Принцип профессиональной кооперации
1. Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.
2. Социальный педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
3. Если то или иное нарушение профессиональной этики социальным педагогом не может быть устранено неформальным путем, то эта проблема обсуждается на заседании методического объединения социальных педагогов.
1.3. Примерный перечень документации социального педагога образовательного учреждения
Нормативно-правовые документы:
1. Должностная инструкция, утвержденная руководителем образовательного учреждения.
2. Циклограмма работы социального педагога, утвержденная руководителем образовательного учреждения.
3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
4. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, регламентирующих и определяющих содержание деятельности социального педагога.
5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социального педагога (приказы «О создании и работе школьного Совета профилактики», «О проведении совместных рейдов» и др.).
Социальному педагогу необходимо иметь информацию о проблемах, целях и задачах работы школы на учебный год. Исходя из этого, сформулировать проблему, цели и задачи социального педагога, определить основные формы и методы работы по их реализации.
Планирование работы:
1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический)
2. Планы работы социального педагога на учебный год и летний период, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, родительским комитетом и др.)
3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДНиЗП, инспектором ОДН, участковым инспектором и др.)
4. Циклограмма работы на неделю.
Материалы основной деятельности:
1. Социальный паспорт школы за 3 предшествующих года.
2. Списки обучающихся по категориям: из многодетных семей, из малообеспеченных семей, из неблагополучных семей, дети-инвалиды, опекаемые дети, поставленные на бесплатное питание; по категориям: состоящие на педагогическом учете в школе, состоящие на учете в ОДН, склонных к самовольным уходам из дома или госучреждений. Все списки необходимо формировать с максимальной полной информацией.
3. Карточка индивидуального изучения подростков, состоящих на учете в школе и ОДН.
4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.
5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью, состоящую в УСЗН в категории «Социально опасное положение «СОП)».
6. Протоколы Советов профилактики, которые в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел обучающихся указывается, кто из родителей или лиц, их заменяющих, был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.
7. Журнал записи о проведенных рейдах с полной информацией (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках обучающихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с ребенком, в семье и т.д.)
8. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях обучающимися. Все списки необходимо формировать с максимально полной информацией о проделанной профилактической работе с указанием дат.
9. Материалы о летней занятости обучающихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, дети-инвалиды, опекаемые дети), обучающиеся «группы риска».
10. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
12. Учет обращений родителей, учителей, обучающихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.
13. Журнал посещений уроков, их анализ.
14. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
15. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
16. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.