Критерии постановки на педагогический учет социальным педагогом
2.1. Школьная дезадаптация:
• проблемы, связанные с посещаемостью занятий в школе (прогулы, опоздания);
• проблемы, связанные с успеваемостью (трудности в учении, низкая мотивация к учению).
2.2. Отклоняющееся поведение:
• бродяжничество;
• пьянство, алкоголизм;
• токсикомания, наркомания;
• другие формы девиантного поведения: агрессивность, жестокость, предрасположенность к суицидальному поведению (суицидальные попытки).
2.3. Также на педагогический учет ставят детей и подростков, которые:
• имеют частые нарушения дисциплины на уроках и в ходе проведения внеклассных мероприятий (на основании докладных учителей, классного руководителя, дежурного администратора);
• совершили правонарушение или преступление;
• унижают человеческое достоинство участников образовательного процесса;
• допускают грубые или неоднократные нарушения Устава школы.
2.4. Учащиеся могут быть сняты с учета социальным педагогом в
течение учебного года по ходатайству классного руководителя, по решению Совета профилактики.
Технология кураторства
Одним из самых эффективных видов помощи обучающемуся и семьям является работа межведомственной команды специалистов. Состав команды определяется индивидуальным планом сопровождения или программой реабилитации. Ключевыми фигурами в работе команды являются социальный педагог и куратор сопровождения обучающегося группы риска или куратор семьи.
Технология кураторства – совокупность социально-психологических форм, методов, приемов и средств, реализующихся специалистом, куратором, в процессе взаимодействия с несовершеннолетним и семьей.
Куратор несовершеннолетнего - специалист, сопровождающий несовершеннолетнего в процессе коррекции поведенческих отклонений.
Цель куратора несовершеннолетнего - создание условий для выстраивания эффективного процесса коррекции поведенческих отклонений несовершеннолетнего.
Задачи куратора несовершеннолетнего:
1. Выстроить конструктивное взаимодействие с ребенком;
2. Выявить проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;
3. Обеспечить постоянную поддержку ребенку в направлении позитивных изменений;
4. Организовать специализированную комплексную помощь в соответствии с индивидуальным планом сопровождения;
5. Оказать индивидуальную педагогическую помощь подростку через вовлечение их в различные мероприятия с целью развития их социальной компетентности;
6. Организовать оценку эффективности взаимодействия специалистов и семьи, а также корректировку этого процесса.
Куратор семьи – специалист МУ КЦСОН, сопровождающий семью в процессе её коррекции или реабилитации. Куратором может быть социальный педагог или другой педагогический работник, прошедший специальное обучение. Куратор назначается, если семье присвоен статус СОП или «группа риска».
Цель куратора семьи – создание условий для эффективного взаимодействия членов семьи в ситуации алкогольной, токсической или наркотической зависимости и команды специалистов, при которых семья начинает принимать помощь социума и берёт на себя ответственность за решение собственных проблем.
Задачи семейного куратора
1. Выстроить конструктивное взаимодействие с семьёй.
2. Выявить проблемы, особенности развития и потенциала семьи.
3. Замотивировать членов семьи на разрешение проблемы зависимости, к обращению к специалистам.
4. Обеспечить постоянную поддержку усилий семьи в целом и отдельных ее членов в направлении позитивных изменений.
5. Организовать специализированную комплексную помощь с учетом индивидуальных потребностей семьи.
6. Скоординировать межведомственное и междисциплинарное взаимодействие в работе с семьей.
7. Оказать индивидуальную педагогическую помощь детям и подросткам через вовлечение их в различные мероприятия с целью развития их социальной компетентности.
8. Организовать оценку эффективности взаимодействия специалистов и семьи, а также корректировку этого процесса.
Принципы работы куратора:
1. Безоценочное отношение к несовершеннолетнему и членам его семьи. Вместо оценки и осуждения необходимо понимание ситуации и принятие каждого члена семьи.
2. Гуманистическая направленность предполагает последовательное отношение педагога к подростку, как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
3. Поиск ресурсов. Осуществляя содействие несовершеннолетнему и семье в позитивных изменениях, важно искать в нем и его семье то, что может помочь справиться с проблемой.
