи логопеда) в любом фонетическом оформлении: «Той (стол), той (сто лы), сяй (шар), сяи (шары)» и т. д. Логопед обращает внимание на чёткость проговаривания детьми окончаний слов.
Игра «Кто что хочет делать?».
Даётся образец выполнения задания с одним-двумя глаголами и словами в единственном и множественном числе: «Хочу мыть стол
(столы, мяч, мячи)», «Хочу взять шар (шары, гриб, грибы)». При этом допускается вариант, когда логопед проговаривает первую часть предложения «Хочу мыть...», а ребёнок заканчивает его одним словом в единственном или множественном числе.
IV. Итоговый этап.
Игра «Один — много».
Дети строятся парами, логопед показывает ту или иную часть тела, называя её в единственном числе, а дети — во множественном: рука — руки, нога — ноги, спина — спины и т. д.
Тема «Развитие активного звукоподражания. Слова-звукокомплексы, обозначающие крики животных и птиц»
Цель: совершенствовать навыки подражания крикам домашних/диких птиц и животных.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети садятся в кружок около логопеда. Появляется Красная шапочка. Она раздаёт мешочки с игрушечными животными, которых дети угадывают на ощупь. Логопед спрашивает:
-У кого щенок? У кого корова? У кого мышонок? У кого козлёнок? У кого котёнок?
Дети показывают поочерёдно свои игрушки.
II. Коррекционно-развивающий этап.
Игра «Приглашение к обеду».
Дети подходят к столу, на котором разложена пища для животных, и выбирают ту, которая подходит именно его игрушке. Логопед предлагает послушать, как звери просят для себя еду:
—Козлёнок блеет - ме, курочка кудахчет — ко-ко-ко.
—Котёнок мяукает — мяу, корова мычит — му.
—Щенок лает — ав-ав.
Эти сочетания повторяются хором и индивидуально.
III. Закрепляющий этап.
Игра «Кто как кричит».
Ведущий подходит к каждому ребёнку и берёт его игрушку, а тот воспроизводит звукоподражание своего животного. (Логопед предварительно даёт образец правильного выполнения задания.) Усложнённый вариант задания: логопед сам воспроизводит то или иное звукоподражание, намеренно ошибаясь, а ребёнок должен «поправить» логопеда, произнося то звукоподражание, которое действительно подходит к его игрушке.
Игра «Большие и маленькие».
Дети делятся на две команды. Логопед показывает изображение того или иного животного/птицы, а дети по-разному воспроизводят их крики. Одна команда кричит громко, как взрослые особи, а вторая — тихо, как детёныши.
IV. Итоговый этап.
Дети подходят к столу логопеда и зовут того зверя, изображение которого они хотят получить: «Му-му», «Ам-ам», «Ко-ко», «Пи-пи».
Соответствующие контуры животных дети наклеивают дома в своих тетрадях.
Тема «Развитие активной речевой деятельности. Предложение по вопросам кто? что делает? что?»
Цель:учить детей составлять предложения по вопросам кто? что делает? что?
Ход занятия
I. Организационный этап.
Игра «Экскурсия в магазин игрушек».
Оформляется витрина, где располагаются куклы, ванная, умывальные принадлежности. Дети, войдя в «магазин», выбирают понравившуюся куклу, придумывают ей имя (Тата, Тома, Ко (Коля), Ва (Ваня), Ка (Катя) и т. д.). Появляется весёлый медвежонок Умка и предлагает детям показывать светящейся указкой название части тела кукол. Например:
- Покажи, где у Кати глазки, ушки.
- Где у Вани рот, голова, нога, ноги?
- Где у Коли рука, руки, губки, зубы?
Затем одному из детей даётся «волшебная» указка и он показывает, где у кукол, детей, взрослых глаза, уши, руки, ноги. II.Коррекционно-развивающий этап.
Игра «Ждём гостей».
Оборудуется детская ванная комната. Дети приходят в гости со своими куклами и по просьбе логопеда рассаживают их. Логопед обращает внимание на то, как дети (куклы) «испачкались», а значит, им надо помыться. Что будут мыть дети (куклы)? Руки, нос, щёки, ноги, уши и пр. Эти части тела показываются детьми (а по возможности и называются в любом фонетическом оформлении). Логопед даёт образец выполнения задания: Тома, мой руки, демонстрируя обозначенное действие. Затем логопед уточняет: Что делает Тома? Тома моет руки. Дети повторяют предложение в любом фонетическом оформлении, при этом логопед обращает внимание на чёткость произнесения не всех слов целиком, а их окончаний. «Приглашается» следующая кукла — Аня. Аналогичным образом обыгрывается предложение типа Аня моет уши.
III. Закрепляющий этап.
Логопед спрашивает детей, что ещё может мыть кукла. Дети отвечают, указывая на те или иные части тела, изученные ранее. С помощью логопеда составляются предложения: Тома моет ноги. Аня моет рот. Тома моет течи и пр. Предварительно происходит демонстрация обозначенных действий.
IV. Итоговый этап.
Игра «Найди свою картинку».
На доске вывешивается фланелеграф. На нём — сюжетные картинки. Дети по очереди подходят к фланелеграфу, выбирают понравившуюся картинку и составляют по ней предложение по вопросам кто? что делает? что? Например, Мишка моет уши, Зайка моет глазки и т. д. Логопед поощряет деятельность детей и вклеивает соответствующие картинки в индивидуальные тетради детей.
Средняя возрастная группа