4. Направленность в будущее. Осуществляя содействие несовершеннолетнему и его семье в позитивных изменениях, важно направлять усилия на поиск возможных путей выхода из проблемной ситуации, а не искать виновного в случившемся.
5. Разделение ответственности. Куратор, чтобы действовать профессионально, конструктивно, должен постоянно спрашивать себя: всё ли я сделал, чтобы помочь семье принять правильное решение. Однако за то, произойдут ли на самом деле позитивные изменения, ответственность лежит на членах семьи.
6. Добровольность. Семья добровольно пользуется помощью куратора и в любой момент на любом этапе работы со специалистами может отказаться от участия в программе сопровождения.
7. Конфиденциальность. Куратор, как и участники консилиума (либо заседания Совета профилактики), должны сохранять конфиденциальность при использовании информации, полученной в результате взаимодействия с несовершеннолетним и его семьёй.
8. Посредничество. Большая часть работы куратора – медиация (или посредничество) как внутри семьи, так и между семьёй и специалистами, в компетенции которых – оказание содействия в разрешении конкретных проблем.
9. Включение сообщества в нормализацию отношений в семье. Осуществляя содействие семье в позитивных изменениях, куратор использует возможности микрорайона, поощряет участие в программе сопровождения людей, которые могут оказать поддержку и помощь семье.
3.5.1. Общая схема технологии курирования индивидуального плана сопровождения несовершеннолетнего или семьи
Общая схема курирования представляет собой последовательность этапов:
1. Формирование представления о конкретных целях (этап ориентировки);
2. Исполнение (реализации методов, приемов и средств куратора в предусмотренной последовательности);
3. Оценка результатов;
4. Корректировка исполнения или совершенствование цели;
5. Поддерживающее сопровождение.
Этап ориентировки начинается на стадии обсуждения причин отклоняющегося поведения ребенка или проблем семьи, диагностики; постановки целей и задач работы с ребенком и его семьей. На этой стадии куратор устанавливает доверительные отношения с ребенком или семьей, выявляет возможные внутрисемейные проблемы, систему внутрисемейных отношений.
Оценка результатов позволяет определить итоги сопровождения несовершеннолетнего или семьи, выявить проблемы взаимодействия семьи и команды специалистов, внести поправки на этапе исполнения или скорректировать задачи. В случае корректировки задач работа с семьей продолжается. В ситуации достижения поставленной цели взаимодействие переходит на этап поддерживающего сопровождения, о котором семья и куратор предварительно договариваются (однако оно не должно быть более полугода).
Неотъемлемым компонентом в организации кураторства обучающегося группы риска является педагогическая рефлексия, которая включает:
· осознание педагогом подлинных мотивов собственной действий (совершаются ли они в интересах личностного развития ребёнка, собственного престижа, в угоду начальству, инструкции и т.д.);
· умение отличать собственные трудности от затруднений ребёнка;
· способность поставить себя на место обучающегося;
· способность к адекватной оценке собственных действий.
Важными составляющими кураторства являются:
· Уважение достоинства своей личности и личности ребёнка;
· Доверие и понимание в отношениях с обучающимся;
· Умение гибко изменять поведение, установку во имя развития личности обучающегося;
· Признание права подростка на свободу выбора;
· Готовность и способность быть на стороне ребёнка, признание за ним права на ошибку.
Ниже предлагается подробное описание алгоритма деятельности куратора индивидуального плана сопровождения и куратора семьи.
Необходимо отметить, что куратором индивидуального плана сопровождения и несовершеннолетнего чаще всего является классный руководитель обучающегося. Если на Совете профилактики принимается решение, что необходимо организовать курирование семьи, то куратором семьи чаще всего становится социальный педагог.
Таблица 2. Этапы работы куратора индивидуального плана сопровождения и несовершеннолетнего
№ | Этап | Задача | Формы и методы работы, средства |
Этап ориентировки | |||
Ориентировка в ситуации | Определение цели и задач курирования несовершеннолетнего Определение методов и приемов взаимодействия с ребенком | Разработка плана курирования ребенка | |
2. | Установление доверительного контакта с ребенком. | Восстановительная беседа Прием разделения ответственности | |
3. | Достижение договоренности о совместных целях и результатах коррекционной работы | ||
Этап исполнения | |||
Взаимодействие с ребенком | Организация процесса курирования | Совместное с ребенком планирование мероприятий на 1-2 недели и обсуждение результатов | |
Контроль реализации мероприятий ИПСа | Координация действий педагогов, специалистами и ребенка | Рабочие встречи с педагогами и специалистами | |
Обеспечение позитивной досуговой занятостью | Поиск сферы успешности ребенка, формирование способностей и интересов | Диагностика интересов Совместный поиск досуговых учреждений Привлечение к школьным, внешкольным мероприятиям | |
Этап оценки результатов | |||
Подведение итогов курирования | Анализ эффективности курирования несовершеннолетнего | Подготовка справки о результатах курирования Выступление с результатами сопровождения несовершеннолетнего на консилиуме | |
Организация поддерживающего сопровождения | Совместное планирование развития учащегося | Беседа с учащимся, индивидуально-ориентированное занятие по примерной тематике: «Я и мое будущее» | |
Этап корректировки | |||
Определение проблем этапа исполнения | Корректировка задач, форм, методов работы с учащимся | Внесение корректив в ИПС |
3.5.2. Работа куратора на примере работы куратора с семьей
Таблица 3. Этапы работы куратора с семьей
№ | Этап | Задача | Формы и методы работы, средства |
Этап ориентировки | |||
Ориентировка в ситуации | Сбор информации о ситуации в семье. | Консультации с заместителем директора школы по воспитательной работе, с классным руководителем, социальным педагогом школы, инспектором ПДН о ребенке, ситуации в семье | |
2. | Взаимодействие с семьей | Установление контакта с семьей Достижение договоренности о выходе в семью | Первый звонок и или разговор с членами семьи с целью представления куратора семьи или роли куратора (если это соц. педагог школы). |
3. | Взаимодействие с семьей | Установление доверительных отношений с членами семьи. | Выход в семью. Беседа о семейной ситуации, проблемах, ресурсах. Заполнение анкеты по симптоматике семейной ситуации |
Взаимодействие с семьей | Мотивирование на совместную работу семьи и команды специалистов по ситуации в семье | Выход в семью. Приглашение семьи на Совет профилактики для заключения соглашения с семьей о сотрудничестве | |
Участие в Совете профилактики | Мотивация родителей к сотрудничеству | Заключение договора о сотрудничестве | |
Этап исполнения | |||
Организация диагностического исследования семейным психологом | Обеспечение возможности углубленной диагностики членов семьи | Определение времени и места диагностики | |
Участие в консилиуме специалистов | Прояснение причин семейного неблагополучия, разработка стратегии вмешательства в семейную систему | Выступление на консилиуме специалистов о результатах взаимодействия с семьей | |
Разработка индивидуального плана сопровождения (ИПСа) | Определение задач работы с семьей, форм и методов работы команды специалистов | Оформление ИПСа | |
Согласование ИПСа с членами семьи | Принятие ИПСа членами семьи, разграничение ответственности между членами семьи и специалистами | Выход в семью Обсуждение пунктов ИПСа с членами семьи | |
Реализация ИПСа | Координация действий между членами семьи и командой специалистов (психолог, ведущий ВП, нарколог, врач-психиатр, психотерапевт) | Звонки и выходы в семью. Рабочие встречи со специалистами Контроль реализации мероприятий ИПСа | |
Этап оценки результатов | |||
Оценка изменений в семейной системе | Анализ эффективности совместной работы команды и семьи | Беседа с членами семьи Анкетирование Организация диагностики семейным психологом Выступление с результатами сопровождения семьи на консилиуме Подготовка итогового заключения по ситуации в семье | |
Этап корректировки | |||
Определение проблем этапа исполнения | Корректировка задач, форм, методов работы с семьей | Внесение корректив в ИПС | |
Этап поддерживающего сопровождения | |||
Поддержка семьи | Оказание поддерживающей помощи семье | Периодические выходы в семью. Беседы. |